• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нейролингвистический четверг


В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ проводится регулярный научный семинар "Нейролингвистический четверг" (обычно - четверг 16:00-18:00). Руководители семинара - И.Р.М. Бастиаансе (научный руководитель Центра) и О.В. Драгой (директор Центра). На семинаре выступают с докладами приглашенные докладчики и сотрудники Центра, мы обсуждаем новые и текущие проекта Центра, опубликованные новинки в широкой области взаимоотношений между языком и мозгом.


Прошедшие семинары:

2022 год:

3 февраля 2022

Докладчик: Лия Таллоцци  (Groupe d'Imagerie Neurofonctionnelle, Институт нейрогенеративных заболеваний, Университет Бордо, Лаборатория мозговой связи и поведения, Университет Сорбонны, Париж, Франция)
Тема:  Предсказание латентного дисконектома долгосрочных когнитивных симптомов при инсульте
Анонс :

Инсульт существенно влияет на качество жизни. Однако долгосрочная когнитивная эволюция при инсульте плохо предсказуема на индивидуальном уровне. Существует острая необходимость в более точном прогнозировании долгосрочных симптомов на основе данных острой клинической нейровизуализации. Предыдущие работы продемонстрировали тесную взаимосвязь между расположением разрывов белого вещества и клиническими симптомами. Тем не менее, делая все пространство возможных ассоциаций разъединения-дефицита оптимально обозримым, можно установить систематическую связь между разъединением мозга и когнитивно-поведенческими показателями на индивидуальном уровне. Здесь мы представляем наиболее полную структуру, составное морфопространство для прогнозирования нейропсихологических показателей через год после инсульта. Связывание латентного морфопространства дисконектома с нейропсихологическими исходами дает биологическую информацию, доступную в виде первого всеобъемлющего атласа отношений диснектом-дефицит по 86 нейропсихологическим показателям. Прогнозирование вне выборки, полученное на основе этого атласа, достигло средней точности более 80%, что выше, чем у любой другой структуры. Наша новая прогностическая структура доступна в виде интерактивного веб-приложения, средства обнаружения симптомов дисконнектома (http://disconnectomestudio.bcblab.com), чтобы обеспечить основу для нового и практического подхода к моделированию когнитивных функций при инсульте. Наш атлас и веб-приложение уменьшат бремя когнитивного дефицита у пациентов, их семей и общества в целом, а также помогут адаптировать персонализированные программы лечения и выявить новые цели для лечения. Мы ожидаем, что диапазон оценок и предсказательная сила нашей структуры еще больше увеличатся благодаря будущему краудсорсингу.

Формат : онлайн (zoom), очно (Центр языка и мозга ауд.302)

 24 февраля 2022

Докладчик: Юлия Березуцкая, Ph.D., Институт мозга, познания и поведения Дондерса

Тема:  Внутричерепные данные мозга и нейробиология речи
Анонс :

Инвазивные записи человеческого мозга с помощью внутричерепной электроэнцефалографии (iEEG) являются уникальным и малоизученным источником информации о нейронных процессах, лежащих в основе познания. В этом докладе я представлю область исследований iEEG и расскажу о ее преимуществах и недостатках по сравнению с другими методами. Я расскажу о некоторых проектах нашей лаборатории, которые используют iEEG для изучения фундаментальных вопросов нейробиологии речи (например, как сложная динамика мозга поддерживает восприятие речи или как мы можем моделировать семантическую обработку нейронных сигналов iEEG). Наконец, я коснусь использования iЭЭГ в прикладной нейронауке речи, а именно, для разработки интерфейсов мозг-компьютер, позволяющих общаться тяжело парализованным пациентам.

