Нейролингвистический четверг
Научный семинар Центра языка и мозга НИУ ВШЭ проходит еженедельно по четвергам в одном из трех кампусов: в Москве, Санкт-Петербурге или Нижнем Новгороде. Сотрудники Центра и приглашенные специалисты рассказывают о своих исследованиях, связанных с речевой функцией и её мозговыми механизмами.
2025 год: Стартовал новый сезон регулярных научных семинаров
Анонсы:
28 марта 2025, 18:30 — Альбина Галлямова "Популяризация как осознанный выбор исследователя"
Прошедшие семинары:
20 марта 2025
Докладчик: Артём Бармин, младший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований основ коммуникации МГЛУ
Тема: Методы построения и анализа сетей семантической памяти
В своем докладе я расскажу об использовании методов сетевой науки в исследованиях структуры семантической памяти. Мы поговорим об особенностях построениях семантических сетей на основе ответов испытуемых, данных в ходе специальных экспериментальных задач; о способах представления сетевых данных и инструментах для их обработки. Кроме этого, я представлю результаты собственного исследования сетей семантической памяти у изучающих иностранный язык.
Формат: очно (Центр языка и мозга, г. Москва, Кривоколенный пер., д. 3, ауд. К3-302) и онлайн (ссылка поступит в письме после регистрации).
13 марта 2025
Докладчик: Яна Паникратова (кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории нейровизуализации и мультимодального анализа ФГБНУ "Научный центр психического здоровья").
Тема: Особенности взаимодействия речевых и регуляторных функций у пациентов с вербальными галлюцинациями
Загадка вербальных галлюцинаций (ВГ) занимает умы исследователей уже не одно десятилетие: благодаря каким психологическим и мозговым механизмам продукция собственной психики пациента воспринимается им как нечто инородное? В ряде работ по отдельности описаны речевой и регуляторный дефицит у пациентов с ВГ, но вклад нарушения регуляции речи в механизмы ВГ не изучался. Исследование, которое будет обсуждаться на встрече, отвечает на вопрос о том, наблюдается ли у пациентов с шизофренией и ВГ в анамнезе специфический дефицит программирования, регуляции и контроля речи и изменение функциональных связей между мозговыми областями, связанными с обеспечением регуляторных функций и речи.
Формат: очно (Центр языка и мозга, г. Москва, Кривоколенный пер., д. 3, ауд. К3-302) и онлайн.
6 марта 2025
Докладчик: Мария Худякова (НИУ ВШЭ Нижний Новгород)
Тема: Методы оценки согласованности при разметке данных
Inter-rater agreement — метод оценки согласованности между экспертами при анализе лингвистических данных и проведении психологических исследований. Этот инструмент позволяет определить степень соответствия между оценками разных специалистов и обеспечить надёжность получаемых результатов.
На семинаре обсудим методики расчёта межэкспертного согласия, их применение при оценке психологических тестов и шкал, а также корпусной разметке. Материал будет полезен исследователям, работающим с корпусными данными, психологам и всем, кто интересуется вопросами надёжности экспертных оценок.
Формат: онлайн (МТС Линк), очно (Нижний Новгород, Б.Печерская 25/12б ауд. 410)
20 февраля 2025
Докладчики: Мария Дьячкова (НИУ ВШЭ Москва), Светлана Дорофеева (НИУ ВШЭ Москва)
Тема: Индекс продуктивности синтаксиса: разработка критериев для оценки успешности усвоения глагольных групп русского языка детьми
Индекс продуктивности синтаксиса (ИПС) – инструмент, позволяющий количественно оценивать грамматическую сложность детской речи, выявляя морфологические и синтаксические структуры, которые употребляет ребенок. Этот инструмент широко используется для оценки речи детей, осваивающих английский язык, с 1990-х годов.
В ходе предыдущих исследований Центра языка и мозга НИУ ВШЭ был впервые разработан и протестирован на русскоязычных данных ИПС для именных групп русского языка. Было обнаружено, что этот инструмент успешно предсказывает возраст ребенка и потенциально может быть использован для оценки речевого развития. Однако для полноценной оценки детской речи одного только индекса для именных групп недостаточно.
