Рыжова Дарья Александровна
- Научный сотрудник: Международная лаборатория языковой конвергенции
- Доцент: Факультет гуманитарных наук / Школа лингвистики
- Академический руководитель образовательной программы: Лингвистическая теория и описание языка
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2012 году.
- Научно-педагогический стаж: 10 лет.
Oбразование и учёные степени
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Повышение квалификации:
Интенсив для преподавателей НИУ ВШЭ в рамках проекта Data Culture (14-15.06.2017)
Стажировка в центре наук о мозге (CIMeC) Университета Тренто, Роверето, Италия (сентябрь 2016)
Участие в XVIII Европейской летней школе по логике, языку и информации (ESSLLI 2016), Открытый университет Больцано, Италия (август 2016)
Участие в летней школе по изучению сербского языка “Međunarodni Skup Slavista”, Белградский университет, Белград, Сербия (сентябрь 2010)
Участие в летней школе по изучению французского языка “Cours de vacances”, Лозаннский университет, Лозанна, Швейцария (июль 2010)
Стажировка в Нови-Садском университете, Нови-Сад, Сербия (март 2009)
Достижения и поощрения
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2023)
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2021)
- Благодарность Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2020)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2024–2025)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2023–2024)
Лучший преподаватель — 2017
- Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2021
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели до 30 лет" (2017–2018)Лучший академический руководитель в номинации «Лояльность студентов к продолжению образования в НИУ ВШЭ» — 2023–2024
Лучший академический руководитель в номинации «Удовлетворенность студентов качеством образовательной программы» — 2024
Лучший академический руководитель в номинации «Цифровые навыки студентов» — 2024
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Мифология, фольклор и искусство народов России и сопредельных стран (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук)рус
- Научно-исследовательский семинар "Компьютерная семантика" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Лингвистика текста: семантика и синтаксис языковых единиц" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Research and Design seminar "Research in Linguistics: Methodology and Hand-ons" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Research and Design seminar "Research in Linguistics: Methodology and Hand-ons" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Русская семантика (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1 модуль)рус
- Mentor's Seminar (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Mentor's Seminar (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Сербский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1-4 модуль)рус
- Теория языка в школе (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
- Функциональные модели в естественном языке (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Мифология, фольклор и искусство народов России и сопредельных стран (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Компьютерная семантика" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Research and Design seminar "Linguistic projects" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Language Revival: Securing the Future of Endangered Languages (Маго-лего; 3 модуль)Анг
- Русская семантика (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1 модуль)рус
- Mentor's Seminar (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Mentor's Seminar (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Сербский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 1-3 модуль)рус
- Теория языка в школе (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Функциональные модели в естественном языке (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Мифология, фольклор и традиционное искусство народов России и сопредельных территорий (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Компьютерная семантика" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Research and Design seminar "Linguistic projects" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Language Revival: Securing the Future of Endangered Languages (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- Language Revival: Securing the Future of Endangered Languages (Маго-лего; 3 модуль)Анг