Формат : онлайн (zoom) и очно (Центр языка и мозга ауд. 302)


10 марта 2022

Докладчики: Евгения Парешина (ВШЭ НН), Диана Джонбобоева (ВШЭ НН), Нина Здорова (ВШЭ Москва) и Анастасия Лопухина (ВШЭ Москва)

Тема:  Исследование чтения у младших школьников
Анонс :

В первом докладе мы расскажем об исследовании вклада навыков языковой обработки (фонологическая и орфографическая обработка, словарный запас, степень знакомства с письменными текстами) в предсказание скорости чтения и понимания прочитанного. Мы также сравним результаты формальных тестов и экспертной оценки учителя.

Во втором докладе мы расскажем о результатах пилотного исследования по разработке и стандартизация методики оценки скорости чтения вслух и понимания прочитанного у русскоязычных младших школьников.


Формат
 : онлайн (zoom), очно (Центр языка и мозга ауд.302)

 

14 апреля 2022

Докладчик: Горшков Георгий (стажер-исследователь Центра языка и мозга, ВШЭ, Москва)

Тема:  Разработка мобильного приложения для коррекции аграмматизма у русскоязычных пациентов с афазией (рабочая встреча)
Анонс :

Реабилитация афазии достигает максимальных результатов, если она предпринята в течение первых шести месяцев после инсульта, однако на практике, реабилитация в стационаре часто ограничена во времени, а доступ к ней возможен только по предварительной записи. Это говорит о необходимости создать средства, позволяющие пациентам проводить речевую терапию самостоятельно и не тратить драгоценное время в ожидании. Одним из самых доступных и реалистичных подобных средств может стать мобильное приложение. Сегодня на рынке приложений для пациентов с афазией можно найти продукты, восстанавливающие когнитивные функции и называние объектов и действий, в то время как темы аграмматизма затрагиваются мало. Мы хотели бы представить и вынести на обсуждение наш проект мобильного приложения, нацеленного на коррекцию данного симптома афазии.


Формат
 : онлайн (zoom) и очно (Центр языка и мозга ауд. 302)

 

21 апреля 2022

Докладчик: Шалилех Соруш (младший научный сотрудник Центра языка и мозга, ВШЭ, Москва)

Тема:  Исследования по прогнозированию нарушений чтения у детей с использованием данных отслеживания взгляда и методов машинного обучения
Анонс :

В этом докладе мы рассмотрим основы трех категорий методов машинного обучения, а именно контролируемых, полууправляемых и неконтролируемых методов обучения. Мы продолжаем наш обзор, предоставив краткий обзор того, как оценивать методы ML и соответствующие плюсы и минусы. Затем мы рассмотрим некоторые из реальных проблем, которые были решены с помощью алгоритмов машинного обучения. мы рассмотрим их плюсы и минусы. Наконец, мы более подробно рассмотрим результаты наших недавних исследований по прогнозированию нарушений чтения у детей с использованием данных отслеживания взгляда и методов машинного обучения
Формат
 : онлайн (zoom) и очно (Центр языка и мозга ауд. 302)

 
28 апреля 2022

Докладчик: Юлия Николаева н.с. МГУ им.Ломоносова, к.ф.н.

Тема:  Прагматические значения в жестикуляции

Анонс :

Жесты, сопровождающие речь, по определению спонтанны и не ограничены заранее существующим словарем.Они едва ли понятны без слов, но передают огромный объем информации в дополнение к речи и даже могут встраиваться в вербальное сообщение ("у него волосы вот такие вот"; "вот так идете, и у того светофора поворачиваете"). Есть исследования, показывающие, что жестикуляция меняется в зависимости от грамматических характеристик соответствующих слов (например, вид глагола или число существительного) и коррелирует с просодией. Кроме просодических, лексических и грамматических, есть довольно большая группа значений, которые описывают как метадискурсивные, прагматические, интерактивные и т.д., т.е. связанные не столько с содержанием слов, сколько с отношением говорящего к нему или взаимодействием собеседников. Другие исследования показывают, что компьютерные персонажи, для которых прописаны жесты из этого ряда, воспринимаются как более компетентные, симпатичные и похожие на человека, и в разговоре с таким электронным собеседником будет меньше сбоев и наложений реплик. В роли таких регуляторных и интерактивных жестов движения головы и рук образуют то, что можно называть вертикальными кинетическими кластерами. Что касается отношения говорящего к передаваемому сообщению, то из его жестов можно узнать, видел он описываемые события собственными глазами или пересказывает с чужих слов.

