• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

СМИ о нас

20 февраля 2024
Директор Центра языка и мозга Ольга Драгой рассказала "Известиям" о создании ПО для быстрой диагностики дислексии у детей.

10 июня 2022
Главный научный сотрудник Центра языка и мозга Ольга Драгой рассказала о сотрудничестве Центра языка и мозга с Международным образовательным центром АГУ. 
В рамках взаимодействия Центра языка и мозга ВШЭ и Международного образовательного центра АГУ на базе кафедры английской филологии факультета иностранных языков реализуется проект по экспериментальной лингвистике.

Источник: Информационное агентство "Республика".


4 июня 2023
Научный сотрудник Центра языка и мозга Светлана Дорофеева ответила на вопросы о дислексии интернет-изданию "Российской газеты".

10 января 2022
Научный сотрудник Центра языка и мозга Нина Здорова рассказала интернет-изданию "Системный Блокъ" о том, как движения глаз при чтении про себя отличают опытного читателя от начинающего. 

7 ноября 2021

Старший научный сотрудник Центра языка и мозга Светлана Малютина поделилась экспертным мнением с интернет-изданием "Мел".
Светлана Малютина дала экспертный комментарий интернет-изданию "Мел" для публикации, посвященной самым распространенным мифам о научных представлениях. Спасёт ли разгадывание кроссвордов от болезни Альцгеймера и восстанавливаются ли нервные клетки?

28 октября 2021
Научные сотрудники Центра языка и мозга дали интервью газете "Коммерсантъ".
Научный сотрудник Ольга Паршина, стажёр-исследователь Анастасия Кромина и старший научный сотрудник Анатсасия Лопухина рассказали газете "Коммерсантъ" о том, какова разница в чтении у разных русскоговорящих людей.

29 августа 2021
Старший научный сотрудник Анастасия Лопухина дала интервью интренет-изданию "Woman.ru".
Анастасия Лопухина рассказала интрнет-изданию "Woman.ru", как развивается речь младенцев и как научные исследования помогают при нарушениях речи.

26 августа 2021
Старший научный сотрудник Центра языка и мозга Анастасия Лопухина рассказала интренет-изданию "Системный Блокъ" о том, как младенцы учатся говорить.

27 июля 2021
Научный сотрудник Центра языка и мозга Ольга Паршина и стажёр-исследователь Софья Гольдина рассказали сервису "Bookmate journal" о процесссах, которые происходят во время чтения.
Ольга Паршина и Софья Гольдина рассказали сервису "Bookmate journal" о том, как  двигаются глаза при чтении и почему одни читают быстрее других.

23 июня 2021
Журнал "Коммерсантъ" опубликовал материал об исследовании Центра языка и мозга.
В журнале "Коммерсантъ" опубликована статья о том, чем отличается чтение на русском языке у разных групп читателей. Материал основан на исследовании, проведенном в Центре языка и мозга Ольгой Паршиной, Ириной Секериной и Анастасией Лопухиной и опубликованом в журнале Reading Research Quarterly.

24 апреля 2021
Старший научный сотрудник "Центра языка и мозга" Анастасия Лопухина рассказала интернет-изданию "Системный Блокъ", как мозг заставляет нас ошибаться.

16 апреля 2021
Информагенство ТАСС опубликовало материал об исследовании, проведенным в Центре языка и мозга
Информагентсво ТАСС опубликовало статью о работе Вардана Арутюняна, в которой впервые были исследованы речевые навыки большой группы русскоязычных детей с расстройствами аутистического спектра на всех лингвистических уровнях, как на порождение, так и на восприятие.


05 октября 2020
На портале IQ HSE опубликован материал о дислексии, подготовленный вместе со Светланой Дорофеевой 

5 октября отмечается Всемирный день знаний о дислексии ( World Dyslexia Awareness Day ). Младший научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Светлана Дорофеева вместе с IQ подготовили материал об особенностях, причинах и методах диагностики этого нарушения.