- Русская семантика (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 4 модуль)рус
- Сербский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1-4 модуль)рус
- Теория языка в школе (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Функциональные модели в естественном языке (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Lexical Typology (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- Научно-исследовательский семинар "Компьютерная семантика" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Research and Design seminar "Linguistic projects" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Русская семантика (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 4 модуль)рус
- Сербский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 1-3 модуль)рус
- Функциональные модели в естественном языке (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Мифология, фольклор и народное искусство народов России и ближнего зарубежья (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Компьютерная семантика" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Research and Design seminar "Linguistic projects" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Research and Design seminar "Linguistic projects" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Сербский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1-4 модуль)рус
- Современный русский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 4 модуль)рус
Программы дополнительного образования
- Компьютерная лингвистика (Профессиональная переподготовка; где читается: Факультет гуманитарных наук)
Гранты
Дата |
Фонд |
Проект, форма участия |
2023 – 2024 | РНФ | грант 23-28-00126 "Сопоставительная лексикология сербского и русского языков", исполнитель (рук. Е.И. Якушкина) |
2020 – 2022 |
РФФИ |
грант 20-012-00240 «Проблема семантической непрерывности в лексико-типологическом аспекте», исполнитель (рук. Е.В. Рахилина) |
2019 – 2022 |
РНФ |
грант 19-78-10139 «Аргументная структура, залог и актантная деривация в языках Западной Сибири», руководитель |
2017 – 2019 |
РФФИ |
грант 17-06-00184 «Комплексное лексико-типологическое исследование поля падения и смежных концептов», исполнитель (рук. Е.В. Рахилина) |
2014 – 2016 |
РФФИ |
грант 14-06-00343 «Научно-информационный портал по признаковой лексике: физические свойства в языках мира», исполнитель (рук. Е.В. Рахилина) |
2014 -2015 |
Научный фонд НИУ ВШЭ |
Научно-учебная группа «Лексико-типологические исследования», исполнитель (рук. Т.И. Резникова) |
29.05.2014 - 01.06.2014 |
Научный фонд НИУ ВШЭ |
Грант на участие в конференции «16-ый Международный Съезд Морфологов» (“16th International Morphology Meeting”), Будапешт, Венгрия |
15.08.2013 -18.08.2013 |
Научный фонд НИУ ВШЭ |
Грант на участие в конференции Ассоциации лингвистической типологии (ALT 10), Лейпциг, Германия |
4-6.04.2013 |
Научный фонд НИУ ВШЭ |
Грант на участие в конференции «Анализ изображений, сетей и текстов» (АИСТ’13), Екатеринбург |
2011 – 2013 |
РФФИ |
грант 11-06-00385-а «Типологически ориентированная база данных: лексическая организация качественных признаков», исполнитель (рук. Е.В. Рахилина) |
2008 – 2010 |
РФФИ |
грант 08-06-00197-а «База данных качественных прилагательных и наречий для снятия лексической омонимии в Национальном корпусе русского языка», исполнитель (рук. Е.В. Рахилина) |
Конференции
- 2021
16th Slavic Linguistics Society Annual Meeting (Эрбана, штат Иллинойс). Доклад: A database of pragmaticalization: Discourse formulae of Russian, Serbian and Slovene
- 2019
Association for Linguistic Typology 13th Biennial Conference (ALT2019) (Павия). Доклад: Falling cross-linguistically: lexical systems and taxonomic issues
- 2017
The 14th International Cognitive Linguistics Conference (Тарту). Доклад: Outstanding design, awful fatigue: qualitive words as sources for quasi-grammatical meanings
Чтения памяти А. И. Кузнецовой (Москва). Доклад: О славном
Neglected Aspects of Motion Event Descriptions (Париж). Доклад: Neglected aspects of falling
12th Slavic Linguistics Society Annual Meeting (Любляна). Доклад: Бурная история семантики одного русского прилагательного в свете типологических данных: славный
Конференция по компьютерной лингвистике и типологии (Воронеж). Доклад: Автоматический сбор данных для исследований по лексической типологии