Формат : онлайн (zoom) и очно (Центр языка и мозга ауд. 302)

 

16 июня 2022

Докладчик: Староверова Владислава (стажер-исследователь Центра языка и мозга, НИУ ВШЭ, Москва)

Тема:  Перцептивный диапазон при чтении про себя у русскоязычных взрослых и школьников

Анонс :

Одной из важнейших характеристик чтения, отражающих его успешное освоение, является стандартный размер перцептивного диапазона. Перцептивный диапазон – это количество символов, которые человек может воспринять за одну фиксацию. Исследования перцептивного диапазона в основном проводились на материале английского языка, а потому неизвестно, актуальны ли их результаты для русского языка. В нашей работе мы изучали размер перцептивного диапазона у русскоязычных взрослых и детей при чтении про себя. Цель нашего исследования – определить размер перцептивного диапазона у носителей русского языка и оценить вклад языковых навыков в его формирование. Мы протестировали молодых взрослых и школьников 3-4 классов с помощью лингвистических тестов и видеоокулографической методики движущегося окна. На нейрочетверге мы бы хотели поделиться результатами экспериментов и обсудить варианты дальнейшей работы.

Формат : онлайн (zoom) и очно (Центр языка и мозга ауд. 302)

23 июня 2022

 

Докладчик: Здорова Нина (стажер-исследователь Центра языка и мозга, НИУ ВШЭ, Москва)

 

Тема: Чтение на морфологически различных языках: исследование движения глаз у русско-адыгских двуязычных детей и взрослых

Анонс :

Кросс-лингвистические исследования чтения на синтетических и аналитических языках демонстрируют морфологическое поведение движений глаз. В этом докладе будет рассказано о недавно проведенном айтрекинговом исследовании чтения предложений на синтетическом (русском) и полисинтетическом (адыгейском) языках у двуязычного населения Майкопа, Республика Адыгея в России. Особенности чтения как в русском, так и в адыгейском языках будут обсуждаться с точки зрения морфологических различий между двумя языками, а также некоторых универсальных психолингвистических параметров, влияющих на чтение.

Докладчик: Арутюнян Вардан, (младший научный сотрудник Центра языка и мозга, НИУ ВШЭ, Москва), Лопухина Анастасия (научный сотрудник Центра языка и мозга, НИУ ВШЭ, Москва), Северина Ксения (НИУ ВШЭ, Москва)


Тема:
 Речевые профили у младших школьников с синдромом Дауна в сравнении с детьми с расстройствами аутистического спектра

Анонс :
Дети с синдромом Дауна (СД) обычно имеют задержку речевого развития, тяжесть и характер которой сильно варьируют. Имеющиеся данные о развитии речевых навыков у детей с СД описаны на материале английского языка. Такие данные как правило были собраны с помощью опросников для родителей, а не при непосредственном обследовании ребенка. Комплексных исследований речи у детей с СД с использованием формальных инструментов на материале русского языка нет. Кроме этого до сих пор мало изучено, отличаются ли речевые профили у детей с СД от речевых профилей детей с сопоставимым уровнем невербального интеллекта, имеющих речевые нарушения иной этиологии, – с расстройствами аутистического спектра (РАС). Наша работа одна из первых, где сопоставляются речевые профили в сбалансированных по возрасту и интеллекту группах русскоязычных детей младшего школьного возраста с СД и РАС. Мы расскажем о результатах, которые обнаружили на фонологическом, лексическом и морфосинтаксическом уровнях языка в рассматриваемых группах детей.

