Какая память нужна языку: исследование влияния видов и компонентов памяти на речевые процессы в норме и у больных с очаговыми поражениями мозга
В ходе этого междисциплинарного проекта группа сотрудников и коллабораторов лаборатории провела углубленное изучение видов и компонентов памяти, их роли в речевых процессах, а также особенностей психологической организации этих двух высших психических функций в норме и при очаговых поражениях головного мозга. В текущем исследовании впервые были собраны данные о нарушениях памяти и внимания на двух больших клинических группах – пациентах с небеглыми и беглыми формами афазии, – что позволило напрямую сравнить особенности неречевых когнитивных нарушений при разных формах афазии и их взаимодействия с лингвистическими процессами. Кроме этого, впервые на русской выборке были апробированы глазодвигательные тесты для оценки рабочей памяти. Их использование является особенно перспективным при работе с испытуемыми после очаговых поражений головного мозга: у таких пациентов часто нарушается речь и моторика, что затрудняет измерение их истинного объема рабочей памяти.
Мы разработали и запрограммировали задания для оценки рабочей памяти (модифицированное задание на прослушивание, вербальное и невербальное задания для оценки рабочей памяти с помощью движений глаз) и ее механизмов (задание на кратковременную память, задание на скорость обработки информации, задания на удержание и распределение фокуса внимания). Кроме этого, испытуемые из группы пациентов прошли нейропсихологическое обследование и магнитно-резонансную томографию головного мозга.
В ходе проекта мы установили значимую связь между вербальным и невербальным заданиями для оценки рабочей памяти с помощью движений глаз, что подтверждает модально-неспецифическую организацию процесса рабочей памяти - как в норме, так и у пациентов с афазиями. Было также установлено влияние устойчивости внимания и скорости обработки информации на общий объем ресурсов рабочей памяти в норме; однако в группе пациентов эту взаимосвязь не удалось обнаружить. Результаты проведенного исследования также подтвердили гипотезу о том, что вследствие очаговых поражений головного мозга афазиям сопутствуют нарушения других когнитивных функций: памяти (и кратковременной, и рабочей) и разных видов внимания. Нарушения этих функций отмечались и у пациентов с очень легкой степенью речевых нарушений. При сравнении нарушений памяти и внимания между пациентами с передними и задними формами афазии было выявлено, что показатели памяти и внимания в равной степени снижены в обеих клинических группах. Но у больных с небеглыми формами афазии показатели памяти и внимания вносили значимый вклад в успешность понимания речи, в то время как у больных с задними формами афазии нарушения памяти и внимания не были связаны с речевыми трудностями.
Результаты проведенного фундаментального исследования имеют большое практическое значение для разработки процедур диагностики и терапии больных с нарушениями речи и памяти. Полученные нами результаты указывают на то, что при афазии необходимо оценивать весь профиль имеющихся когнитивных нарушений - особенно у пациентов с небеглыми формами афазии.
Публикации
Иванова М.В., Купцова С.В., Драгой О.В., Уличева А.С., Лауринавичюте А.К., Петрова Л.В., What cognitive mechanisms impact language
comprehension in aphasia? , Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2013, 94, 101 - 102 (английский)
Иванова М.В., Купцова С.В., Драгой О.В., Лауринавичюте А.К., Уличева А.С., Петрова Л.В., Какие когнитивные процессы
влияют на понимание речи при афазии., Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Тезисы конференции (19 июня 2013 г.). Науч. ред.: Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман. , Букиведи, Москва, 2013, 131 - 135 (русский)
Иванова М.В., Драгой О.В., Купцова С.В., Уличева А.С., Лауринавичюте А.К., Петрова Л., Lexical processing and working memory in individuals with and without aphasia, CUNY2013, 26th Annual CUNY Conference on Human Sentence Processing, 2013, 2013, 270 - 270 (английский)
Купцова С.В., Иванова М.В., Драгой О.В., Петрова Л.В., Пономарева А.А., Уличева А.С., Лауринавичюте А.К., Особенности нарушения
концентрации внимания у больных с разными формами афазии., Психологические исследования, 2013 (русский)
Проект поддержан грантом РГНФ №12-06-00939а (2012 - 2013), руководитель - М.И. Иванова
В ходе этого междисциплинарного проекта группа сотрудников и коллабораторов лаборатории провела углубленное изучение видов и компонентов памяти, их роли в речевых процессах, а также особенностей психологической организации этих двух высших психических функций в норме и при очаговых поражениях головного мозга. В текущем исследовании впервые были собраны данные о нарушениях памяти и внимания на двух больших клинических группах – пациентах с небеглыми и беглыми формами афазии, – что позволило напрямую сравнить особенности неречевых когнитивных нарушений при разных формах афазии и их взаимодействия с лингвистическими процессами.
