Изучение лучших практик промышленных кластеров и технопарков в Германии и Франции-2

В мае 2016 года представители органов государственной власти российских регионов, где формируются промышленные кластеры, знакомились с европейским опытом создания, развития и управления территориальными кластерами и технопарками. Деловую миссию организовали Минпромторг России, Ассоциация кластеров и технопарков и НИУ ВШЭ. Ведущий эксперт Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ  Сергей Артемов  продолжает делиться своими наблюдениями от этой поездки

Изучение лучших практик промышленных кластеров и технопарков в Германии и Франции-2

Более детальное знакомство с практиками организации работы кластеров состоялось в рамках семинара по кластерной политике и организации работы технологических промышленных парков в ФРГ с рядом менеджеров кластеров, организованной Центром инноваций и техники ZENIT GmbH ― давним партнером НИУ ВШЭ.

В семинаре приняли участие референты 6 кластеров: NanoMicroMaterialsPhotonic.NRW state cluster, Союз машино- и автомобилестроителей «CAR e.V.» Ахенского региона, Союз пищевой промышленности «Food-Processing Initiative», Химический кластер «Chemie.NRW», химический союз «Chemsite», Химический союз Кёльнского региона «ChemCologne».

Кластеры в регионе Северный Рейн-Вестфалия начали активно формироваться в последнем десятилетии 20 века в период радикальных структурных трансформаций экономики, связанных с начавшимся еще в 60-е годы переходным периодом и изменением структуры промышленного производства, что привело к появлению новых индустрий и развитию высокотехнологичных бизнесов. На месте бывших промышленных гигантов появились индустриальные парки и технопарки, начали формироваться новые производственно-технологические цепочки, изменилась и система отношений в бизнес среде. Потребность в новых технологиях вызвала необходимость более тесного сотрудничества с научными и образовательными организациями, что в итоге удалось осуществить при использовании кластерного подхода, позволившего объединить бизнес и предложить новые форматы сотрудничества. Сегодня регион является одним из самых промышленно развитых в ФРГ, где около 30% доходов бюджета формирует промышленность, и каждое второе рабочее место так или иначе связано с промышленным производством. Всего на территории земли зарегистрировано 75 тыс. предприятий, а инфраструктура высшего образования представлена 72 вузами.

Семинар по кластерной политике и организации работы технопарков в регионе Северный Рейн-Вестфалия в Центре инноваций и техники ZENIT GmbH

Представленные на семинаре кластеры отличались как своей технологической направленностью, так и количеством участников, структурой и управления, набором услуг и сервисов для участников, соотношением крупных и малых предприятий, а также рядом других параметров. В среднем количество участников этих кластеров находится в интервале от 100 до 300, однако, среди них активных представителей порядка трети. Большинство кластерных инициатив появилось еще в 90-е годы и к настоящему времени сформировалось в сплоченные, динамично развивающиеся объединения, деятельность которых координируется секретариатами со штатом от 2 до 10 сотрудников. В задачи секретариатов входит: формирование различных баз данных для участников (контакты, каталоги продукции и услуг, кадры, атласы компетенций, инвесторы и т. п.); проведение широкого спектра информационных и коммуникационных мероприятий; организация обучения и повышения квалификации; связи с общественностью и органами государственной власти; формирование состава участников совместных проектов; планирование совместной деятельности; организация межкластерного сотрудничества; организация участия в государственных инициативах; поиск партнеров и многое другое. Решение этих задач превращается в процесс предоставления услуг и сервисов для участников, состав и количество которых могут сильно отличаться в разных кластерах.

Технологический центр «Dortmund»

Интересным опытом интеграции вузовской инфраструктуры в городскую среду поделились руководили технологического центра «Dortmund», расположенном г. Дортмунде в непосредственной близости от Технического университета, Университета прикладных наук, а также более 20 научных учреждений, что обеспечивает постоянный поток новых проектов и стартапов.

В процессе общения с принимающей стороной стали понятны некоторые особенности Дортмундской инновационной экосистемы. В терминологии привычной для российских специалистов технологический центр представляет собой крупный университетский бизнес-инкубатор, резидентами которого являются малые инновационные компании, находящиеся на начальном этапе развития.

Технологический центр работает с 1984 года, и является одной из ведущих площадок размещения высокотехнологичных компаний в Германии, по масштабам деятельности находясь на третьем месте после Берлинского и Ахенского университетских кампусов. На его территории размещено 360 компаний, в которых работает более 8500 сотрудников, а общая площадь зданий и сооружений составляет 120 тыс. м2, размещенных на территории в 40 га.