формагентсво ТАСС

23 сентября 2020
На телеканале ТВЦ вышел сюжет о том, как нейролингвисты помогают нейрохирургам проводить картирование речи во время операций на мозге с пробуждением.
Ольга Драгой и Андрей Реутов рассказывают на телеканале ТВЦ о картировании речи во время нейрохирургических операций/ Скриншот с сайта tvc.ru


Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, рассказала об использовании языковых тестов для картирования речи в нейрохирургии:

 - Во время нейрохирургической операции пациент пробуждается до полного сознания. Лингвист предъявляет пациенту речевые задания. В это время хирург производит стимуляцию отдельных участков головного мозга. Если во время стимуляции конкретной зоны пациент либо перестает выполнять задание, либо выполняет его с ошибками, для нас это означает, что данный участок мозга критично задействован в речевой функции. Тогда нейрохирург маркирует этот участок стерильным ярлыком и старается избежать его резекции.

30 марта 2020
Директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Драгой рассказала о распеределении функций в правом и левом полушариях мозга.
О том, правда ли, что одно полушарие мозга отвечает за логику, а другое - за эмоции и творчество, можно подробнее прочитать в научно-популярной статье на портале "Моя планета".


15 января 2020

Нейролингвисты из Вышки экспериментально подтвердили, что людям с афазией проще вспомнить глаголы со сложной аргументной структурой, хотя такие глаголы и вызывают больше грамматических трудностей.
О том, почему так происходит, можно прочитать в оригинальной статье в журнале Aphasiology или на научно-популярном портале Вышки IQ HSE.


18 декабря 2019
Научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Анастасия Лопухина рассказала журналу "Цех" о том, что исследуют психолингвисты и как попасть в эту профессию.


19 апреля 2019

На сайте  ХХ2 век опубликовано интервью с сотрудником Центра языка и мозга Юлей Акининой

Из-за чего возникает афазия? Как она может проявляться и чем она отличается от других речевых расстройств? Как общаться с людьми с тяжёлыми формами афазии? Сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Юля Акинина рассказала о проявлениях афазии, ее особенностях и о способах борьбы с этим речевым расстройством. Подробнее читайте в статье «Нужна большая просветительская работа, чтобы общество училось принимать людей с афазией».


15 марта 2019

На сайте  ХХ2 век опубликовано интервью с сотрудником Центра языка и мозга Светланой Дорофеевой

Как воспринимают тексты дети с дислексией? Что может быть причиной нарушения чтения? Как проявляются разные типы дефицита в текстах, которые пишут дети с трудностями обучения? Возможно ли корректировать дислексию? Об этих вопросах и о текущих проектах Центра языка и мозга, связанных с дислексией, читайте в статье "
Дислексию корректировать сложно, но возможно".


6 декабря 2018
На сайте  IQ HSE опубликована статья об исследовании нашего Центра

Почему пожилые люди читают медленнее? - На этот вопрос попытались ответить исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ в статье «No Evidence for Strategic Nature of Age-related Slowing in Sentence Processing». О стратегиях, которые выбирают при чтении люди пожилого возраста в сравнении с молодыми людьми, читайте к оригинальной статье или на портале Вышки IQ HSE.


7 ноября 2018
Вардан Арутюнян рассказал телеканалу «Культура» об исследовании влияния фонологического соседства на порождение и восприятие слов русскоязычными детьми


Стажер-исследователь Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Вардан Арутюнян рассказал телеканалу «Культура» о том, как плотность фонологического соседства в русском языке влияет на порождение и восприятие слов русскоязычными детьми 4-6 лет (11 минута 20 сек).


22 октября 2018
Опубликовано интервью с научным сотрудником Центра языка и мозга Анастасией Лопухиной 

Мы рады сообщить, что опубликовано интервью с научным сотрудником Центра языка и мозга Анастасией Лопухиной об исследовании поверхностной обработки языка, которое она проводит совместно с коллегами из нашего Центра - Светланой Малютиной, Анной Лауринавичюте и Галиной Рязанской, доцентом Школы лингвистики Натальей Слюсарь, а также студенткой и выпускницами Школы лингвистики Анастасией Антоновой, Еленой Савиновой и Александрой Симдяновой. Исследование поддержано грантом РФФИ №18-012-00640 "Механизм поверхностной обработки языка: исследование влияния возраста и перцептивных условий".  

Подробности читайте в статье "Не думай, что говоришь".