Рабочее совещание по глаголам падения в языках мира (Санкт-Петербург). Доклад: Сравнительный анализ префиксальных глаголов падения в русском, сербском и словенском языках (на примере приставок -о/-об)
- 2015
1-ая международная научно-практическая конференция Иностранные языки в науке и образовании: проблемы и перспективы (Москва). Доклад: Статистические методы в лексической типологии
16 апрельская международная научная конференция НИУ ВШЭ (Москва). Доклад: Distributional Semantic Models in Lexical Typology: Constructing a typological questionnaire
Воркшоп по лексической типологии с участием проф. А. Маджид (Неймеген, Нидерланды) (Москва). Доклад: Distributional Semantic Models in lexical typology
- 2012
Международная конференция по компьютерной лингвистике "Диалог" (Московская область, Бекасово). Доклад: Прилагательные тяжёлый и лёгкий в типологической перспективе
III COLOQUIO INTERNACIONAL SOBRE TIPOLOGÍA LÉXICA (LEXT-III) (Международный коллоквиум по лексической типологии (LEXT-III) (Гранада). Доклад: Лексическая типология: к проблеме определения границ семантического поля (на примере признаков 'толстый' и 'тонкий')
Slavic Cognitive Linguistics Conference (Загреб). Доклад: Lexical typology: contribution of closely-related languages (on the base of Russian and Serbian adjectives)
III COLOQUIO INTERNACIONAL SOBRE TIPOLOGÍA LÉXICA (LEXT-III) (Международный коллоквиум по лексической типологии (LEXT-III) (Гранада). Доклад: О лексико-типологической базе данных по прилагательным
Опыт работы
с 10.2016 -- НИУ ВШЭ, школа лингвистики, преподаватель
01.2014 – 09.2014 -- НИУ ВШЭ, факультет филологии, организатор летней лингвистической школы NRU HSE Indian Summer School
11.2012 – 03.2014 -- НИУ ВШЭ, факультет филологии, оператор ЭВМ
06.2008 – 08.2009 -- Национальный корпус русского языка, стажер-исследователь
Информация*
- Общий стаж: 13 лет
- Научно-педагогический стаж: 10 лет
- Преподавательский стаж: 8 лет
Памирская экспедиция — 2024
С 16 июня по 1 июля 2024 года в городе Хороге Горно-Бадахшанской автономной области республики Таджикистан прошла седьмая экспедиция по изучению шугнанского языка! В ней приняли участие студенты и сотрудники Школы лингвистики и Института классического Востока и античности, а также заведующий сектором иранских языков Института языкознания РАН Олег Игоревич Беляев. Экспедиция стала возможной благодаря финансированию Фонда академического развития ФГН.
Сотрудники Вышки на конференции Европейского лингвистического сообщества (SLE 2023)
В последних числах уходящего лета в Афинах прошла 56-я Ежегодная конференция Европейского лингвистического сообщества (SLE 2023), в которой приняли участие сотрудники Школы лингвистики, Международной лаборатории языковой конвергенции и Научно-учебной лаборатории по формальным моделям в лингвистике.
Доклад Д. А. Рыжовой «Семантическое поле бросания и проблема смежности семантических полей»
Доклад посвящен семантическому полю бросания, истории его лексико-типологических исследований и тем результатам, которые мы имеем на сегодняшний день. На материале порядка 20 языков выделены основные параметры лексических противопоставлений в этой зоне. Эти параметры очень разнородны: они связаны как с семантическими типами участников, так и со свойствами самой ситуации и представляют определенные трудности для семантического картирования.
Памирская экспедиция — 2023
Вот уже который год в июне студенты и преподаватели ВШЭ приезжают в Горно-Бадахшанскую автономную область Таджикистана, чтобы изучать шугнанский и бартангский языки. Рассказываем о том, как прошла шестая памирская экспедиция
Студенты программы «Турция и тюркский мир» приняли участие в конференции «Тенишевские чтения»
25-26 апреля 2023 г. в Институте языкознания РАН (Москва) состоялась Международная научная конференция «Тенишевские чтения-16». На конференции выступили студенты программы «Турция и тюркский мир» Василевская Елена и Мухаметьянова Розалия с докладом «Дискурсивные формулы отказа, запрета и отрицания в турецком языке».
Участники памирского проекта на Воркшопе по редким и малоизученным иранским языкам
10–11 марта 2023 года в Институте лингвистических исследований РАН в Санкт-Петербурге проходил воркшоп, в котором участвовали и представители памирского проекта. Рассказываем о том, как это было.
Подведены итоги II конкурса проектных групп сотрудников ФГН
В Школе лингвистики будут работать три проектные группы.
