Новые технологии Big Data – результат агрессивной маркетинговой стратегии или инструмент бизнеса?
Важно идти от актуальных задач бизнеса, а не от продуктов и технологий. В этом убежден Дмитрий Романов, генеральный директор, «Преферентум» (ГК «АйТи»), доцент НИУ ВШЭ. И вот его доказательства:
— Долгое время я занимался документооборотом, архивами и часто сталкивался с тенденцией в маркетинге продавать заказчику одни и те же вещи, под разными названиями. Эта же тенденция играет заметную роль в пропаганде Big Data. На самом деле в большинстве компаний оперируют не очень большими объемами данных (от гига- до терабайтов).
Важно идти от актуальных задач бизнеса, которые можно решать с помощью современных технологий анализа и работы с информацией, в том числе с неструктурированными данными, а не от продуктов и технологий.
При этом сложные системы нужны там, где действительно есть «большие данные», например в социальных сетях. Многие задачи, связанные с применением аналитических технологий, можно решать гораздо проще и без применения сложных систем.
Например, сейчас значительно проще и быстрее найти какую-то информацию в интернете, чем нужный документ в своей организации. Корпоративная поисковая система решает эту задачу. А еще лучше по запросу и ключевому слову найти не 10 000 документов, а трех-четырех человек, компетентных в данной теме, которые смогут ответить вам на тот или иной вопрос. Задача по поиску компетентных людей внутри компании успешно решается с помощью индексирования корпоративной электронной почты.
Другой пример: при электронном согласовании документов (договоров, смет, спецификаций, накладных и др.) приходится исправлять много простых и мелких ошибок в расчетах и реквизитах, выявлять нестыковки в формулировках. Ручная сверка очень трудоемка и чревата появлением ошибок. Современные технологии избавляют человека от таких мелочей, высвобождая его время на творческие задачи.
Задача автоматической классификации документов — еще одно из направлений применения аналитических технологий. На примере имеющегося хранилища документов можно обучить систему и автоматически направлять входящие документы по тем подразделениям, которым они нужны.
Всем знакома навязчивая контекстная реклама, заполняющая страницы браузеров. Эта же технология, но применяемая в интересах пользователя, позволяет в режиме реального времени индексировать создаваемые документы и получаемые письма, учитывать его интересы и формировать, подстраивать, группировать для него различные потоки информации, в том числе новостные рассылки.
Есть много и других возможностей применения современных аналитических технологий, доступных уже сейчас. Они позволяют решать реальные практические задачи, стоящие как перед каждым сотрудником, так и перед функциональными службами современной организации — HR, R&D, S&M, IT, юристами, информационной безопасностью и т.п. И не имеет значения, называется эта технология Big Data или нет.
На мой взгляд, технологии должны опережать средние текущие потребности бизнеса. А внедрять в практическое использование нужно то, что принесет выгоду: сократит издержки, снизит риски, откроет новые возможности для развития.
Романов Дмитрий Александрович