• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя нейролингвистическая школа 2024: Лекции, доклады и другие активности Школы

Основная информацияЛекции, доклады
и другие активности Школы
Расписание ШколыРегистрацияПрием тезисовПолезное


 

Изабель Баррьер, Университет Моллой, Нью-Йорк

 

Влияние средовых и языковых факторов на билингвальное развитие

 

В данном докладе пойдет речь о том, как объем языкового инпута и лингвистических характеристик эритажного языка влияют на языковое развитие детей-билингвов в среде мажоритарного языка. В эксперименте приняли участие русско-английские билингвы дошкольного возраста (русский язык — эритажный), проживающие в Нью-Йорке, у которых исследовалось развитие фонологической и морфосинтаксической систем. Исследуемые особенности (краткие гласные и субъектно-глагольное согласование) показали разные степени контраста между английским и русским языками. Результаты анализа показали, что уровень владения английским языком и лингвистические характеристики русского языка по-разному влияют на упомянутые выше два аспекта билингвального развития. В докладе будут обсуждаться клинические и педагогические следствия из полученных результатов. 


Ирина Секерина, Городской университет Нью-Йорка
Светлана Дорофеева, НИУ ВШЭ

Методы исследования и инструменты оценки языка и речи детей:
от мировой традиции к российской практике

Исследование особенностей освоения языка и речи с раннего возраста очень важно для понимания механизмов речевого развития. В докладе будут рассмотрены традиционные подходы к исследованиям детской речи, использующиеся в мировой науке, инструменты, использующиеся в отечественной практике, а также некоторые современные решения, нацеленные на разработку надёжных диагностических инструментов оценки речевого развития детей.


Анастасия Лопухина, Университет Royal Holloway


От первых звуков до сложных текстов: как ранние этапы усвоения языка предсказывают более поздние речевые навыки ребенка


Можем ли мы предсказать, как ребенок будет говорить, по тому, как он плачет, лепечет и произносит первые звуки? Существуют ли надежные предикторы речевых нарушений, которые родители и специалисты могут увидеть в первые годы жизни ребенка? Бывает ли ‘ранняя профилактика’ речевых нарушений? На лекции мы поговорим о современных исследованиях, которые отвечают на эти вопросы.


Вардан Арутюнян, Детский исследовательский институт Сиэтла


Нейрофизиологические механизмы нарушения речи у детей с расстройствами аутистического спектра


Нейробиологические исследования последних лет показали, что нарушенный баланс между возбуждением (В) и торможением (Т) в нейронных сетях является одним из ключевых патофизиологических механизмов при аутизме. Гамма-ритмы (30–100 Гц), регистрируемые при помощи электро- и магнитоэнцефалографии (ЭЭГ/МЭГ), являются одним из неинвазивных маркеров В/Т баланса и, таким образом, представляют особый интерес в исследованиях этой клинической популяции. 

В докладе будут представлены данные разных проектов, которые направлены на исследование гамма-ритмов у детей с аутизмом. Результаты этих исследований свидетельствуют, что этот тип нейронной активности как в состоянии покоя, так и при предъявлении определенных стимулов, нарушен у детей с аутизмом, может быть связан с клиническими характеристиками и, более того, является одним из ранних предикторов коммуникативных навыков.

Татьяна Котова, РАНХиГС

 

Современные подходы к освоению речи ребенком в теориях когнитивного развития

 

Основное противостояние в области исследований когнитивного развития по вопросу о закономерностях речевого развития касается специфичности механизмов научения, которые в них задействуются. Достаточно ли общих когнитивных процессов (прежде всего, внимания и памяти) для того, чтобы объяснить освоение новых слов и грамматики ребенком? Или необходимо вводить какие-то специфические закономерности, особым образом заранее присутствующие в когнитивных способностях человека и отличающие его от других животных? Будут ли эти специфические закономерности использоваться в других сферах человеческого развития, например, в освоении других аспектов культуры? В докладе мы рассмотрим подходы, предлагающие свои ответы на эти вопросы, а также их эмпирические аргументы.

 

Алексей Котов, НИУ ВШЭ

 

Эффект называемости и категориальное научение у взрослых и детей

 

В докладе мы рассмотрим новый и важный эффект называемости — влияние легкости называния частей объектов на категориальное научение: новые правила категоризации легче выучиваются, когда относящиеся к ним объекты состоят из легко называемых частей. Несмотря на то, что эффект описан совсем недавно, исследования выявили его значимость не только для понимания механизмов категориального научения, но и в целом для изучения механизмов категоризации, семантической памяти и селективного внимания. Мы обсудим также способы измерения данного эффекта, ограничения в проявлении, связанные с типом задач и типом категорий. Во второй части доклада мы обсудим наши недавние исследования по изучению возрастных закономерностей в появлении эффекта называемости в онтогенезе и особенностей его использования в ходе обучения под управлением взрослого.

 

 

Елизавета Гальперина, ФГБУН “Институт эволюционной физиологии и биохимии
им. И.М. Сеченова Российской академии наук”


“Взросление” синтаксиса. Нейробиологические основы


В лекции будут рассматриваться вопросы нейрофизиологического обеспечения синтаксических процессов в речи. Как это меняется с возрастом и с какими морфофункциональными изменениями эти процессы связаны. Одинаково ли протекает становление синтаксиса в разных языках? Что известно и что предстоит узнать.