8 октября 2018
Ирина Секерина рассказала телеканалу "Культура" о том, как непросто читать по-русски



Ирина Секерина, старший научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, профессор CUNY, рассказала телеканалу "Культура" о том, как непросто читать по-русски (7 минута 30 сек).

Подробнее об исследовании чтения можно прочитать в нашей статье "Russian Sentence Corpus: Benchmark measures of eye movements in reading in Russian".


8 октября 2018
О разработке Центра языка и мозга рассказали на телеканале "Культура"



В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ создан новый комплексный тест для оценки речевого развития у детей. Продукт получил название "КОРАБЛИК" - Клиническая Оценка Развития Базовых ЛИнгвистических Компетенций. Телеканал "Культура" рассказал о нашем тесте в передаче "Чёрные дыры. Белые пятна" от 27.09.2018. 

Сюжет начинается с момента 6 минут 30 сек.


20 июня 2018
В Вышке открылся Центр языка и мозга

На сайте НИУ ВШЭ вышла статья о Центре языка и мозга, который недавно был образован на базе международной Лаборатории нейролингвистики. Комментарии директора Центра Ольги Драгой и руководителей направлений читайте в основном материале.




21 марта 2018

В новостях Первого канала рассказали об успешно проведённой хирургами Нижнего Новгорода awake-операции на головном мозге.

Уже несколько лет Ольга Драгой, зведующая Центром языка и мозга НИУ ВШЭ, активно работает над тем, чтобы в России стало возможным  сохранять речь у пациентов после операций на головном мозге. Для этого примененяются уникальные методы в области хирургии головного мозга – так называемые awake-операции.
Сначала она перенимала опыт у ведущих специалистов по всему миру, собирая по крупицам ценнейшие находки лучших ученых в одно целое. Позже российские лингвисты Высшей школы экономики под ее руководством на основе лучших мировых образцов разрабатывали тесты, позволяющие картировать речь во время операций, и протоколы обследования пациентов. Постепенно тестирование речи во время awake-операций вошло в практику московских нейрохирургов. Сейчас подобные операции с пробуждением осваивают в регионах.



Подробности можно прочитать у нас на сайте в ленте новостей, а также в новостях первого канала.


02 марта 2018
Мария Худякова выступила экспертом в программе «Сверхспособности: Полиглоты» канала Наука 2.0

«Мы решили проверить, как обстоит у наших героев со статистическим обучением, то есть мы будем учить их некоторым очень простым искусственным языкам, которых не существует. Но при этом мы не будем объяснять правила, то есть герои будут просто читать некоторый набор предложений или слышать какую-то звуковую запись. У них не будет возможности записать правила на бумажке и подумать. Нужно будет прочувствовать эти правила и научиться им просто через осознание этих статистических закономерностей…»


Проект Сверхспособности - https://naukatv.ru/programs/42 

Видео - https://naukatv.ru/video/448

20 февраля 2018
Ключевые направления исследований Центра языка и мозга: текущие проекты и достижения


Центр языка и мозга НИУ ВШЭ изучает широкий круг тем, относящихся к связи мозга и языка. В частности, исследует такие вопросы: как мозговые механизмы обеспечивают и, в случае патологии, ограничивают наши возможности пользоваться языком, как происходит освоение языка детьми, второго и последующих языков взрослыми, как нарушается способность использовать язык в случае травмы, инсульта или опухоли мозга, как эти нарушения могут быть предотвращены или компенсированы?
 
Недавно на сайте нашего университета вышла статья на английском языке о  Центре: "Neurolinguistics Laboratory Wins 3-Year Grant to Study Prevention, Diagnostics and Therapy of Language Disorders". Из нее вы можете узнать, чем мы гордимся, кому благодарны и какие интересные эксперименты сейчас проводим и планируем.


17 июля 2017
Аспирант и стажер-исследователь лаборатории нейролингвистики Светлана Дорофеева поделилась со "Снобом" опытом воспитания ребенка с дислексией и методикой коррекции этого нарушения.