 

Кампус Технического университета г.Дортмунда

Примечательным является и состав учредителей Технологического центра:

  • Город Дортмунд – 46%;
  • Банки – 26%;
  • Городская торгово-промышленная палата – 16%;
  • Технический университет – 12%.

Центр специализируется на определенных специализацией технического университета направлениях, которые объединены в специализированные центры: Центр программирования B1st;  Центр техники структуры и соединений (микросистемная техника); Центр логистики и информационных технологий e-port dortmund; Центр микро- и нанотехники MST.factory dortmund; Центр роботизации и автоматизации; Центр производственных технологий.

Управляющая компания технологического центра предоставляет резидентам возможность аренды офисных, лабораторных и производственных площадей, а также оказывает широкий перечень услуг (содержание помещений, клининг, охрана, почтовые услуги, связь, лабораторные и выставочные помещения  и др.).

Кроме того организуются встречи с инвесторами, совместные выезды на выставочные мероприятия, проводятся обучающие мероприятия, консультации опытных предпринимателей, экспертиза проектов и т.п.

Срок нахождения компаний под крышей Центра в среднем составляет от 3-х до 6 лет, однако есть и «долгожители», которые сами со временем стали внутренними объектами инфраструктуры, оказывая востребованные услуги для резидентов Центра.

Для выросших компаний, готовых перейти в производственную стадию город предлагает специализированную площадку для размещения производств Феникс Вест (реорганизованная промышленная зона), развитие которого осуществляется специализированной управляющей компанией.

В настоящее время технологические центры подобные дортмундскому, возникающие в староосвоенных территориях, становятся объектами притяжения высококвалифицированных кадров, молодежи, новейших производств и инвестиций, приобретая тем самым значимую роль в формировании территориальной структуры хозяйства соответствующих муниципальных образований и располагая значительной поддержкой со стороны органов власти.

Государственная политика Франции в сфере инновационной политики и кластерного развития 

Деловая программа во Франции у российской делегации началась со встречи с представителями Министерства экономики, промышленности и цифровых технологий Французской республики.

Министерство осуществляет деятельность по следующим направлениям:

  • Регулирование потребительского рынка;
  • Соблюдение правил конкуренции;
  • Информирование и защита прав потребителей;
  • Поддержка предпринимательства;
  • Реализация промышленной и кластерной политики;
  • Развитие цифровой экономики, туризма, торговли, ремесел и услуг.

Министерство экономики, промышленности и цифровых технологий Французской республики

В ходе встречи представители министерства рассказали об особенностях реализации кластерной политики во Франции. Как известно, в настоящее время во Франции государством активно поддерживается 71 кластер (полюса конкурентоспособности) — это, как правило, самые крупные кластеры, участники которых присутствуют на приоритетных для страны рынках. 80% всех участников таких объединений это малые и средние предприятия.

Целью государственной поддержки кластеров во Франции является стимулирование сотрудничества предприятий вузов и научных организаций, а также развитие малого и среднего бизнеса.

В общей сложности Французское правительство стимулирует развитие кластеров на протяжении более 10 лет, используя при этом широкий спектр форм поддержки. В активную фазу этот процесс вошел после проведения в 2005 году национального конкурсного отбора полюсов конкурентоспособности. Вместе с тем после проведения в 2012г. Министерством экономики, промышленности и цифровых технологий комплексного анализа деятельности управляющих компаний и результативности работы кластеров, а также убедившись, что большинство ведущих кластеров достигли высокого уровня организационного развития, взаимодействие государства и кластеров вышло на следующий качественный уровень. Он характеризуется выстраиванием партнерских отношений в решении задач экономического и промышленного развития на национальном и региональном уровне.