 


Милитина Гомозова, НИУ ВШЭ


Стандартизированный тест для оценки речевого и языкового развития “КОРАБЛИК”: применение в клинической и исследовательской практике


Для стандартизированной оценки понимания и порождения языка у детей в возрасте 3-11 лет была разработана батарея тестов КОРАБЛИК («Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций»). Тест состоит из 11 заданий, оценивающих навыки на фонологическом, лексическом, морфосинтаксическом и дискурсивном языковых уровнях. КОРАБЛИК показал эффективность в количественной и качественной оценке языковых нарушений у детей. В рамках данного доклада мы поделимся опытом использования КОРАБЛИКа в группах детей с общим недоразвитием речи и с расстройством аутистического спектра.


Светлана Дорофеева, НИУ ВШЭ


Механизмы дислексии: данные экспериментальных исследований


Дислексия — это специфическое (не связанное с нарушениями зрения, слуха или интеллекта) нарушение развития, которое характеризуется стойкими трудностями с освоением навыков чтения и связано с особенностями развития и/или функционирования мозга. За последние два десятилетия произошел значительный прогресс в понимании нейрофизиологических механизмов типичного и нарушенного развития чтения. В докладе мы рассмотрим традиционные отечественные классификации дислексии и уделим особое внимание гипотезам о причинах и механизмах нарушений чтения, сформированным на основе экспериментальных, в том числе нейровизуализационных исследований.



Илья Смирнов, ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации
Департамента здравоохранения города Москвы»


Специфические расстройства развития речи как междисциплинарная проблема и их коморбидность с другими расстройствами


Актуальность рассмотрения темы обусловлена распространенностью специфических расстройств развития речи (СРРР) в детской популяции и высокой коморбидностью указанного ограничения функционирования в сфере речи с другими расстройствами. В докладе рассматриваются этиология и патогенез СРРР, особенности их классификации и кодирования с точки зрения различных научных направлений, делается акцент на межпрофессиональных и межведомственных аспектах комплексной медико-психолого-логопедической помощи,  учитывающих высокую коморбидность, а также проводится анализ используемых методов с позиций доказательной медицины.



Помимо обзорных лекций на Летней школе будут представлены короткие устные доклады, посвященные практическим наработкам в сфере исследований детской речи: 

 

Мария Дьячкова, НИУ ВШЭ

 

Методы для оценки уровня речевого развития MLU и IPSyn и их применение к лонгитюдным данным русскоязычных детей

 

Создание и апробация объективных методов оценки речевого развития играет важную роль в правильной оценке языковых навыков ребенка. Наш доклад посвящен двум методам: MLU (Mean length of utterance, средняя длина высказывания) и IPSyn (Index of productive syntax, индекс продуктивности синтаксиса) MLU – метод, оценивающий среднюю длину высказывания ребенка в словах или слогах. IPSyn же позволяет оценивать грамматическую сложность детской речи, выявляя морфологические и синтаксические структуры, которые употребляет ребенок. Эти инструменты были предложены для английского языка, но были адаптированы на русский язык. В докладе мы подробно рассмотрим эти методы на материале лонгитюдных корпусов 7 детей и обсудим, насколько успешно они оценивают речевое развитие русскоязычных детей.

 

Валерия Лелик, НИУ ВШЭ

 

Оценка морфологического разнообразия детской речи с помощью меры MSP (на материале лонгитюдных корпусных данных)

 

Для оценки морфологического разнообразия речи используется мера MSP (средний размер парадигмы).  Она рассчитывается на корпусных данных как отношение количества уникальных словоформ к количеству лемм, употребленных в течение определенного периода. Эта мера использовалась ранее для исследования связи именной и глагольной парадигм в речи, обращенной к ребенку, и в речи ребенка. При этом большее значение MSP означает большее морфологическое разнообразие речи. В докладе мы рассмотрим применение MSP для оценки морфологического разнообразия именной парадигмы в речи двух русскоязычных детей-монолингвов и двух англо-русских детей-билингвов на основе данных, расшифрованных в формате корпуса CHILDES. Особое внимание будет уделено рассмотрению речи взрослых, обращенной к ребенку, как одному из ключевых факторов, влияющих на усвоение морфологии.

 

Елена Барыбина, МБДОУ детский сад №7 “Солнышко”

 

Опыт применения диагностических инструментов “КОРАБЛИК” и “ЗАРЯ” в работе логопеда со старшими дошкольниками и младшими школьниками

 

В докладе представлен опыт использования диагностических инструментов "КОРАБЛИК" и "ЗАРЯ" на разных этапах логопедического воздействия в работе с дошкольниками и младшими  школьниками. Обосновывается необходимость ревизии традиционно используемых методик выявления речевой патологии и актуальность внедрения стандартизированных тестов.




Также, в рамках XI Летней нейролингвистической школы пройдет серия мастер-классов по использованию различных инструментов, разработанных в Центре языка и мозга. Сотрудники Центра расскажут о таких инструментах, как “КОРАБЛИК”, “КАРАСИК”, “ЗАРЯ” и др. А также, покажут, как использовать эти приложения на практике. 

 

Обратите внимание, что участие в мастер-классах возможно только по предварительной записи (регистрация закрыта).

 

 


 



 



Мероприятие организовано в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).

 

 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.