В рамках семинара мы обсудим разработку критериев Индекса продуктивности синтаксиса для оценки усвоения глагольных групп русского языка. Наш доклад может быть интересен тем, кто интересуется усвоением языка детьми, оценкой детского речевого развития, а также лингвистам-русистам.
Формат: очно (Центр языка и мозга, г. Москва, Кривоколенный пер., д. 3, ауд. К3-302)
6 февраля 2025
Докладчик: Татьяна Яковлева (НИУ ВШЭ Санкт-Петербург)
Тема: Распознавание когнатов английского языка русско-английскими билингвами
Речь пойдёт о распознавании когнатов английского языка у русско-английских билингвов в зависимости от степени сходства между написанием букв в русском и английском языках. Будет представлен пилотный проект (с заданием на лексическое решение), в котором уже были собраны данные билингвов, живущих в англоязычных странах. Предполагается обсуждение второго эксперимента, в котором предполагается собрать данные у русскоязычных людей, владеющих английским и живущих в России.
В чём новизна исследования: о когнатах в парах языков с частично схожим алфавитом (кириллица vs. латиница) практически нет исследований. Мы показали, что в языках с частичным графическим сходством когнаты распознаются быстрее, чем не-когнаты. Однако скорость распознавания когнатов, состоящих из букв, похожих в двух алфавитах, но произносящихся по-разному, ниже, чем скорость распознавания других групп когнатов. Пример когната, который распознается дольше - английское слово guru, которое можно было прочесть как /digi/, если бы речь шла о русских буквах. Скорость распознавания ниже из-за бо́льшего количества возможных кандидатов на распознавание. Данные подтверждают модель интерактивной двуязычной активации (Dijkstra and Van Heuven, 2002), согласно которой билингвы активируют оба языка при распознавании слов.
Семинар будет интересен тем, кого интересуют исследования чтения и/или билингвизма.
Формат: онлайн (яндекс телемост), очно (Центр языка и мозга, Санкт-Петербург, ауд. 503)
24 января 2025
Докладчики: Алина Миннигулова (НИУ ВШЭ Москва), Мария Худякова (НИУ ВШЭ Нижний Новгород)
Тема: Динамика нарушения и восстановления речи после резекции опухолей мозга
Хирургическое удаление опухолей мозга, расположенных близко к речевым зонам, может приводить к различным послеоперационным языковым нарушениям. В основном речевые функции восстанавливаются в ближайшем постоперационном периоде, тем не менее, у двух из трех пациентов нарушения могут наблюдаться в хронической фазе.
Чтобы понять, как устроена динамика нарушений и восстановления речи после удаления опухоли, мы тестируем пациентов с помощью Русского афазиологического теста (РАТ) в трех временных точках: перед операцией через несколько дней после и через 3-4 месяца после операции. Проанализировав результаты комплексного речевого тестирования с данными магнитно-резонансной томографии (МРТ), можно оценить критичность определенных участков серого и белого вещества для речевой функции.В докладе мы расскажем, какие выводы о динамике нарушения и восстановления речевой функции мы смогли сделать за более чем пять лет работы над этим проектом.
Формат: онлайн (яндекс телемост), очно (Центр языка и мозга, Нижний Новгород, ауд. 126)
23 января 2025
Докладчик: Татьяна Еремичева (НИУ ВШЭ Москва, Санкт-Петербург), Светлана Дорофеева (НИУ ВШЭ Москва)
Тема: Как читают взрослые? Стандартизация нового теста для оценки навыков чтения у взрослых «Leximetr-A»
В современной литературе большое внимание уделяется раннему исследованию навыков чтения у детей. Своевременное определение возможных трудностей позволит их скомпенсировать до начала обучения в школе.
Однако что делать, если трудности с чтением не были скомпенсированы в детстве, и ребенок вырос? Или человек начал затрудняться при чтении после перенесенного инсульта? Для выявления трудностей при чтении у взрослых требуется подходящий, валидный инструмент.
