• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Джеффри Пфеффер, Роберт Саттон "Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса"

Ведомости. 21 октября 2008

Колонка "Новинки книжных развалов" газеты "Ведомости".
Ведущий колонки — доктор исторических наук, профессор ГУ-ВШЭ Андрей Кузьмичев.

Джеффри Пфеффер, Роберт Саттон "Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса"
М., ЭКСМО, 2008. 384 С.

Пусть читателя не слишком интригует название: американские профессора Джеффри Пфеффер и Роберт Саттон не изобретают очередную великую теорию. "Наша цель состоит не в разборе конкретных авторов или идей, а в том, чтобы помочь менеджерам стать более грамотными потребителями и поставщиками деловой информации", — пишут они.

Даже если авторы немного лукавят, никто из читателей не будет оспаривать тот факт, что "любой менеджер, консультант или кризисный управляющий, пытающийся найти информацию о ценном опыте внедрения управленческих инноваций, будет немедленно погребен под ворохом неверных и неточных историй или рекомендаций". Профессора напоминают, в частности, что с 2001 по 2005 г. в каждом февральском номере Harvard Business Review публиковался список "революционных идей для современного бизнеса", характеризовавшихся как "смелые и будоражащие воображение". Понимание того, как шустро появляются такие идеи, приходит, когда сами авторы описывают опыт сотрудничества с журналом по теме премирования и заявляют: "редакция журнала не поощряет авторов делать сноски" и "вообще не поощряет упоминание в статьях предыдущих работ на эту тему". Утаивание настоящих авторов идей, судя по книге, происходит постоянно. Пфеффер и Саттон приводят слова уважаемого теоретика менеджмента Джеймса Марча о том, что "большинство заявлений об оригинальности и неповторимости свидетельствует лишь о невежестве авторов, а большинство заявлений об уникальной эффективности — об их высокомерии".

До недавнего времени схожие идеи бурлили на фондовом рынке, где, по мнению авторов, "эффект от использования достоверной фактической информации даже больше, чем если она применяется для управления организацией". И вряд ли, судя по книге, на этом рынке скоро наступит оживление. "В сфере управления, — пишут авторы, — копирование новшеств происходит медленнее и менее эффективно, отчасти потому, что используется неформализованный опыт и при этом требуется недюжинный талант организатора, а отчасти потому, что надо знать не только что, но и как делать".

Книга не только об управленческих идеях. В ней немало точных наблюдений, портретных зарисовок. Вот, например, типичный портрет топ-менеджера Нью-Йоркской фондовой биржи. "Подчиненные, не оправдавшие его ожиданий, подвергались жестоким разносам, — пишут они о бывшем председателе совета директоров биржи Ричарде Грассо. — Усадив жертву в кресло, Грассо буквально выплескивал на нее ведро яда". Читаешь и ловишь себя на злорадной мысли: "Поделом".