• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Центр языка и мозга организовал секцию на конференции памяти профессора Н.Н. Трауготт в Санкт-Петербурге

В ноябре команда Центра языка и мозга НИУ ВШЭ посетила XI научно-практическую конференцию «Центральные механизмы речи» в Санкт-Петербурге, посвященную 120-летию профессора Н. Н. Трауготт. Это событие объединило исследователей из области лингвистики и психологии, а также практикующих специалистов: нейропсихологов, логопедов и врачей.

Центр языка и мозга организовал секцию на конференции памяти профессора Н.Н. Трауготт в Санкт-Петербурге

Научно-практическая конференция «Центральные механизмы речи» — это мероприятие с богатой историей и высокой репутацией. Серия конференций, посвященных изучению центральных механизмов речи в норме и при патологии, была основана профессором Наталией Николаевной Трауготт, советским нейрофизиологом, врачом-практиком. Она не только внесла огромный вклад в исследование мозговых механизмов речевых нарушений, но и создала традиции обсуждения клинических случаев и обмена опытом, и эти традиции важны до сих пор для ученых и практиков.

Конференция объединяет ученых нейрофизиологов, аудиологов, психологов, нейропсихологов, психо- и нейролингвистов, занимающихся исследованиями речевой функции с различных фундаментальных, методических и практических точек зрения, а также практиков: логопедов, дефектологов, нейропсихологов и других специалистов, работающих в сфере коррекционной педагогики. Среди участников конференции — студенты, изучающие механизмы речи в различных аспектах, преподаватели высшей школы, руководители школ, садов и частных центров, имеющих коррекционное направление, руководители ПМПК. Участники приезжают на эту конференцию из самых разных регионов России, а также из других стран.

Одна из ключевых целей конференции — познакомить практиков с новейшими разработками ведущих научных центров. Команда Центра языка и мозга откликнулась на приглашение организаторов и представила свои новейшие разработки, подготовив отдельную секцию: «Стандартизированные лингвистически обоснованные инструменты количественной оценки устной речи и чтения».

Секция была посвящена обсуждению современных методов исследования и количественной оценки устной речи и чтения, а также важных для успешного освоения чтения когнитивных функций. В открывающей секцию обзорной лекции директор Центра языка и мозга Ольга Драгой рассказала о современных тенденциях в разработке цифровых диагностических инструментов, в том числе использующих достижения в области искусственного интеллекта, а также о новых разработках Центра в области коррекции нарушений речи и чтения. После этого сотрудники Центра языка и мозга представили стандартизированные, лингвистически продуманные, в том числе цифровые, диагностические инструменты, разработанные в Центре языка и мозга НИУ ВШЭ.

Исследователи представили доступный для скачивания и широкого применения практиками тест «КОРАБЛИК» для комплексной оценки языкового развития детей, а также рассказали о современных подходах к созданию стандартизированных инструментов. Милитина Громозова, младший научный сотрудник Центра языка и мозга, подробно раскрыла специфику «КОРАБЛИКа», презентовала  батарею тестов для оценки речевого развития у детей и новое приложение для оценки морфологии. Научный сотрудник центра Нина Здорова сосредоточилась на теме чтения у детей и взрослых, продемонстрировав инструменты для оценки соответствующих навыков. Ольга Буйволова, научный сотрудник центра, рассказала о  цифровых инструментах, которые помогают выявлять нарушения слухоречевой памяти и управляющих функций у детей и взрослых. Научный сотрудник Центр языка и мозга Светлана Дорофеева в докладе «Модель процесса чтения и стандартизированные инструменты для выявления причин нарушений чтения»  показывала, как на примере одной из известных моделей чтения можно определять ключевые предикторы чтения. Кроме того, исследовательница демонстрировала участникам конференции стандартизированные инструменты для оценки успешности освоения чтения лексическим и сублексическим способом, а также инструменты для оценки развития важных для чтения навыков фонологической обработки (батарея тестов ЗАРЯ) и зрительного гнозиса (батарея тестов ЗАКАТ).

Дорофеева Светлана Валентиновна
научный сотрудник Центра языка и мозга

«Комплекс таких инструментов позволяет оценить предикторы чтения у детей на ранних этапах обучения, еще в дошкольном возрасте. Раннее выявление риска возможных трудностей очень важно, поскольку это позволяет более эффективно планировать коррекционные мероприятия».