В нашем докладе мы представим новую батарею тестов «Leximetr-A», разработанную в Центре языка и мозга и предназначенную для оценки навыков чтения у взрослых носителей русского языка. Мы расскажем об этапах стандартизации этого инструмента. Кроме того, мы также обсудим промежуточные наблюдения, полученные в ходе анализа первых результатов.
Формат: очно (Центр языка и мозга, Москва, ауд. 302)
16 января 2025
Докладчик: Дарья Козловская (НИУ ВШЭ Москва)
Тема: Исследование эффективности парадигмы EMME для обучения стратегиям чтения
Парадигма EMME (Eye Movement Modeling Examples) — это метод обучения с использованием видео, демонстрирующего движения глаз эксперта во время выполнения задачи. Предполагается, что новички могут перенять паттерн движения глаз эксперта и, благодаря этому, лучше справиться с задачей. Предыдущие исследования показали, что эффективность парадигмы EMME зависит от типа задачи: она подтверждается в задачах с чётким алгоритмом и значительным визуальным компонентом, но не подходит для абстрактных задач. Однако на сегодня остается малоизученным применение данной парадигмы для работы с текстовой информацией.
В рамках пилотного исследования мы оценили эффективность парадигмы EMME для обучения студентов просмотровому и поисковому чтению на иностранном языке. На семинаре мы хотели бы представить основные результаты этого проекта, а также обсудить дизайн двух будущих исследований, где первое продолжает пилотное исследование, меняя целевую выборку со студентов университета на школьников, а второе изучает эффективность этой парадигмы при чтении на родном языке.
Формат: очно (Центр языка и мозга, Москва, ауд. 302)
2024 год:
Анализ движений глаз поможет определять уровень агрессии подростков
2022 год:
3 февраля 2022
Докладчик: Лия Таллоцци (Groupe d'Imagerie Neurofonctionnelle, Институт нейрогенеративных заболеваний, Университет Бордо, Лаборатория мозговой связи и поведения, Университет Сорбонны, Париж, Франция)
Тема: Предсказание латентного дисконектома долгосрочных когнитивных симптомов при инсульте
Анонс :
Инсульт существенно влияет на качество жизни. Однако долгосрочная когнитивная эволюция при инсульте плохо предсказуема на индивидуальном уровне. Существует острая необходимость в более точном прогнозировании долгосрочных симптомов на основе данных острой клинической нейровизуализации. Предыдущие работы продемонстрировали тесную взаимосвязь между расположением разрывов белого вещества и клиническими симптомами. Тем не менее, делая все пространство возможных ассоциаций разъединения-дефицита оптимально обозримым, можно установить систематическую связь между разъединением мозга и когнитивно-поведенческими показателями на индивидуальном уровне. Здесь мы представляем наиболее полную структуру, составное морфопространство для прогнозирования нейропсихологических показателей через год после инсульта. Связывание латентного морфопространства дисконектома с нейропсихологическими исходами дает биологическую информацию, доступную в виде первого всеобъемлющего атласа отношений диснектом-дефицит по 86 нейропсихологическим показателям. Прогнозирование вне выборки, полученное на основе этого атласа, достигло средней точности более 80%, что выше, чем у любой другой структуры. Наша новая прогностическая структура доступна в виде интерактивного веб-приложения, средства обнаружения симптомов дисконнектома (http://disconnectomestudio.bcblab.com), чтобы обеспечить основу для нового и практического подхода к моделированию когнитивных функций при инсульте. Наш атлас и веб-приложение уменьшат бремя когнитивного дефицита у пациентов, их семей и общества в целом, а также помогут адаптировать персонализированные программы лечения и выявить новые цели для лечения. Мы ожидаем, что диапазон оценок и предсказательная сила нашей структуры еще больше увеличатся благодаря будущему краудсорсингу.