 

 

Формат : онлайн (zoom) и очно (Центр языка и мозга ауд. 302)

 

 

 

2021 год:

14 января 2021

Докладчик: Анастасия Лопухина (научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Механизм поверхностной обработки предложений у подростков, молодых и пожилых людей
Анонс: Человеку кажется, что он полностью осознает смысл всех предложений, которые слышит или читает. Однако это не всегда так. Предыдущие исследования показали, что наши представления об услышанном или прочитанном систематически бывают неполными или даже неверными: иногда мы задействуем не алгоритмическую обработку речи, которая гарантированно приводит к точному представлению, а опираемся на быстрые и грубые эвристики и наш языковой опыт, что может приводить к неверным интерпретациям. Этот феномен получил название «поверхностная обработка языка» (good-enough language processing). Я расскажу о результатах проекта “Механизм поверхностной обработки языка: исследование влияния возраста и перцептивных условий”, который проходил в 2018-2020 годах и в рамках которого были проведены 14 экспериментов с чтением с саморегуляцией скорости, с восприятием речи на слух и с записью движений глаз при чтении. Мы поговорим о том, как механизм поверхностной обработки языка задействуется у людей в разном возрасте (от 13 до 90 лет) при чтении и при восприятии речи на слух, и обсудим влияние шума на чтение в экспериментах с регистрацией движений глаз.
Формат: онлайн (zoom)


28 января 2021

Докладчик: Анастасия Огнева (Университет Ла-Корунья)
Тема: Усвоение рода в русском языке: сравнение между нормально развивающимися детьми и детьми с нарушениями речи
Формат: онлайн (zoom)


11 февраля 2021

Докладчик: Анастасия Лопухина (научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Предсказуемость у взрослых и детей: итоги и планы
Анонс: В докладе я расскажу об исследовании двух типов предсказуемости у взрослых носителей языка и о том, как грамматическая предсказуемость влияет на движения глаз при чтении. Мы поговорим о моделировании предсказуемости и обсудим, в каких случаях меры предсказуемости, полученные из языковой модели, могут стать заменой предсказуемости из эксперимента на заканчивание предложений (cloze task). Наконец, я обсужу результаты пилотного исследования лексической и грамматической предсказуемости в группах школьников.
Подробности об исследовании предсказуемости у взрослых можно прочитать здесь.
Формат: онлайн (zoom)


15 февраля 2021

Докладчик: Анастасия Лопухина (научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Результаты речевого обследования КОРАБЛИК: данные нормы
Анонс: Промежуточные результаты анализа данных КОРАБЛИКа у типично развивающихся детей 3-7 лет.
Формат: очно и онлайн (zoom)


4 марта 2021

Докладчик: Милитина Гомозова (стажер-исследователь Центра языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Тест для исследования уровня освоения морфосинтаксической системы детьми в норме и патологии
Анонс: Нарушения языкового развития широко распространены в детской популяции. Отдельное место в ряду речевых патологий занимает такое нарушение, как алалия, при котором ребенок без сенсомотроных дефектов не способен усвоить нормы родного языка. Рядом авторов отмечается, что отдельное место в структуре речевого дефекта при алалии занимает нарушение формирования морфосинтаксической системы. Нами предпринимается попытка разработать чувствительный инструмент по определению структуры нарушения на самых ранних этапах ее формирования.
Формат: очно и онлайн (zoom)


11 марта 2021

Докладчики: Ольга Буйволова (стажер-исследователь Центра языка и мозга НИУ ВШЭ) , Юлия Акинина (научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Презентация проекта об исследовании прагматики при поражении правого полушария
Формат: очно и онлайн (zoom)


18 марта 2021

Докладчик: Татьяна Шишковская (младший научный сотрудник Научного центра психического здоровья ФГБНУ НЦПЗ)
Тема: Речь при шизофрении и шизоаффективных расстройствах (1)
Анонс: Шизофрения - это тяжёлое психическое заболевание, которое характеризуется существенными искажениями мышления и восприятия. В докладе мы рассмотрим нейрофизиологические основы заболеваний шизофренического спектра, подходы к их диагностике и основные симптомы. Отдельно обсудим особенности понимания и порождения речи при шизофрении, в особенности нарушения связности.
Формат: очно и онлайн (zoom)