В текущем исследовании впервые на русской выборке были апробированы глазодвигательные тесты для оценки рабочей памяти. Их использование является особенно перспективным при работе с испытуемыми после очаговых поражений головного мозга: у таких пациентов часто нарушается речь и моторика, что затрудняет измерение их истинного объема рабочей памяти.
Мы разработали и запрограммировали задания для оценки рабочей памяти (модифицированное задание на прослушивание, вербальное задание для оценки рабочей памяти с помощью движений глаз, невербальное задание для оценки рабочей памяти с помощью движений глаз) и ее механизмов (задание на кратковременную память, задание на скорость обработки информации, задание на удержание фокуса внимания, задание на распределение фокуса внимания). Кроме этого, испытуемые из группы пациентов прошли нейропсихологическое обследование и магнитно-резонансную томографию головного мозга.
В ходе проекта мы установили значимую связь между вербальным и невербальным заданиями для оценки рабочей памяти с помощью движений глаз, что подтверждает модально-неспецифическую организацию процесса рабочей памяти - как в норме, так и у пациентов с афазиями. Было также установлено влияние устойчивости внимания и скорости обработки информации на общий объем ресурсов рабочей памяти в норме; однако в группе пациентов эту взаимосвязь не удалось обнаружить. Результаты проведенного исследования также подтвердили гипотезу о том, что вследствие очаговых поражений головного мозга афазиям сопутствуют нарушения других когнитивных функций: памяти (и кратковременной, и рабочей) и разных видов внимания. Нарушения этих функций отмечались и у пациентов с очень легкой степенью речевых нарушений. При сравнении нарушений памяти и внимания между пациентами с передними и задними формами афазии было выявлено, что показатели памяти и внимания в равной степени снижены в обеих клинических группах. Но у больных с небеглыми формами афазии показатели памяти и внимания вносили значимый вклад в успешность понимания речи, в то время как у больных с задними формами афазии нарушения памяти и внимания не были связаны с речевыми трудностями.
Результаты проведенного фундаментального исследования имеют большое практическое значение для разработки процедур диагностики и терапии больных с нарушениями речи и памяти. Полученные нами результаты указывают на то, что при афазии необходимо оценивать весь профиль имеющихся когнитивных нарушений - особенно у пациентов с небеглыми формами афазии.
Публикации
Иванова М.В. , Купцова С.В. , Драгой О.В. , Уличева А.С. ,
Лауринавичюте А.К. , Петрова Л.В. , What cognitive mechanisms impact language
comprehension in aphasia? , Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2013, 94, 101 -
102- Английский
Иванова М.В. , Купцова С.В. , Драгой О.В. ,
Лауринавичюте А.К. , Уличева А.С. , Петрова Л.В. , Какие когнитивные процессы
влияют на понимание речи при афазии., Когнитивная наука в Москве: новые
исследования. Тезисы конференции (19 июня 2013 г.). Науч. ред.: Е. В. Печенкова, М.
В. Фаликман. , Букиведи, Москва, 2013, 131 - 135- Русский
Иванова М.В. , Драгой О.В. , Купцова С.В. , Уличева А.
, Лауринавичюте А.К. , Петрова Л. , Lexical processing and working memory in
individuals with and without aphasia, CUNY2013, 26th Annual CUNY Conference on
Human Sentence Processing, 2013, 2013, 270 - 270- Английский
Купцова С.В. , Иванова М.В. , Драгой О.В. , Петрова Л.В. ,
Пономарева А.А. , Уличева А.С. , Лауринавичюте А.К. , Особенности нарушения
концентрации внимания у больных с разными формами афазии., Психологические
исследования, 2013- Русский
Доклады на конференциях
Давайте без докладов обойдемся.
Проект поддержан грантом РГНФ № 12-06-00939а
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.