Формат : онлайн (zoom), очно (Центр языка и мозга ауд.302)
24 февраля 2022
Докладчик: Юлия Березуцкая, Ph.D., Институт мозга, познания и поведения Дондерса
Тема: Внутричерепные данные мозга и нейробиология речи
Анонс :
Инвазивные записи человеческого мозга с помощью внутричерепной электроэнцефалографии (iEEG) являются уникальным и малоизученным источником информации о нейронных процессах, лежащих в основе познания. В этом докладе я представлю область исследований iEEG и расскажу о ее преимуществах и недостатках по сравнению с другими методами. Я расскажу о некоторых проектах нашей лаборатории, которые используют iEEG для изучения фундаментальных вопросов нейробиологии речи (например, как сложная динамика мозга поддерживает восприятие речи или как мы можем моделировать семантическую обработку нейронных сигналов iEEG). Наконец, я коснусь использования iЭЭГ в прикладной нейронауке речи, а именно, для разработки интерфейсов мозг-компьютер, позволяющих общаться тяжело парализованным пациентам.
Формат : онлайн (zoom) и очно (Центр языка и мозга ауд. 302)
10 марта 2022
Докладчики: Евгения Парешина (ВШЭ НН), Диана Джонбобоева (ВШЭ НН), Нина Здорова (ВШЭ Москва) и Анастасия Лопухина (ВШЭ Москва)
Тема: Исследование чтения у младших школьников
Анонс :
В первом докладе мы расскажем об исследовании вклада навыков языковой обработки (фонологическая и орфографическая обработка, словарный запас, степень знакомства с письменными текстами) в предсказание скорости чтения и понимания прочитанного. Мы также сравним результаты формальных тестов и экспертной оценки учителя.
Во втором докладе мы расскажем о результатах пилотного исследования по разработке и стандартизация методики оценки скорости чтения вслух и понимания прочитанного у русскоязычных младших школьников.
Формат : онлайн (zoom), очно (Центр языка и мозга ауд.302)
14 апреля 2022
Докладчик: Горшков Георгий (стажер-исследователь Центра языка и мозга, ВШЭ, Москва)
Тема: Разработка мобильного приложения для коррекции аграмматизма у русскоязычных пациентов с афазией (рабочая встреча)
Анонс :
Реабилитация афазии достигает максимальных результатов, если она предпринята в течение первых шести месяцев после инсульта, однако на практике, реабилитация в стационаре часто ограничена во времени, а доступ к ней возможен только по предварительной записи. Это говорит о необходимости создать средства, позволяющие пациентам проводить речевую терапию самостоятельно и не тратить драгоценное время в ожидании. Одним из самых доступных и реалистичных подобных средств может стать мобильное приложение. Сегодня на рынке приложений для пациентов с афазией можно найти продукты, восстанавливающие когнитивные функции и называние объектов и действий, в то время как темы аграмматизма затрагиваются мало. Мы хотели бы представить и вынести на обсуждение наш проект мобильного приложения, нацеленного на коррекцию данного симптома афазии.
Формат : онлайн (zoom) и очно (Центр языка и мозга ауд. 302)
21 апреля 2022
Докладчик: Шалилех Соруш (младший научный сотрудник Центра языка и мозга, ВШЭ, Москва)
Тема: Исследования по прогнозированию нарушений чтения у детей с использованием данных отслеживания взгляда и методов машинного обучения
Анонс :
В этом докладе мы рассмотрим основы трех категорий методов машинного обучения, а именно контролируемых, полууправляемых и неконтролируемых методов обучения. Мы продолжаем наш обзор, предоставив краткий обзор того, как оценивать методы ML и соответствующие плюсы и минусы. Затем мы рассмотрим некоторые из реальных проблем, которые были решены с помощью алгоритмов машинного обучения. мы рассмотрим их плюсы и минусы. Наконец, мы более подробно рассмотрим результаты наших недавних исследований по прогнозированию нарушений чтения у детей с использованием данных отслеживания взгляда и методов машинного обучения
Формат : онлайн (zoom) и очно (Центр языка и мозга ауд. 302)
28 апреля 2022
Докладчик: Юлия Николаева н.с. МГУ им.Ломоносова, к.ф.н.
