• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинары по подготовке к выезду на Летнюю социологическую практику-2013

МАРТ

Что: Семинар № 1
Когда: 22 марта, в 16.40, 400 ауд.

План встречи:
Знакомство участников Летней социологической практики-2013, представление общего проекта и программы подготовительных семинаров, обсуждение понятия сообщества на эмпирических примерах.


Что: Семинар № 2
Когда: 29 марта, в 16.40, 400 ауд.

План встречи:
Обсуждение фильма "Мандерлэй", презентация проектов для ЛСП-2013.
Задание:
Подготовить и выслать страничный текст, в котором даётся краткий ответ на один из вопросов по фильму "Мандерлэй".
Существует ли сообщество в Мандерлее в начале фильма? В конце?
или
Каковы представления Грейс о Мандерлэе и какова её концепция сообщества в начале фильма? В конце?

АПРЕЛЬ

Что: Семинар № 3
Когда: 5 апреля, в 16.40, 311 ауд.

План встречи:
Окончание презентации проектов, обсуждения текстов.
Задание:
Чтение высланных текстов - "An Exchange between Durkheim and Toennies on the Natura of the Social Relations, with Introdaction by Joan Aldous"  и "Общность и общество" Тённиса. 
Вопросы к текстам:

1. В чём состоят претензии Дюркгейма к Тённису? Справедливы ли они?
2. Как можно решить проблемы, обнаруженные Дюркгеймом у Тённиса? Как их пытается решить Дюркгейм? Удаётся ли ему это?
3. Почему Тённис выставляет в качестве основной для чистой социологии именно пару сообщество/общество? Есть ли у Тённиса и Дюркгейма общие проблемы, какие?
4. Что у Тённиса входит в определение сообщества, а что - в его индиакторы?
5. Какие из этих индикаторов можно конкретно пронаблюдать?
6. Можно ли наблюдать сообщество/общество сегодня и где?
7. Может ли в оном обществе быть много сообществ? В одном сообществе много обществ?
8. В чём состоит необходимость, и в чём - трудность формирования гражданского общества?



Что: Семинар № 4
Когда: 12 апреля, в 16.40, 311 ауд.

План встречи:
Первый методологический семинар, в его рамках пройдет мастер-класс антрополога Николая Ссорина-Чайкова по включенному наблюдению.
Задание:
В высланном тексте Тённиса нужно найти основания различения общность/общество и предложить варианты его операционализации.


Что:  Семинар № 5
Когда:  19 апреля, в 16.40, 402 ауд.

План встречи:
В пятницу состоится семинар на котором Николай Ссорин - Чайков проведет семинар по включенному наблюдению. Семинар состоится в 402 аудитории. 
Задание:
К этому семинару Николай попросил, чтобы все его участники сформулировали:

 1. Что вы хотели бы исследовать летом в "поле"?. Почему то, что вы хотели бы исследователь интересно?  Какой метод, как вам кажется, подошел бы для этого исследования?

2. Какого рода исследовательское упражнение (короткое исследование) могло бы стать для вас полезным сейчас в Москве. 


Что: Семинар № 6
Когда: 26 апреля, в 16.40, 400 ауд.

План встречи:
Обсуждения текстов.
Задание: 
Чтение высланного текста - "Dualism of Human Nature" Дюркгейма с опорой на "On Durkheim’s Elementary Forms of Religious Life" Уильяма Рэмпа. 

Вопросы к тексту:

1. Каковы основные различения, которые проводит Дюркгейм в этом тексте? Какие из этих различений совпадают друг с другом?
2. Каким образом Дюркгейм объясняет двойственность человеческой природы? В чём смысл различения сакрального и профанного? Чему может приписываться предикат (характеристика) «сакрального»?
3. За счёт чего обществу удаётся сдерживать эгоистические наклонности? Как и при каких обстоятельствах возникает коллективное сознание?
4. Какова роль «бурления» (effervescence) в производстве социального? Как Дюркгейм описывает опыт социального – переживания, которые характерны для человека, испытывающего действие социального?
5. Существует ли общество между точками бурления? Чем это удостоверяется? Возможна ли разная степень интенсивности социального?
6. Что произойдёт, если вещи перестанут разделяться на сакральные и профанные? Возможно ли это? Что произойдёт с этим разделением при снижении интенсивности социального?
7. Могут ли люди взаимодействовать друг с другом как животные? Как и когда это происходит?
8. Как соотносятся друг с другом понятия «сообщество» и «общества» у Тённиса и понятие «общества» у Дюркгейма периода «Элементарных форм»?
9. Как соотносятся друг с другом понятия «общество» у Дюркгейма периода «Разделения труда» и периода «Элементарных форм»? На чём основывается общество в том и другом случае? Можно ли найти соответствие «аномическому разделению труда» в концепции «Элементарных форм»? 


