Влияние артикуляторной сложности стимулов на метрики движений глаз при чтении предложений
Чтение — это сложный психофизиологический процесс, который затрагивает целый ряд когнитивных, лингвистических и экстралингвистических навыков на разных уровнях. Именно поэтому эта область уже на протяжении многих лет привлекает внимание отечественных и зарубежных психологов и лингвистов.
Изучение особенностей окуломоторной активности является одним из наиболее продуктивных и информативных методов исследования навыка чтения, поскольку позволяет провести детальный анализ этого процесса. По мнению когнитивного психолога Кита Рейнера, одного из первых исследователей, использовавших метод окулографии в области чтения и зрительного восприятия, существует три основных параметра слова, оказывающих наибольшее влияние на длительность его обработки: длина, частотность и предсказуемость в контексте. И если эти свойства активно изучаются, то влияние других характеристик слов, включая артикуляторную сложность, остаётся за рамками научных исследований, в особенности для русского языка.
Цель данного проекта - изучить возможное влияние артикуляторной сложности стимулов на метрики движений глаз при чтении предложений, а также рассмотреть связь между степенью выраженности изучаемого эффекта и состоянием когнитивных функций участников, а именно навыков зрительной и фонологической обработки.
Эксперимент включает в себя четыре этапа:
1. Чтение экспериментальных предложений с использованием аппарата для регистрации движения глаз SR Research Eyelink 1000+;
2. Прохождение фонологического теста «Замена звука в псевдослове» из батареи субтестов ЗАРЯ (Звуковой Анализ Русского Языка);
3. Выполнение зрительного теста из батареи тестов, разработанных в Центре языка и мозга НИУ ВШЭ;
4. Заполнение анкеты (в формате гугл-формы) на знание значений целевых слов.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.