Тема: Прагматические значения в жестикуляции
Анонс :
Жесты, сопровождающие речь, по определению спонтанны и не ограничены заранее существующим словарем.Они едва ли понятны без слов, но передают огромный объем информации в дополнение к речи и даже могут встраиваться в вербальное сообщение ("у него волосы вот такие вот"; "вот так идете, и у того светофора поворачиваете"). Есть исследования, показывающие, что жестикуляция меняется в зависимости от грамматических характеристик соответствующих слов (например, вид глагола или число существительного) и коррелирует с просодией. Кроме просодических, лексических и грамматических, есть довольно большая группа значений, которые описывают как метадискурсивные, прагматические, интерактивные и т.д., т.е. связанные не столько с содержанием слов, сколько с отношением говорящего к нему или взаимодействием собеседников. Другие исследования показывают, что компьютерные персонажи, для которых прописаны жесты из этого ряда, воспринимаются как более компетентные, симпатичные и похожие на человека, и в разговоре с таким электронным собеседником будет меньше сбоев и наложений реплик. В роли таких регуляторных и интерактивных жестов движения головы и рук образуют то, что можно называть вертикальными кинетическими кластерами. Что касается отношения говорящего к передаваемому сообщению, то из его жестов можно узнать, видел он описываемые события собственными глазами или пересказывает с чужих слов.
Формат : онлайн (zoom) и очно (Центр языка и мозга ауд. 302)
16 июня 2022
Докладчик: Староверова Владислава (стажер-исследователь Центра языка и мозга, НИУ ВШЭ, Москва)
Тема: Перцептивный диапазон при чтении про себя у русскоязычных взрослых и школьников
Анонс :
Одной из важнейших характеристик чтения, отражающих его успешное освоение, является стандартный размер перцептивного диапазона. Перцептивный диапазон – это количество символов, которые человек может воспринять за одну фиксацию. Исследования перцептивного диапазона в основном проводились на материале английского языка, а потому неизвестно, актуальны ли их результаты для русского языка. В нашей работе мы изучали размер перцептивного диапазона у русскоязычных взрослых и детей при чтении про себя. Цель нашего исследования – определить размер перцептивного диапазона у носителей русского языка и оценить вклад языковых навыков в его формирование. Мы протестировали молодых взрослых и школьников 3-4 классов с помощью лингвистических тестов и видеоокулографической методики движущегося окна. На нейрочетверге мы бы хотели поделиться результатами экспериментов и обсудить варианты дальнейшей работы.
Формат : онлайн (zoom) и очно (Центр языка и мозга ауд. 302)
23 июня 2022
Докладчик: Здорова Нина (стажер-исследователь Центра языка и мозга, НИУ ВШЭ, Москва)
Тема: Чтение на морфологически различных языках: исследование движения глаз у русско-адыгских двуязычных детей и взрослых
Анонс :
Кросс-лингвистические исследования чтения на синтетических и аналитических языках демонстрируют морфологическое поведение движений глаз. В этом докладе будет рассказано о недавно проведенном айтрекинговом исследовании чтения предложений на синтетическом (русском) и полисинтетическом (адыгейском) языках у двуязычного населения Майкопа, Республика Адыгея в России. Особенности чтения как в русском, так и в адыгейском языках будут обсуждаться с точки зрения морфологических различий между двумя языками, а также некоторых универсальных психолингвистических параметров, влияющих на чтение.
Докладчик: Арутюнян Вардан, (младший научный сотрудник Центра языка и мозга, НИУ ВШЭ, Москва), Лопухина Анастасия (научный сотрудник Центра языка и мозга, НИУ ВШЭ, Москва), Северина Ксения (НИУ ВШЭ, Москва)
Тема: Речевые профили у младших школьников с синдромом Дауна в сравнении с детьми с расстройствами аутистического спектра
Анонс :
Дети с синдромом Дауна (СД) обычно имеют задержку речевого развития, тяжесть и характер которой сильно варьируют. Имеющиеся данные о развитии речевых навыков у детей с СД описаны на материале английского языка. Такие данные как правило были собраны с помощью опросников для родителей, а не при непосредственном обследовании ребенка. Комплексных исследований речи у детей с СД с использованием формальных инструментов на материале русского языка нет. Кроме этого до сих пор мало изучено, отличаются ли речевые профили у детей с СД от речевых профилей детей с сопоставимым уровнем невербального интеллекта, имеющих речевые нарушения иной этиологии, – с расстройствами аутистического спектра (РАС). Наша работа одна из первых, где сопоставляются речевые профили в сбалансированных по возрасту и интеллекту группах русскоязычных детей младшего школьного возраста с СД и РАС. Мы расскажем о результатах, которые обнаружили на фонологическом, лексическом и морфосинтаксическом уровнях языка в рассматриваемых группах детей.