"Проблема образования детей с дислексией касается не только их самих и их родителей. Эти дети могут стать полезными обществу взрослыми, многие из них талантливы. Но если их десять лет ругать и унижать... Ну, кто-то вырастет сильным. Большинство же станут озлобленными, пассивными и подавленными. Детям с дислексией нужна система решений"

"Детям с дислексией вредно «просто переписывать» тексты. Им вредно создавать условия, в которых они снова и снова сделают ошибки. Но не заниматься с ними все равно нельзя, потому что они на многое способны. Лучше всего, если упражнения будут посильными, но в зоне ближайшего развития. Не отчаивайтесь и верьте в ребенка, это важно! Мотивируйте, поддерживайте, направляйте. Любите его искренне, всегда и любым. Очень важно бережно относиться, поддерживать ровное, хорошее эмоциональное состояние. Нельзя ребенка две недели тренировать, а потом наорать на него — все рухнет. В первую очередь снимите с него претензии. Поймите: ему нужна помощь."
Читать полный текст


31 мая 2017
Светлана Малютина, Ph.D., заместитель заведующего лабораторией нейролингвистики, рассказала "ПостНауке" все об афазии и объяснила, почему при афазии нарушается речь, можно ли ее восстановить, какие методы стимуляции мозга используют для терапии сегодня, и какими были первые исследования.

"Даже по оптимистичным оценкам ежегодно в России происходит практически полмиллиона новых случаев инсульта, примерно в результате каждого третьего из них у пациента возникает афазия. Таким образом, в результате одного лишь инсульта в России ежегодно появляется около 150 тысяч новых случаев афазии.

Интересно, что афазия более распространена, чем, например, болезнь Паркинсона. Между тем болезнь Паркинсона у всех на слуху, а об афазии имеют представление практически одни лишь специалисты..."
Читать полный текст 



14 декабря 2015
Психолингвист Ирина Секерина рассказала о методе записи движений глаз, «привязке» движений глаз к языковой деятельности, парадигме «Визуального мира» и специальных стимульных материалах

В течение первых двадцати лет своего существования основными способами сбора данных для исследования языковой деятельности в психолингвистике были методика определения грамматической правильности и запись времени чтения предложений при помощи первых персональных компьютеров.
Полный текст доступен по ссылке.


Июнь 2015
Журналистка "Кота Шредингера" после полугода участий в экспериментах лаборатории рассказала, как выглядят нейролингвистические эксперименты "изнутри" и что сотрудникам лаборатории удалось обнаружить в ее мозге.


"Сегодня я участвую в одном из экспериментов научной лаборатории нейролингвистики ВШЭ. Созданная всего пару лет назад, она объединила нейропсихологов, филологов, логопедов и даже программистов, которые все вместе изучают нашу речь как продукт непосредственной работы головного мозга. В том, как связаны язык и мозг, учёные пытаются разобраться уже лет сто. Но настоящая революция началась именно в наше время, когда стали доступны томографы и прочие приборы, позволяющие детально отслеживать работу мозга. У этих исследований две глобальные задачи. Первая, фундаментальная — понять, как работа нейронов в нашей голове превращается в слова и предложения, которые мы понимаем или произносим. Вторая задача прикладная: помочь людям, у которых из-за мозговых нарушений возникли проблемы с речью"

С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.


28 апреля 2015
Ольга Драгой поговорила с "Чердаком", о том, как лучше учить иностраные языки и что при этом происходит с мозгом.

"Билингвизм — это лучший подарок, который вы можете сделать своему ребенку. А для вас самих второй язык — это один из способов лучше сохраниться к старости, наряду, например, с грамотностью в смысле умения читать и писать. Есть понятие когнитивного резерва — он защищает мозг от угасания при старении".

С интервью можно ознакомиться по ссылке.

"Чердак" узнал, какие эксперименты проводят в лаборатории нейролингвистики



"Планы нашей лаборатории неизменны — попытаться глубже понять мозговые механизмы языка. Это важно как для удовлетворения фундаментального любопытства человечества о природе мира и самого себя, так и для практических медицинских приложений. Хоть сейчас рецепт от афазии — языкового расстройства, произошедшего из-за повреждения мозга, — выписать нельзя, мы продолжаем работать над усовершенствованием диагностики этого заболевания и оптимизации речевой реабилитации"

Полный текст доступен по ссылке


Февраль 2015

В газете "Работа сегодня" опубликовано интервью стажёра лаборатории Юлии Еделевой.

