• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ТЕМЫ И ИТОГИ 2013

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕМЫ

Основания для  формирования различных представлений о городе людьми разных поколений
Юлия Керша

Целью моего исследования является вопрос о том, почему люди, не принадлежащие к одному поколению, формируют разные мнения и представления  о своем родном городе. Я считаю важным выделить те факторы, на основе которых базируется это различие. Анализ этих факторов позволит объяснить некоторые явления, имеющие место в городе Мышкин, например, активный выезд молодежи из города.

Безналичные системы платежа в городе Мышкин
Анастасия Угарова

Изначально я планировала изучать функционирование системы безналичных платежей в провинциальном городе, однако, после непосредственного знакомства с самим городом, исследование обрело новую направленность. Целью стало выяснить, почему в г. Мышкине, ориентированном на развитие туризма, не развит такой, казалось бы важный аспект, как возможность безналичного платежа. При изучении использовался метод интервью, однако на начальных стадиях было также необходимо наблюдение.

«Турист  – гость или хозяин?» - выбор вектора развития музеев Мышкинского района.
Анастасия Кащеева

В ходе исследовательской  работы были выявлены две стратегии развития музеев Мышкинского района. Первая стратегия – акторы туриндустрии используют потребности приезжающих туристов в качестве основного ориентира для мифотворчества и создания символической продукции. Эта стратегия полностью направлена на максимизацию прибыли. Здесь работает простая схема - производится то, что лучше всего продается. В этом случае можно говорить о том, что современный Мышкин как город музеев – это продукт совокупных потребностей туристов. В этом случае, турист выступает в качестве хозяина положения – его желания, фантазии и потребности сразу стараются воплотить в жизнь, материализовать. Одновременно, есть вторая стратегия репрезентации города\истории\наследия – когда турист воспринимается как гость. У него есть право созерцать и оценивать, но его влияние на репрезентацию истории\города минимально.

Выбор в пользу той или  иной стратегии\философии влияет на интеграцию горожан, вовлеченных в  производство туристического опыта. Именно в этой части нам видится разлом сообщества города – в первом случае город «не принадлежит» горожанам  – это мир «чужака», мир исключительно  на продажу. Во втором случае – горожане демонстрируют и продают то, что  является неоспоримой ценностью, что  тесно связано с историей и  с их собственной личной судьбой. Это мир, куда на некоторое время местные жители могут впустить «чужака» с возможным минимальным влиянием последнего. Все ли так однозначно? – это вопрос, на который мы и стараемся найти ответ.

 

Различение местного сообщества через практики фотографирования в туристическом городе
Виктория Горностаева

Восприятие родного города и коллективная идентичность местных жителей может отличаться от образа города, представляемого туристам. Через практики фотографирования определяются объекты и места, имеющие значимость и интерес для обеих групп. Через сравнение мест в городе, где люди обычно фотографируются, выделяются таких места, в которых пересекаются обозначенные практики мышкинцев и туристов. Функционирование в жизни горожан мест, изначально идентифицированных как «для туристов», проверяется на свадебных церемониях – событиях, выходящих за границы мира повседневного, ровно как и путешествие для туриста относительно его собственной рутины. 


Представления о прошлом в малом городе
Алиса Максимова

Исследование фокусируется на том, какие существуют разделяемые представления о прошлом в малом городе, какие события и периоды выделяют люди, как и вокруг каких культурных кодов они выстраивают свои интерпретации этих событий или периодов. Один из важных аспектов темы - изучение механизмов, за счет которых создается "целостность" прошлого в нарративах, а также выявление того, как соотносится образ прошлого, настоящего и будущего города. В качестве эмпирической базы используются интервью, проведенные с жителями Мышкина, с одной стороны, направленные на получение биографического нарратива, а с другой содержащие информацию о том, что происходило в городе в разное время.

Граница экономики туризма
Григорий Юдин*

В классической традиции социальной мысли упадок сообщества тесно связывается  с экономизацией социальной жизни. Классическая социологическая диагностика  современности (Тённис, Дюркгейм, Мосс) построена на идее о том, что в  процессе становления субъекта модерна межличностные отношения подчиняются расчёту и принципу максимизации индивидуальной полезности. Это ведёт к эрозии сообщества как социального агрегата, так что справедлива формула «чем больше экономики, тем меньше сообщества».

Позже, однако, существование сообщества стало связываться не столько со способностью противостоять экономическому, сколько со способностью разграничивать экономическое и социальное. Антропологические работы (Малиновский, Поланьи) поставили вопрос о том, за счёт каких институтов сообществу удаётся отделять экономическое от социального и тем самым переживать собственную границу. Как правило, механизмы такого рода построены на доведении экономического принципа ad absurdum и его трансцендировании в коллективном опыте (классический пример – потлач; латентная функция базара в Кологриве также может служить иллюстрацией) (Батай, Деррида).

Вопрос о том, как функционируют  такие механизмы в зонах, презентующих себя как туристические центры, представляет особенный интерес. Теоретически, успешный туристический центр должен оставлять возможность для скользящего туристического взгляда – для гостеприимства, которое сохраняет для туриста недосягаемость, непроницаемость сообщества (в противном случае очарование развеется). Поскольку туристический центр находится в условиях, когда он должен коммерциализировать собственную идентичность (сувениры, виды, музеи и т.д.), задача выработки инструментов демаркации сообщества и отделения коммерческих практик, осуществляемых с туристами-чужаками, должна стоять остро. Другим вариантом является декоммунализация жизни, в результате которой туристический взгляд присваивается локальными жителями, которые становятся туристами наряду с чужаками (как происходит в крупных мегаполисах).

Таким образом, основной вопрос состоит в том, какие институты позволяют (если позволяют) отграничивать экономическое от социального. Ответ на этот вопрос позволит понять, можно ли считать Мышкин туристическим центром, каким образом функционирует туристический центр, а также определить его перспективы. Среди первичных объектов интереса – каналы снабжения, организация торговли с местными vs. организация туристически ориентированной торговли, правила обмена с местными и с туристами, принципы формулирования и решения общих проблем местных жителей и значение туристов для этих принципов.


Языки определения города и внутригородские  сообщества Мышкина
Александр Костюков

В рамках исследовательского проекта в качестве элемента, конституирующего локальные сообщества, рассматривается  единство языков определения города – систем различений, перформативно создающих городское пространство. Теоретической целью исследования является разработка концептуального аппарата, позволяющего реанимировать понятие сообщества, ставшее ключевым для социальных наук, но, между тем, размытым. Методологическая задача состоит в предложении исследовательского аппарата, с помощью которого возможно эмпирическое исследование сообществ и его апробация. Эмпирический результат исследования – выделение внутригородских сообществ Мышкина и их описание.

* Григорий Юдин включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.