Формат : онлайн (zoom) и очно (Центр языка и мозга ауд. 302)
2021 год:
14 января 2021
Докладчик: Анастасия Лопухина (научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Механизм поверхностной обработки предложений у подростков, молодых и пожилых людей
Анонс: Человеку кажется, что он полностью осознает смысл всех предложений, которые слышит или читает. Однако это не всегда так. Предыдущие исследования показали, что наши представления об услышанном или прочитанном систематически бывают неполными или даже неверными: иногда мы задействуем не алгоритмическую обработку речи, которая гарантированно приводит к точному представлению, а опираемся на быстрые и грубые эвристики и наш языковой опыт, что может приводить к неверным интерпретациям. Этот феномен получил название «поверхностная обработка языка» (good-enough language processing). Я расскажу о результатах проекта “Механизм поверхностной обработки языка: исследование влияния возраста и перцептивных условий”, который проходил в 2018-2020 годах и в рамках которого были проведены 14 экспериментов с чтением с саморегуляцией скорости, с восприятием речи на слух и с записью движений глаз при чтении. Мы поговорим о том, как механизм поверхностной обработки языка задействуется у людей в разном возрасте (от 13 до 90 лет) при чтении и при восприятии речи на слух, и обсудим влияние шума на чтение в экспериментах с регистрацией движений глаз.
Формат: онлайн (zoom)
28 января 2021
Докладчик: Анастасия Огнева (Университет Ла-Корунья)
Тема: Усвоение рода в русском языке: сравнение между нормально развивающимися детьми и детьми с нарушениями речи
Формат: онлайн (zoom)
11 февраля 2021
Докладчик: Анастасия Лопухина (научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Предсказуемость у взрослых и детей: итоги и планы
Анонс: В докладе я расскажу об исследовании двух типов предсказуемости у взрослых носителей языка и о том, как грамматическая предсказуемость влияет на движения глаз при чтении. Мы поговорим о моделировании предсказуемости и обсудим, в каких случаях меры предсказуемости, полученные из языковой модели, могут стать заменой предсказуемости из эксперимента на заканчивание предложений (cloze task). Наконец, я обсужу результаты пилотного исследования лексической и грамматической предсказуемости в группах школьников.
Подробности об исследовании предсказуемости у взрослых можно прочитать здесь.
Формат: онлайн (zoom)
15 февраля 2021
Докладчик: Анастасия Лопухина (научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Результаты речевого обследования КОРАБЛИК: данные нормы
Анонс: Промежуточные результаты анализа данных КОРАБЛИКа у типично развивающихся детей 3-7 лет.
Формат: очно и онлайн (zoom)
4 марта 2021
Докладчик: Милитина Гомозова (стажер-исследователь Центра языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Тест для исследования уровня освоения морфосинтаксической системы детьми в норме и патологии
Анонс: Нарушения языкового развития широко распространены в детской популяции. Отдельное место в ряду речевых патологий занимает такое нарушение, как алалия, при котором ребенок без сенсомотроных дефектов не способен усвоить нормы родного языка. Рядом авторов отмечается, что отдельное место в структуре речевого дефекта при алалии занимает нарушение формирования морфосинтаксической системы. Нами предпринимается попытка разработать чувствительный инструмент по определению структуры нарушения на самых ранних этапах ее формирования.