На современном этапе государственная поддержка кластеров во Франции сфокусирована на инновационном развитии и продвижении продукции на внутреннем и внешних рынках. Действующая государственная программа (2013-2018гг.) ориентирована на содействие деятельности управляющих компаний и финансирование совместных инновационных проектов. При этом обязательное условие получения поддержки ― участие в проекте научных, образовательных и предпринимательских организаций, а сам проект должен включать проведение НИОКР, результатом которых будут новые продукты или услуги, советующие стратегическим приоритетам развития экономики страны. Вместе с тем на государственную поддержку могут рассчитывать только те кластеры, которые прошли процедуру аккредитации специальной экспертной группой при Министерстве. Срок действия такой аккредитации с 2013 года был увеличен с 3 до 6 лет. Каждый кластер заключает специальное соглашение с Министерством, которым определяется перечень задач и ключевые показатели эффективности, включающие: результативность НИОКР, деятельность малого и среднего бизнеса, создание рабочих мест, объемы продаж, экспорт и др. Финансирование проектов осуществляется из специального фонда инвестиций в соотношении 50/50 (50% - государственное финансирование и 50 % собственные средства участников). В частности затраты на научные исследования финансируются до 100%, затраты на коммерциализацию результатов исследований и разработок до 60%.

Встреча с представителями генеральной дирекции по предприятиям  Министерства экономики, промышленности и цифровых технологий

Стоит отметить, что и количество кластеров (в настоящее время 71) считается избыточным, в связи с этим планируется постепенное сокращение их числа за счет объединения на основе комбинации отраслевой взаимодополняемости и территориальной близости.

Еще одним новшеством кластерной политики Франции является недавно принятая программа финансирования межкластерного взаимодействия, первые итоги которой будут подведены в 2020 году.

Поддержка деятельности управляющих компаний кластеров будет продолжаться в прежней пропорции 50/50 (50% расходов финансирует государство, 50% формируется за счет членских взносов, платных услуг и сервисов для внешних организаций). Сами же управляющие компании французских кластеров очень разнообразны и отличаются как по количеству сотрудников, так и по набору предоставляемых услуг и сервисов участникам.

В качестве примера успешного кластерного менеджмента можно привести управляющую компанию кластера Мedicen Paris Rigion, располагающегося в Парижском регионе и объединяющего 249 участников, из которых 198 это малые инновационные компании 24 крупных предприятия. При содействии со стороны управляющей компании реализовано 257 совместных проектов на сумму 1,4 млрд евро. Высшим органом управления является административный совет во главе с руководителем одной из крупных компаний-участников. За отдельные направления работы отвечают 5 тематических комиссий подотчетных административному совету. Секретариат, состоящий из 9 человек, выполняет следующие функции: поиск партнеров для малых и средних компаний; взаимодействие с фондами и инвесторами; выстраивание внутренних коммуникаций между участниками в кластере; содействие «сборке» совместных проектов; разработка стратегии развития кластера; развитие партнерских связей за рубежом; оказание помощи в реализации продукции; разработка дорожных карт отдельных направлений развития кластера и реализации внутрикластерных проектов и др.

Еще одним примером крупного кластера является Cap Digital, объединившего под своей «крышей» 1010 участников, 870 из которых это малые и средние компании, 60 – крупные компании, 70 – исследовательские лаборатории и вузы, 10 – инвесторы. Управляющая компания ― обладатель золотого сертификата (2014г.) по методике European Cluster Excellence Initiative (ECEI).


Ежегодная выставка, организуемая кластером Cap Digital

Управляющая компания базируется в штаб-квартире в центре Парижа и обладает значительным штатом в составе 43 сотрудников.

Примерная структура финансирования управляющей компании выглядит следующим образом:

  • 25% - Республиканский бюджет;
  • 25% - региональный бюджет;
  • 25% - взносы участников кластера;
  • 25% - доходы от платных услуг.

В общей сложности удается привлекать порядка 7 млн евро в год.

В состав предоставляемых услуг и сервисов для участников входят: разработка стратегии; разработка программы роста; организация встреч и семинаров; организация обучения; помощь в поиске и получении государственного финансирования (комиссия управляющей компании составляет 1% от объема полученных средств); поиск партнеров и инвесторов; организация проведения форумов и бизнес туров; коммуникации с органами государственной власти; поиск зарубежных партнеров; обеспечение доступа к внутренним базам данных; создание каталогов продукции и услуг; помощь стартапам; поиск персонала; поддержание контактов с университетами.

По линии государственного финансирования на поддержку совместных проектов в 2015 году участникам кластера удалось привлечь 600 млн евро.

Регион Aquitaine - Limousin - Poitou Charentes Huguette Tortosa

Знакомство с практиками создания кластеров и технопарков Российская делегация продолжила в городе Лимож, регион Aquitaine - Limousin - Poitou Charentes Huguette Tortosa.