25 марта 2021

Докладчик : Мария Худякова (младший научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Речь при шизофрении и шизоаффективных расстройствах (2)
Анонс: Шизофрения - это тяжёлое психическое заболевание, которое характеризуется существенными искажениями мышления и восприятия. В докладе мы рассмотрим нейрофизиологические основы заболеваний шизофренического спектра, подходы к их диагностике и основные симптомы. Отдельно обсудим особенности понимания и порождения речи при шизофрении, в особенности нарушения связности.
Формат: очно и онлайн (zoom)


8 апреля 2021

Докладчик: Светлана Дорофеева (младший научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Нарушения зрительной обработки и методы дифференциальной диагностики различных видов зрительной объектной агнозии
Анонс: Нарушения зрительной обработки служат одной из возможных причин ограничений жизнедеятельности у больных с поражением головного мозга, однако их распространенность и клиническая значимость недооценены. В докладе мы рассмотрим основные виды зрительной объектной агнозии, подходы к их диагностике и основные симптомы. Отдельно обсудим пилотную версию теста для дифференциальной диагностики разных видов зрительной объектной агнозии, который разрабатывается в Центре языка и мозга.
Формат: очно и онлайн (zoom)


15 апреля 2021

Докладчики: Елена Горбунова (заведующая лабораторией когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов), Юлия Акинина (научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Эффекты графических инструментов привлечения внимания к языковой обработке при чтении
Анонс: НУЛ когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов и Центр языка и мозга объединились, чтобы исследовать эффекты графических инструментов привлечения внимания в чтении. Мы представим проект серии экспериментов в парадигме "слепоты к изменению", цель которых - понять, как стандартные и нестандартные способы текстового выделения влияют на глубину семантической обработки.
Формат: очно и онлайн (zoom)


26 апреля 2021

Докладчик: Моника Лопес-Висенте (департамент детской и подростковой психиатрии и психологии, медицинский центр университета Erasmus)
Тема: Микроструктура белого вещества коррелирует с возрастом, полом, преобладающей рукой и двигательными способностями в выборке из 3031 ребенка школьного возраста
Формат: онлайн (zoom).


10 июня 2021

Докладчик: Дарья Мицюк (студентка 2 курса бакалаврской программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика»)
Тема: Чувствительность к просодическим или статистическим признакам при сегментации речевого потока у взрослых носителей русского языка и младенцев
Анонс: Известно, что в течение первого года жизни дети научаются разделять речевой поток на слова. Однако механизмы этого навыка всё ещё далеки от нашего полного понимания. Цель этого исследования — определить, ударение или статистические свойства речи являются наиболее информативными подсказками для русскоязычных младенцев на ранних этапах речевого развития (6-7 месяцев). Предыдущие исследования на материале английского, немецкого и французского языков показали, что использование того или иного типа подсказок может зависеть как от возраста ребёнка, так и от свойств усваиваемого языка. В результате этого исследования мы определим, на основании каких подсказок русскоязычные младенцы научаются сегментировать речь, и выявим особенности раннего усвоения русского языка при типичном речевом развитии. Для этого мы провели эксперимент для взрослых носителей языка и собираем данные для младенческого исследования с использованием процедуры с поворотом головы (head-turn preference procedure). Мы расскажем о первых результатах и наблюдениях.
Формат: очно и онлайн (zoom)
Докладчик: Валерия Лелик (стажер-исследователь Центра языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Корпус детской речи в формате CHILDES для русского языка
Анонс: Лонгитюдное наблюдение за спонтанной детской речью является важным методом исследования ранних этапов усвоения языка детьми. В базе данных CHILDES содержатся записи детской речи для более чем 40 языков, однако объем записей русского языка очень невелик. В докладе будут представлены новые данные русскоязычных детей на раннем этапе их речевого развития, рассмотрены подходы к обработке этих данных с помощью инструментов компьютерной лингвистики. Отдельно обсудим результаты двух исследований на базе корпусов: изучение усвоения грамматических категорий глагола и падежей, а также исследование формирования детского словарного запаса.
Формат: очно и онлайн (zoom)


