• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новая статья Центра языка и мозга вышла в журнале Journal of Speech, Language, and Hearing Research

В журнале Journal of Speech, Language, and Hearing Research вышла новая статья Светланы Дорофеевой о том, как уровень сложности фонологических тестов влияет на способность этих тестов служить инструментом для выявления детей с дислексией.

В журнале Journal of Speech, Language, and Hearing Research вышла новая статья Светланы Дорофеевой с соавторами: «Cognitive Requirements of the Phonological Tests Affect Their Ability to Discriminate Children With and Without Developmental Dyslexia». В этой работе впервые было показано, как уровень сложности фонологических тестов влияет на способность этих тестов выявлять детей с риском развития нарушений чтения.

Многочисленными исследованиями ранее было показано, что нарушения фонологической обработки – одна из наиболее часто встречающихся причин стойких трудностей с освоением навыка чтения (дислексии). Согласно наиболее распространенной модели фонологической обработки, ранее выделяли три типа заданий: на фонологическую осознанность (phonological awareness), на фонологическую память (phonological memory) и на способность быстро извлекать звуки речи из долговременной памяти (rapid automatized naming). Однако до сих пор было неясно, какие из фонологических тестов лучше всего подходят для диагностики дислексии, поскольку не все фонологические тесты, даже внутри одного типа (например – на фонологическую осознанность), одинаково хорошо коррелируют со скоростью чтения. Исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ использовали данные о результатах выполнения всех фонологических заданий батареи ЗАРЯ детьми с дислексией и контрольной группой детей, успешно осваивающих чтение, и, применив несколько видов анализа, показали следующее:

  • сложные фонологические тесты, которые задействуют несколько когнитивных процессов (например, на замену звука в псевдослове), предсказывают дислексию гораздо лучше, чем простые фонологические тесты (например, на различение фонем);
  • сложные фонологические тесты лучше коррелируют со скоростью чтения у русскоговорящих детей;
  • одних только фонологических тестов недостаточно для надёжной диагностики дислексии (и это согласуется с гипотезой о множественных причинах дислексии).