МАЙ

Что:  Семинар № 7
Когда:  3 мая, в 16.40, 400 ауд.

План встречи:

Задание: проведение наблюдения длительностью около 1,5 часов с написание отчета по наблюдению.


Что:   Семинар № 8
Когда:   17 мая, в 16.40, 400 ауд.

План встречи: обсуждение работы Р. Кайуа «Человек и сакральное» (глава 1 про различение сакральное/профанное, глава 4 про теорию праздника и глава 5 про метафизику сакрального). Если после прочтения этого текста останутся вопросы по поводу смысла различения сакральное/профанное, то можно посмотреть «Элементарные формы религиозной жизни» Дюркгейма, первый раздел второй книги про тотем. В дополнение к теме праздника предлагается также освоить/освежить работу В. Тёрнера «Ритуальный процесс. Структура и антиструктура» с особым вниманием к главам 3 и 4 про коммунитас.
Задание: 
Вопросы к тексту: 

1. Что такое «праздник»? Как мы можем его идентифицировать? Как отличить его от ситуации не-праздника?
2. Какие характерные для праздника институты, практики, символы можно выделить на основании текстов? Как можно анализировать символику ритуала, как выделять символы, которые структурируют ритуал?
3. Каким образом переход из профанного в сакральное в ситуации праздника меняет состояние социального агрегата? Какие термины позволяют описать опыт переживания социального, соответствующий празднику?
4. Как связаны друг с другом коммунитас и праздник? Является ли одно необходимым условием другого?
5. Как можно зафиксировать изменение хронологического режима («приостановку времени»)?
6. Какие ритуалы и праздники в современной России построены на повторении и переживании «сотворения космоса»?
7. Что можно сказать о структуре власти, о носителях власти, о легитимности власти по наблюдению за праздником?
8. Как устроена «экономика праздника»? В каких обстоятельствах люди будут экономить, а в каких – демонстративно тратить?
9. Почему выхолащиваются праздники? В какой момент люди перестают нечто праздновать или празднование становится чисто внешним, формальным? Почему возникают праздники? Какими чертами должно обладать историческое событие, чтобы стать предметом коммеморации, празднования?
10. Может ли быть такое, что участники праздника с разной интенсивностью переживают опыт пребывания в сакральном/опыт коммунитас? О чём это говорит?
11. Может ли чужак принять участие в праздновании? Имеются ли здесь ограничения?
12. В какой степени теория праздника применима к современным праздникам? Можно ли анализировать с её помощью секулярные, «нерелигиозные» ритуалы? Может ли нерелигиозное сакральное порождать праздники? Можем ли мы в условиях секуляризации сакрального судить о состоянии сообщества по интенсивности эмоций во время праздников? Какие новые формы переживания сакрального могут заменять праздники в современной цивилизации?
13. Если в секулярную эпоху сакральное интериоризируется и индивидуализируется, не подрывает ли это возможность коллективного опыта (не противоречит ли это самой идее «сакрального»)? Почему Кайуа полагает, что для тех, кем руководят исключительно соображения интереса, сакральное не существует вовсе? Что эта возможность несуществования сакрального говорит нам о существовании сообщества и пребывании таких людей в сообществе?


Что:  Семинар № 9
Когда:  30 мая, в 18.00, 400 ауд.

План встречи:
Разбор проведённых наблюдений.
Задание:
Ознакомиться с высланными текстами коллег (если это ещё не сделано) и быть готовым дать фидбек.