НИРС в Интервью
Команда конкурса НИРС поговорила с Ольгой Соловьевой про ее карьеру, комфорте в академической среде и любви к своим курсовым работам.
О жизни в Вышке
Для меня Вышка была самым приоритетным ВУЗом при поступлении, ровно, как и направление Политологии, к которому я готовилась со старших классов. Поэтому я была ужасна рада поступлению.
Мне очень запомнились наши заседания студенческого научного общества, когда мы приходили слушать разных выступающих и устраивали дискуссии на политологические темы. Также я отлично помню свои курсовые работы, которые очень полюбила. Иногда вспоминаю, как страдала, пробираясь чрез дебри теоретических материалов и дальше, уходя в поле, собирать эмпирику, как расшифровывала интервью и перечитывала с карандашиком расшифровки снова и снова, пытаясь выделить суть.
Мне кажется, что победа в этом конкурсе даёт некоторое подтверждение твоего вклада в академическое пространство и дополнительный стимул для последующей публикации своей первой работы.
Также самым, наверное, ярким воспоминанием была организаторская и корреспондентская деятельность: мы делали музыкальный фестиваль, ежемесячно выпускали газету, снимали промо-ролики для других мероприятий. В общем, всё, что со мной происходило за время обучения в университете, подарило багаж знаний как теоретических, так и практических.
О своём любимом исследовании
Моим самым любимым исследованием в университете стала моя дипломная работа. Она была посвящена межсекторному социальному партнёрству, я брала фокус на работу общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга. Тогда я многое поняла про то, как в действительности работают государственные и общественные институты, какое влияние они оказывают на общество, с какими трудностями сталкиваются.
Если вы занимаетесь какой-то темой в этом году, занимайтесь ею с тотальным погружением. Попробуйте рассмотреть её со всех сторон.
Мне тогда казалось, что получилось какое-то фантастическое исследование, раз я разобралась с тонкостями и разработала рекомендации. В это время, почти 10 лет назад, мы в своих работах всегда преследовали некоторую практическую значимость.
О работе, победившей на НИРСе
Моя работа для НИРСа была посвящена коммуникативной экологии, я проводила это исследование в рамках обучения в магистратуре. Основной задачей было понять, как люди общаются друг с другом в городском пространстве Москвы для решения проблем локального уровня. Я использовала трёхуровневую модель коммуникативной экологии, где смотрела, как люди общаются на социальном уровне (какие связи распространены), технологическом (каким средствами пользуются для решения проблем) и дискурсивном (какие смыслы закладываются в процессе социальной интеракции). В результате обработки данных, полученных в ходе опроса, были выявлены стабильно низкий уровень вовлеченности в социальные и гражданские активности и процесс решения проблем, важную роль сильных связей для жителей и очертила список тем, остро стоящих на повестке.
О причинах участия в НИРС
Работу я решила подавать, потому что «почему бы нет?». Я писала ее на английском, была разработана неплохая методология и в целом я хотела поучаствовать в конкурсе, чтобы получить некоторую обратную связь.
Мне кажется, что победа в этом конкурсе даёт некоторое подтверждение твоего вклада в академическое пространство и дополнительный стимул для последующей публикации своей первой работы. После конкурса НИРС я опубликовала доработанную и откорректированную версию этой работы в нашем вышкинском журнале Городские исследования и практики.
О начале карьеры преподавателя
Если бы у меня спросили 10 лет назад, думаю ли я, что окажусь в академии, я бы ответила, что скорее нет. Но я помню, как на первом курсе магистратуры нас просили наговорить краткие послания самим себе о том, где мы условно видим себя через пять лет. Я, неожиданно для самой себя, сказала такую вещь: «Я вернусь на департамент и обязательно прочитаю лекцию нашим студентам». То же самое я писала на первом курсе, обучаясь на отделении прикладной политологии. То есть, преподавательская история, не рефлексивно, но как-то проходила внутри меня на совершенно неосознанном уровне. Преподавать я начала совершенно случайно: меня попросили заменить занятие по НИСу, я заменила и осталась.
Об академической сфере
В академической сфере быть приятно и обычно невероятно комфортно: ты постоянно развиваешься, споришь с коллегами, задаешься интересующими тебя вопросами и ищешь ответы на них, общаешься с прекрасными людьми, наблюдаешь прогресс студентов. В общем, всячески развлекаешься и даже делаешь мир лучше.
Но здесь нельзя оставаться надолго, потому что этот пузырь, который образуется вокруг нас: очень приятный, очень комфортный, очень сложный – он сильно отличается от того, что происходит в мире. И если вы занимаетесь социальными исследования, следует чаще выходить в мир бизнеса, в мир людей, которые по складу мышления отличаются от вас. Это будет обогащать ваш опыт и давать больше возможностей для более качественной рефлексии.
О подходе к исследовательской деятельности
Если вы занимаетесь какой-то темой в этом году, занимайтесь ею с тотальным погружением. Попробуйте рассмотреть её со всех сторон. И только потом переходите к следующей теме, не оставляйте ничего незавершенным.
Пробуйте разные направления. Смотрите на то, как меняется мир, пытайтесь уловить какие-то макротренды. Я сейчас естественно говорю про цифровизацию, про какие-то структуризации социального пространства.
Не бойтесь подавать своё исследование, оно лучше, чем вы про него сами думаете. Вы в этой теме становитесь экспертом, читаете статьи от именитых исследователей, понимаете, как много всего сделано в этом поле, в этом пространстве.
Участвуйте в академических активностях: конференциях, зимних и летних школах, всевозможных круглых столах и обсуждениях. Ваш вклад может быть интересным, а взгляд -- нетривиальным. Не бойтесь, нарабатывайте своё портфолио. Помните, что сложно только в первый раз выступать на конференции (хотя вру, второй раз будет тоже сложно и боязно). Но через это нужно пройти, чтобы закрепилась привычка, приобрелись необходимые навыки.
Смотрите вперёд, планируйте свой учебный год, ищите мероприятия, которые хотите посетить и следите за новостями в сфере своих профессиональных и исследовательских интересов. Ну а самое главное – следуйте целостному подходу, когда ваш год – это ваш научный проект. Пробуйте погрузиться в него с головой, это будет интересно и сделает вас профессионалом.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.