8 июля 2021

Докладчик: Тереза Обер (лаборатория поведенческих наук, университет Нотр-Дам)
Тема: Семинар по созданию систематических обзоров и проведению мета-анализа.
Формат: онлайн (zoom)


29 июля 2021


Докладчик: Маттео Маран (Институт когнитивных исследований человека и мозга им. Макса Планка, отделение нейропсихологии, Германия)
Тема:
К причинной роли зоны Брока в языке: исследование синтаксического предсказания методом ТМС-ЭЭГ
Формат: комбинированный, очно и онлайн (zoom)

16 сентября 2021

Тема: рабочая встреча сотрудников Центра языка и мозга с сотрудниками Института русского языка имени А.С.Пушкина из  лаборатории когнитивных и лингвистических исследований  Марией Лебедевой, Антониной Лапошиной, Татьяной Веселовской, Ольгой Купрещенко, Александрой Пучковой и Александрой Берлин Хенис.
Формат: комбинированный, очно и онлайн (zoom)


23 сентября 2021

Докладчики: Милитина Гомозова (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ), Валерия Лезжова (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: О
бзор современных исследований, посвященных теме общего недоразвития речи, в том числе с использованием лингвистических тестов
Формат: комбинированный, очно и онлайн (zoom)


24 сентября 2021

Докладчики: Владислава Староверова (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ), Анастасия Кромина (аспирант Центра языка и мозга НИУ ВШЭ), Дарья Антропова (МГУ им. М.В. Ломоносова)
Тема: Обзор современных исследований перцептивного диапазона методами видеоокулографии.
Формат: комбинированный, очно и онлайн (zoom)


14 октября 2021

Докладчик: Диана Мезьер (IDEALAB, Университет Маккуори, Государственный университет Гронингена).
Тема: Можно ли по движениям глаз предсказать способность понимать прочитанное?
Формат: онлайн (zoom)


28 октября 2021

Докладчик: Мария Худякова (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Рабочая встреча, посвященная теме разметки дискурса при лингвистических исследованиях
Формат: комбинированный, очно и онлайн (zoom)


11 ноября 2021

Докладчик: Светлана Малютина (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Субъективные и объективные показатели речевой функции у пожилых людей с мягким когнитивным снижением
Формат: комбинированный, очно и онлайн (zoom)


18 ноября 2021

Докладчик: Анастасия Кромина  (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ) 
Тема: Траектории движения глаз при чтении у носителей русского жестового языка с нарушениями слуха
Формат: комбинированный, очно и онлайн (zoom)

Докладчик: Дарья Мицюк  (студентка 3 курса бакалаврской программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика») 
Тема: Электрофизиологические корреляты усвоения грамматических правил при пассивном слушании у русскоязычных взрослых и детей
Формат: комбинированный, очно и онлайн (zoom)


9 декабря 2021

Докладчик: Анна-Катрин Олерт (аспирант Гронингенского университета, Нидерланды / научный сотрудник, Технический университет Мюнхена, Германия)
Тема: Периоперационное картирование речи с двухзадачным подходом — вклад называния действий в предотвращение потери языковой функции
Формат: онлайн (zoom)


16 декабря 2021

Докладчики:  Семен Кудрявцев (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ) и Андрей Зырянов (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ)
Тема: Исследование электрофизиологических механизмов языковой обработки методами ЭЭГ.
Формат: комбинированный, очно и онлайн (zoom)





Архив семинаров "Нейролингвистический четверг"

Семинары, прошедшие в 2019-2020 годах
Семинары, прошедшие в 2018 году



 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.