Формат: очно и онлайн (zoom)
11 марта 2021
Докладчики: Ольга Буйволова (стажер-исследователь Центра языка и мозга НИУ ВШЭ) , Юлия Акинина (научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Презентация проекта об исследовании прагматики при поражении правого полушария
Формат: очно и онлайн (zoom)
18 марта 2021
Докладчик: Татьяна Шишковская (младший научный сотрудник Научного центра психического здоровья ФГБНУ НЦПЗ)
Тема: Речь при шизофрении и шизоаффективных расстройствах (1)
Анонс: Шизофрения - это тяжёлое психическое заболевание, которое характеризуется существенными искажениями мышления и восприятия. В докладе мы рассмотрим нейрофизиологические основы заболеваний шизофренического спектра, подходы к их диагностике и основные симптомы. Отдельно обсудим особенности понимания и порождения речи при шизофрении, в особенности нарушения связности.
Формат: очно и онлайн (zoom)
25 марта 2021
Докладчик : Мария Худякова (младший научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Речь при шизофрении и шизоаффективных расстройствах (2)
Анонс: Шизофрения - это тяжёлое психическое заболевание, которое характеризуется существенными искажениями мышления и восприятия. В докладе мы рассмотрим нейрофизиологические основы заболеваний шизофренического спектра, подходы к их диагностике и основные симптомы. Отдельно обсудим особенности понимания и порождения речи при шизофрении, в особенности нарушения связности.
Формат: очно и онлайн (zoom)
8 апреля 2021
Докладчик: Светлана Дорофеева (младший научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Нарушения зрительной обработки и методы дифференциальной диагностики различных видов зрительной объектной агнозии
Анонс: Нарушения зрительной обработки служат одной из возможных причин ограничений жизнедеятельности у больных с поражением головного мозга, однако их распространенность и клиническая значимость недооценены. В докладе мы рассмотрим основные виды зрительной объектной агнозии, подходы к их диагностике и основные симптомы. Отдельно обсудим пилотную версию теста для дифференциальной диагностики разных видов зрительной объектной агнозии, который разрабатывается в Центре языка и мозга.
Формат: очно и онлайн (zoom)
15 апреля 2021
Докладчики: Елена Горбунова (заведующая лабораторией когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов), Юлия Акинина (научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Эффекты графических инструментов привлечения внимания к языковой обработке при чтении
Анонс: НУЛ когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов и Центр языка и мозга объединились, чтобы исследовать эффекты графических инструментов привлечения внимания в чтении. Мы представим проект серии экспериментов в парадигме "слепоты к изменению", цель которых - понять, как стандартные и нестандартные способы текстового выделения влияют на глубину семантической обработки.
Формат: очно и онлайн (zoom)
26 апреля 2021
Докладчик: Моника Лопес-Висенте (департамент детской и подростковой психиатрии и психологии, медицинский центр университета Erasmus)
Тема: Микроструктура белого вещества коррелирует с возрастом, полом, преобладающей рукой и двигательными способностями в выборке из 3031 ребенка школьного возраста
Формат: онлайн (zoom).
10 июня 2021
Докладчик: Дарья Мицюк (студентка 2 курса бакалаврской программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика»)
Тема: Чувствительность к просодическим или статистическим признакам при сегментации речевого потока у взрослых носителей русского языка и младенцев
Анонс: Известно, что в течение первого года жизни дети научаются разделять речевой поток на слова. Однако механизмы этого навыка всё ещё далеки от нашего полного понимания. Цель этого исследования — определить, ударение или статистические свойства речи являются наиболее информативными подсказками для русскоязычных младенцев на ранних этапах речевого развития (6-7 месяцев). Предыдущие исследования на материале английского, немецкого и французского языков показали, что использование того или иного типа подсказок может зависеть как от возраста ребёнка, так и от свойств усваиваемого языка. В результате этого исследования мы определим, на основании каких подсказок русскоязычные младенцы научаются сегментировать речь, и выявим особенности раннего усвоения русского языка при типичном речевом развитии. Для этого мы провели эксперимент для взрослых носителей языка и собираем данные для младенческого исследования с использованием процедуры с поворотом головы (head-turn preference procedure). Мы расскажем о первых результатах и наблюдениях.