Юлия закончила Нижегородский Государственный Лингвистический Университет им. Н.А. Добролюбова, после чего поступила на магистерскую программу в Йенский Университет им. Фридриха Шиллера в Германии. С августа по сентябрь 2014 года Юлия проходила стажировку в Лаборатории Нейролингвистики, где помогала собирать данные для проекта по восприятию лингвистически выраженных пространственных отношений пациентами с афазией. По возвращении в Германию Юлия продолжила сотрудничество с лабораторией, и вместе с Анной Крабис (старший научный сотрудник Лаборатории Нейролингвистики) и Кристиной Бондаренко (студентка 4-ого курса факультета Лингвистики) стала активным участником исследовательского проекта по изучению грамматической омографии в русском языке. Недавно вышла газета, где Юля рассказала о своем опыте ведения научной деятельности, включая опыт прохождения стажировки в лаборатории. В настоящее время Юлия работает над своей диссертацией в Университете Потсдама.


31 марта 2014

Мария Иванова рассказала "Вечерней Москве" о том, что нужно делать, чтобы улучшить память

"Интересуемся: можно ли натренировать эту память специально к экзамену? — Есть данные о том, что рабочую память можно натренировать, есть и противоположные результаты, — говорит Мария Иванова, старший научный сотрудник лаборатории нейролингвистики, кандидат психологических наук, нейропсихолог и специалист по памяти.

— Могу дать несколько рекомендаций. Хорошему функционированию мозга способствуют хороший сон и физическая активность. Как показывают исследования, час физических занятий ежедневно позитивно влияет на рабочую память. Поэтому даже в период напряженной учебы нужно оставлять время для полноценного сна и активного отдыха, а не лежания на диване..."

Полный текст доступен по ссылке.



31 марта 2014
Анна Юрченко рассказала "Теориям и практикам" о том, как стала нейролингвистом, что такое метод вызванных потенциалов мозга и о самых нелюбимых вопросах в науке

© Егор Слизяк

"Получается, с того момента я и занимаюсь этим направлением нейролингвистики. И сейчас самое время рассказать, что это такое. Человеческий мозг, очевидно, реагирует на множество стимулов — электрические сигналы передаются от нейрона к нейрону. Метод вызванных потенциалов основан на записи электроэнцефалограммы (ЭЭГ), которая как раз и фиксирует электрическую активность мозга как реакцию на различные стимулы — звучащие/написанные предложения или картинки. В каждом отдельном эксперименте анализируется лишь отдельный аспект языкового восприятия — так постепенно исследуются маленькие звенья большой цепи..."

Полный текст доступен по ссылке.


11 марта 2014
Корреспондет газеты "Вечерняя Москва" стала участником эксперимента лаборатории


Анна Юрченко подготавливает журналистку "Вечерней Москвы" к эксперименту 

"В кабинете - странный прибор, похожий на сферу, состоящую из множества шариков. Выясняем: с его помощью определяют "центровку" электродов на шапочке, которую мне и предстоит надеть для записи энцефалограммы. Не шапка-невидимка, конечно, но тоже ничего: "шапочка" состоит из множества электродов-датчиков, соединенных проводами. Вполне реквизит для игры в инопланетян"
- Вам когда-нибудь делали энцефалограмму? - спрашивает Анна Юрченко, научный сотрудник лаборатории.

Полный текст доступен по ссылке.



25 июля 2013
Ольга Драгой рассказала "Теориям и практикам" о патологии речи, билингвизме и нейровизуализации языка

Молодые ученые: *нейролингвист Ольга Драгой о патологии речи, билингвизме и нейровизуализации языка*

Заведующая лабораторией нейролингвистики Ольга Драгой - о своей научной работе и исследованиях лаборатории. 


Полный текст доступен по ссылке.

"В кабинете - странный прибор, похожий на сферу, состоящую из множества шариков. Выясняем: с его помощью определяют "центровку" электродов на шапочке, которую мне и предстоит надеть для записи энцефалограммы. Не шапка-невидимка, конечно, но тоже ничего: "шапочка" состоит из множества электродов-датчиков, соединенных проводами. Вполне реквизит для игры в инопланетян"
- Вам когда-нибудь делали энцефалограмму? - спрашивает Анна Юрченко, научный сотрудник лаборатории.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.