• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Анастасии Уличевой о процессах чтения в русском

30 января состоялся семинар лаборатории, на котором с докладом "Как соответствия между буквами и звуками в русском языке влияют на детей, которые учатся читать" выступила аспирантка Университета Гонконга Анастасия Улицева.

На семинаре присутствовали как сотрудники и студенты лаборатории, так и заинтересовавшиеся темой гости. Доклад был также записан на видео, чтобы дать возможность сотрудникам Пермского филиала НИУ ВШЭ таким образом ознакомиться с презентацией. Если вы также хотели бы получить материалы презентации, пишите на neuroling@hse.ru,
 
Аннотация доклада:
Вне зависимости от языка, на котором учатся писать и читать дети, всегда есть небольшая группа детей, которые испытывают трудности чтения. Трудности чтения могут проявляться по-разному в разных языках. Определяющим фактором здесь является то, каким образом в языке связаны буквы и звуки. К примеру, система письма английского языка считается глубокой. В глубоких языках чтение сопровождается множеством ошибок. Напротив, итальянский и испанский языки обладают прозрачной системой письма. Соответствия между буквами и звуками в таких языках последовательны и регулярны. Ошибки при чтении довольно редки, однако общее время, затрачиваемое на чтение, увеличивается. Традиционный взгляд на соответствия между буквами и звуками, сводящийся к их регулярности/нерегулярности, не способен отразить всю сложность взаимодействия систем орфографии и фонологии в языке. В докладе я расскажу о том, как происходит научение чтению у русскоязычных детей. В упомянутом контексте  эти данные представляют особый интерес, потому что произношение букв в русском языке зависит от их позиции и контекста в слове.