Сегментация речевого потока русскоязычными младенцами
Мы знаем, что первый год жизни – это период, во время которого ребёнок учится понимать отдельные слова в речи. При этом до сих пор точно неизвестно, каким именно образом это происходит и что помогает детям правильно выделять слова в речевом потоке. Однако известно, что ребёнок может опираться на различные свойства языка (‘подсказки’), чтобы понять, является ли какое-то сочетание звуков словом или нет.
Рассмотрим простой пример, предложение Мама, мама, папа пошёл в магазин . С одной стороны, детям могут помогать статистические свойства речи. Если сочетание мама встречается часто, а мапа – редко, то, вероятно, мама – это слово, а мапа – нет. С другой стороны, главной опорой для сегментации речи для младенцев может стать ударение. Это значит, что если в языке какой-то слог в слове чаще бывает ударным, чем другой, то в новом слове мы будем ожидать это более распространённое ударение. Например, в русских двусложных словах (как м а ма ) первый слог чаще становится ударным, чем второй. Поэтому именно ударение может помогать детям понять, что м а ма – скорее слово, а мап а – нет.
Исследования на материале английского, немецкого и французского языков показали, что на выбор ‘подсказок’ – статистических или ударения – может влиять как возраст ребёнка, так и язык, который он усваивает.
Цель нашего исследования – определить, какие ‘подсказки’ оказываются более информативными для младенцев, усваивающих русский язык.
Мы проводим эксперимент для младенцев 6-7 месяцев с использованием процедуры с поворотом головы (head-turn preference procedure). В нём мы знакомим маленьких участников с последовательностью из четырёх повторяющихся выдуманных слов: биз е , ком ю , зур о , муг и . В этих выдуманных словах ударение падает на второй слог, а не на более частотный для таких слов первый слог. Мы ожидаем, что в процессе сегментации этой последовательности дети будут опираться либо на её статистические свойства, либо на ударение. Это значит, что они будут выделять либо частые слова, но с менее характерным для русского ударением ( биз е , ком ю , зур о , муг и ), либо слова, которые получаются на их стыке, но имеют более привычное ударение (например, з е ко – биз е-к омю, м ю би – ком ю-б изе ).
После знакомства с последовательностью выдуманных слов, на этапе тестирования мы предлагаем младенцам послушать слова трёх типов:
-
те, что выделяются на основе статистических закономерностей;
-
те, что выделяются на основе ударения;
-
те, которых не было в последовательности (контрольное условие).
В ходе эксперимента мы измеряем количество внимания, которое ребёнок уделяет каждому типу слов во время тестирования, т.е. время заинтересованного прослушивания этих слов.
Мы ожидаем, что в 6-7 месяцев дети в большей степени будут использовать статистические закономерности речи для выделения слов в ней, а чувствительность к ударению будет развиваться позже (в 8-9 месяцев).
Наше исследование позволит выявить особенности раннего усвоения русского языка при типичном речевом развитии, что впоследствии может быть использовано для ранней диагностики возможных речевых нарушений.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.