Объявлены лауреаты Конкурса русскоязычных научных и научно-популярных работ
7 июня 2021 г. в 18:00 состоялась церемония объявления победителей Конкурса на лучшую научную и научно-популярную работу на русском языке. Конкурс проводится по двум номинациям: лучшая научная публикация на русском языке (по гуманитарным, социальным и естественным наукам) и лучший научно-популярный проект на русском языке (книги, лекции, видео-каналы, подкасты, онлайн-проекты и др.).
Вышел в свет сборник «Типология глаголов падения»
Вышел в свет специальный выпуск Acta Linguistica Petropolitana «Типология глаголов падения». В сборнике опубликованы фундаментальные обзорные статьи и исследования сотрудников Школы, посвященные отдельным языкам и группам языков мира.
Вышла книга Д. А. Рыжовой «Типология лексики. Компьютерные методы и инструменты»!
Книга, предлагающая способы автоматизации лексико-типологических исследований, подготовлена на основе кандидатской диссертации, защищённой Дарьей Александровной Рыжовой в НИУ ВШЭ в 2018 году.
Студенты и сотрудники Вышки на конференции ALT–2019
4–6 сентября 2019 года в итальянском городе Павия прошла 13-я конференция Ассоциации лингвистической типологии ALT–2019. Важнейшую роль на этой конференции играли студенты и сотрудники НИУ ВШЭ.
Молодые ученые Вышки получили гранты РНФ
16 исследовательских проектов, представленных учеными ВШЭ, стали победителями двух молодежных конкурсов Российского научного фонда. Среди них — пять проектов немосковских кампусов университета.
Лауреаты конкурса научно-исследовательских работ по лингвистике
В конце декабря оргкомитет конкурса научно-исследовательских работ НИУ ВШЭ подвёл итоги конкурса 2018 года. В число лауреатов вошли студенты и выпускники Школы лингвистики.
Поздравляем Дарью Рыжову с защитой кандидатской диссертации
Первая диссертация по специальности «Теория языка», защищенная в диссертационном совете НИУ ВШЭ. Члены комитета единогласно проголосовали за присуждение Д. А. Рыжовой степени кандидата филологических наук.
ЕВРика: сборник и база данных «поисков» и «находок»
Глаголы поиска и находки в типологической перспективе – к 60-летию руководителя школы лингвистики Е. В. Рахилиной.
Лингвисты, чукчи и танцы: международная школа TyLex — 2017 в Вороново
В учебном центре Вороново прошла недельная школа по типологии и лексике TyLex — 2017. Её участниками стали студенты и аспиранты со всего мира, а преподавателями — выдающиеся отечественные и зарубежные лингвисты. Организатором мероприятия стала школа лингвистики факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.
Университет Прованса выпустил книгу школы лингвистики о звуках животных
В издательстве Университета Прованса вышла монография «Verba sonandi: représentation linguistique des cris d'animaux» под редакцией и общим руководством руководителя школы лингвистики Екатерины Рахилиной.
Способен ли компьютер заменить лингвиста-типолога?
24 марта в рамках традиционного научного семинара школы лингвистики состоялся доклад преподавателя и аспиранта школы Дарьи Рыжовой на тему «Автоматизация лексико-типологических исследований: методы и инструменты».
"На стажировке я узнала море всего нового"
Преподаватель школы лингвистики, аспирантка школы по филологическим наукам Дарья Рыжова — о стажировке в Университете Тренто, совместной работе с итальянскими учеными и хитростях научных поездок с ребенком.
Мастер-класс по лексической типологии в университете Хельсинки
C 1 по 3 декабря в университете Хельсинки прошел мастер-класс по лексической типологии. Он был организован студентами и преподавателями Школы лингвистики Факультета гуманитарных наук.
Молодые лингвисты выступили на конференции в Санкт-Петербурге
С 27 по 29 ноября 2014 г. в Институте лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург) прошла XI Конференция по типологии и грамматике для молодых исследователей.