Формат: очно и онлайн (zoom)
Докладчик: Валерия Лелик (стажер-исследователь Центра языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Корпус детской речи в формате CHILDES для русского языка
Анонс: Лонгитюдное наблюдение за спонтанной детской речью является важным методом исследования ранних этапов усвоения языка детьми. В базе данных CHILDES содержатся записи детской речи для более чем 40 языков, однако объем записей русского языка очень невелик. В докладе будут представлены новые данные русскоязычных детей на раннем этапе их речевого развития, рассмотрены подходы к обработке этих данных с помощью инструментов компьютерной лингвистики. Отдельно обсудим результаты двух исследований на базе корпусов: изучение усвоения грамматических категорий глагола и падежей, а также исследование формирования детского словарного запаса.
Формат: очно и онлайн (zoom)
8 июля 2021
Докладчик: Тереза Обер (лаборатория поведенческих наук, университет Нотр-Дам)
Тема: Семинар по созданию систематических обзоров и проведению мета-анализа.
Формат: онлайн (zoom)
29 июля 2021
Докладчик: Маттео Маран (Институт когнитивных исследований человека и мозга им. Макса Планка, отделение нейропсихологии, Германия)
Тема: К причинной роли зоны Брока в языке: исследование синтаксического предсказания методом ТМС-ЭЭГ
Формат: комбинированный, очно и онлайн (zoom)
16 сентября 2021
Тема: рабочая встреча сотрудников Центра языка и мозга с сотрудниками Института русского языка имени А.С.Пушкина из лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Марией Лебедевой, Антониной Лапошиной, Татьяной Веселовской, Ольгой Купрещенко, Александрой Пучковой и Александрой Берлин Хенис.
Формат: комбинированный, очно и онлайн (zoom)
23 сентября 2021
Докладчики: Милитина Гомозова (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ), Валерия Лезжова (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Обзор современных исследований, посвященных теме общего недоразвития речи, в том числе с использованием лингвистических тестов
Формат: комбинированный, очно и онлайн (zoom)
24 сентября 2021
Докладчики: Владислава Староверова (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ), Анастасия Кромина (аспирант Центра языка и мозга НИУ ВШЭ), Дарья Антропова (МГУ им. М.В. Ломоносова)
Тема: Обзор современных исследований перцептивного диапазона методами видеоокулографии.
Формат: комбинированный, очно и онлайн (zoom)
14 октября 2021
Докладчик: Диана Мезьер (IDEALAB, Университет Маккуори, Государственный университет Гронингена).
Тема: Можно ли по движениям глаз предсказать способность понимать прочитанное?
Формат: онлайн (zoom)
28 октября 2021
Докладчик: Мария Худякова (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Рабочая встреча, посвященная теме разметки дискурса при лингвистических исследованиях
Формат: комбинированный, очно и онлайн (zoom)
11 ноября 2021
Докладчик: Светлана Малютина (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Субъективные и объективные показатели речевой функции у пожилых людей с мягким когнитивным снижением
Формат: комбинированный, очно и онлайн (zoom)
18 ноября 2021
Докладчик: Анастасия Кромина (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Траектории движения глаз при чтении у носителей русского жестового языка с нарушениями слуха
Формат: комбинированный, очно и онлайн (zoom)
Докладчик: Дарья Мицюк (студентка 3 курса бакалаврской программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика»)
Тема: Электрофизиологические корреляты усвоения грамматических правил при пассивном слушании у русскоязычных взрослых и детей
Формат: комбинированный, очно и онлайн (zoom)
9 декабря 2021
Докладчик: Анна-Катрин Олерт (аспирант Гронингенского университета, Нидерланды / научный сотрудник, Технический университет Мюнхена, Германия)
Тема: Периоперационное картирование речи с двухзадачным подходом — вклад называния действий в предотвращение потери языковой функции
Формат: онлайн (zoom)
16 декабря 2021
Докладчики: Семен Кудрявцев (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ) и Андрей Зырянов (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Исследование электрофизиологических механизмов языковой обработки методами ЭЭГ.
Формат: комбинированный, очно и онлайн (zoom)
Архив семинаров "Нейролингвистический четверг"
Семинары, прошедшие в 2019-2020 годах
Семинары, прошедшие в 2018 году
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.