Регион Aquitaine - Limousin - Poitou Charentes Huguette Tortosa

Состоялась встреча с делегацией французской стороны под руководством Президента Агломерации Limoges Metropole Gerard Vadenbroucke, в состав которой вошли: Региональный советник региона Aquitaine - Limousin - Poitou Charentes Huguette Tortosa, Президент Торгово-промышленной палаты региона Limousin Marc Giacomini, Генеральный директор Европейского керамического кластера Claude Lory, представитель кластера Elopsys Arianne Vedrenne, Директор инкубатора технопарка E.S.T.E.R Matthieu Valetas, коммерческий директор компании Cerinnov Jose Daems и другие представители органов власти и бизнеса.

Технопарк E.S.T.E.R

Оригинальную модель выращивания и сопровождения высокотехнологических компаний, а также динамично развивающуюся инновационную экосистему с большим количеством участников, продемонстрировал один из крупнейших технопарков Европы – E.S.T.E.R.

Территория технопарка E.S.T.E.R

Технопарк E.S.T.E.R ― один из крупнейших технопарков Франции, созданный в 1993 году и расположенный близ города Лимож на территории 210 га. Резиденты технопарка специализируются на производстве и разработке технологий по ряду направлений: керамика, композитные материалы, электроника, оптика, телекоммуникации, биотехнологии и фармацевтика, экология и др. В технопарке ведут свою деятельность 189 компаний-резидентов, в которых работают более 2527 сотрудников. В состав инфраструктуры технопарка входят: 4 центра трансфера технологий, технологический инкубатор, 3 лаборатории, 2 учебных центра, финансовый центр.


Динамика числа резидентов технопарка E.S.T.E.R

Модель технопарка ориентирована на создание всех условий для развития инновационного бизнеса на определенных этапах его становления, что в буквальном смысле позволяет выращивать компании. Источник новых исследовательских команд и стартапов – это университет Лиможа (около 20 тыс. студентов), на факультетах которого готовят профессиональные кадры по основным технологическим направлениям технопарка. Благодаря тесному сотрудничеству расположившихся на территории технопарка предприятий и университета проводится профориентация студентов, предполагающая прохождение соответствующей практики и участие в исследовательских проектах. Важным элементом этой системы является бизнес-инкубатор, также находящегося в непосредственном ведении самого технопарка.

Управляющая компания технопарка предоставляет резидентам различные варианты размещения (офисные, производственные, технические, лабораторные помещения, аренда/покупка земельных участков, создание объектов недвижимости под заказ, лизинг), а также услуги и сервисы, ориентированные на потребности малых инновационных компаний.

В рамках встречи с руководством технопарка E.S.T.E.R, Ассоциация кластеров и технопарков также подписала соглашение о сотрудничестве с его управляющей компанией. Подписание этого соглашения позволит оперативно обмениваться информацией о реализации кластерной политики и будет способствовать более активному участию сторон в совместных проектах.

Европейский керамический кластер

На территории технопарка базируются управляющие компании и представительства ключевых резидентов сразу двух французских кластеров ― Европейского керамического кластера и кластера высоких технологий Elopsys.

Европейский керамический кластер ― единственный в Европе с такой уникальной специализацией, охватывающей широкий спектр технологий, связанных с производством керамических изделий и компонентов.

Участники кластера размещаются практически по всей территории страны, а самые активные их представители, включая управляющую компанию, являются резидентами технопарка.

Состав из 117 участников кластера выглядит следующим образом:

  • 95 - производственные предприятия;
  • 5 - исследовательские лаборатории;
  • 8 - технологические центр;
  • 9 - образовательные учреждения.

 Размещение основных участников Европейского керамического кластера

Управляющая компания помогает участникам организовывать совместные проекты, искать финансирование, в том числе из государственных программ разных профилей, поддерживать сетевые связи внутри кластера, выстраивать внешние коммуникации, организовывать работу тематических рабочих групп, организовывать бизнес встречи и совместное участие выставочно-ярморочных мероприятиях, разработка рекламно-информационных материалов, связи с общественностью и др.

Штат управляющей компании (секретариат) состоит из пяти человек и располагает бюджетом в 1 млн евро, формирующимся в стандартной для французских кластеров пропорции 50/50. Эти средства расходуются на обеспечение основной деятельности секретариата.

Следует отметить, что кластер «Pôle Europeen Céramique» с 2013 года сотрудничает с «Кластером авиационно-космических технологий полимерных композиционных материалов и конструкций» Калужской области. Соглашение о сотрудничестве между кластерами было подписано в 2015 году в рамках Керамического форума в Лиможе. В рамках соглашения были очерчены области сотрудничества, представляющие интерес для участников кластеров с обеих сторон: фильтры и фильтрующие материалы, неметаллические материалы и промышленная керамика, трансфер инновационных технологий, разработка программного обеспечения для создания автоматизированных систем управления. Также было налажено сотрудничество между техническим университетом Лимузен и ядерным университетом ОИАТЭ НИЯУ МИФИ.

Новой задачей, которую руководство кластера ставит перед участниками, стала более активная и прагматичная работа со стартапами. Для успешного решения этой задачи налаживается постоянное сотрудничество с университетским бизнес-инкубатором, резиденты которого размещаются в технопарке. В свою очередь бизнес-инкубатор проводит активную работу с университетами региона Aquitaine - Limousin - Poitou Charentes Huguette Tortosa, за счет чего обеспечивается постоянный поток проектов. Работает бизнес-инкубатор с 2000 года и располагает штатом всего пять человек, активно привлекая к своей деятельности опытных бизнесменов и ученых, представителей экспертного сообщества, как на платной, так и бесплатной основе. За годы своей работы реализовано 102 проекта, создано 61 предприятие, из которых 49 выдержали проверку временем и в настоящее время успешно работают. В последние три года вектор в работе стартапов переориентирован с подхода, при котором разработчики шли от технологий (technology push), на сугубо рыночный (market pull), выстраивая устойчивые коммуникации с потенциальными заказчиками/покупателями. В 2014 году бизнес-инкубатор вошел в рейтинг лучших инкубаторов Европы UBI index.

 Кластер высоких технологий Elopsys

Кластер высоких технологий Elopsys, ядро участников которого расположено в этом же регионе, объединяет крупных игроков в сферах оптоэлектроники, фотоники, медицины, компьютерной безопасности и разработки цифровых интерфейсов.

В состав кластера входят 95 участников, включая высокотехнологичные компании, научные и исследовательские организации, из которых 70 ― это производственные малые и средние предприятия, 7 ― учебные заведения и научные организации. Секретариат кластера (управляющая компания) реализует стандартный набор услуг и сервисов, свойственный практике управления кластерами принятой во Франции и предоставляет участникам различные услуги, в том числе: в сфере управления проектами, привлечения инвестиций и бюджетного финансирования в проекты, маркетинговые услуги, проведение разного рода коммуникационных мероприятий и т.п. Вместе с тем основные усилия команды менеджмента направлены на «сборку» совместных кластерных проектов.


Территориальное размещение основных участников кластера высоких технологий Elopsys

В число участников таких проектов, помимо бизнеса, обязательно входят научные и образовательные организации, занимающиеся исследовательской деятельностью. Так, с 2006 года реализован 441 проект с объемом инвестиций 428 млн евро, из которых 183 млн ― привлеченные бюджетные средства. За десять лет существования кластера в его среде появилось 57 новых предприятий

Знакомство с различными практиками управления кластерами, а также организацией инновационной деятельности во Франции позволяет сделать вывод о том, что довольно сложную задачу объединения интересов и усилий производственных предприятий, научных организаций и вузов в рамках реализации совместных проектов, используя кластерный подход, все же удается решать.

Таким образом, следуя в фарватере государственной кластерной политики, французским полюсам конкурентоспособности удается решать главные задачи, связанные с объединением независимых игроков в производственно-технологические цепочки, нацеленные на создание и продвижение новой, конкурентоспособной продукции. Причем вовлечение в этот процесс многообразной инновационной инфраструктуры позволяет включать и малый инновационный бизнес, создавая тем самым условия для его ускоренного роста, а исследователям из университетской и научной среды более эффективно ориентироваться на текущие и будущие потребности рынка.

Активно содействуя созданию управляющих компаний кластеров, а также реализации совместных проектов, на начальных этапах развития кластеров и в результате «запустив» этот процесс, правительству удалось сделать правильные выводы и переформатировать поддержку, исключив из нее неэффективные меры, сфокусировавшись на поддержке исследований и разработок, а также менеджмента в кластерах.

Предыдущий материал - Изучение лучших практик промышленных кластеров и технопарков в Германии и Франции-1

Источник: Российская кластерная обсерватория

20.06.2016