Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

Высшая школа урбанистики
имени А.А. Высоковского

О Школе

Основанная в 2011 году ВШУ стоит у истоков российской урбанистики, формируя образовательную и про­фес­си­ональ­ную повестку. Миссия Школы — критическое осмысление и формирование профессиональных практик планирования и управления развитием урбанизированных территорий.

Ключевая цель — развитие научно-исследовательского и проектного центра международного уровня, фокусирующегося на всем спектре проблем, с которыми сталкиваются современные города в условиях лавинообразной интенсификации потоков информации, существенного усложнения всех сфер городской жизни и расширения творческих, экономических и социальных устремлений жителей.

Основные направления деятельности:

  • территориальное планирование
  • регулирование градостроительной деятельности
  • жилищная и социальная политика
  • городское транспортное планирование
  • региональная экономика
  • адвокативное планирование
  • исследование и разработка методов пространственного анализа для оптимизации работы над городскими «большими данными»
  • городские исследования

Подробнее о Школе

Школа в цифрах

  • 70 

    экспертов в различных областях городского развития

  • 50 

    преподавателей

  • 300 

    выпускников магистратуры

  • 350 

    выпускников программ ДПО

  • 20 

    проектов в год

Образование

Бакалавриат

Программа готовит специалистов, обладающих уникальным комплексом социально-гуманитарных, технических, экономических знаний и практических навыков аналитической, исследовательской и проектной работы

Программа готовит специалистов по направлению Transport Economics, которое впервые представлено в России

Четыре взаимосвязанных курса о городских исследованиях и городском планировании для студентов бакалавриата и специалитета НИУ ВШЭ

Магистратура

Программа формирует новое поколение профессионалов в сфере городских исследований, городского и транспортного планирования

Программа готовит профессионалов, владеющих навыками аналитики данных, работы с геоинформационными системами и обеспечивающих «основанное на данных принятие решений» (data-driven planning decisions)

Публикации

  • Гений места российских городов. Материалы XXII Ежегодной конференции из цикла "Леонтьевские чтения" (1-2 марта 2024 года, Санкт-Петербург)

    Сборник содержит материалы XXII Ежегодной конференции из цикла «Леонтьевские чтения», прошедшей 1–2 марта 2024 года в Санкт-Петербурге по теме «Гений места российских городов». Помимо докладов ряда участников, в него вошли также стенограмма экспертной дискуссии по теме «Гений места инновационных городов» и аннотации всех докладов. В конференции приняли участие известные социологи, экономисты, географы, политологи, философы, культурологи и историки. В сборник вошли доклады и другие материалы по вопросам методологии исследований «Гения места» и его взаимодействия с глобальными вызовами (с «Духом времени»), результатам исследований локальной идентичности и культуры как факторов развития городов, вопросы внедрения и адаптации инноваций. Сборник предназначен всем, кто интересуется вопросами междисциплинарного изучения влияния социо-культурных факторов на развитие российских городов. 

    СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2024.

  • Статья

    Боос В. О., Куценко Е. С., Шубина В. И.

    Между культурой и экономикой: факторы, мотивирующие регионы поддерживать креативные индустрии

    В связи с отсутствием единого подхода к поддержке креативных индустрий и объективной дифференциацией исходных социально-экономических условий в регионах России складываются различные модели участия властей в развитии креативных индустрий. Понимание соотношения факторов, влияющих на креативные индустрии, является одним из ключей к более эффективным целеполаганию и поддержке креативного сектора в российских регионах. Целью настоящего исследования является выявление с использованием метода полиномиальной логистической регрессии объективных факторов, влияющих на качество политики в сфере креативных индустрий в регионах России и определение с помощью кластеризации методом k-средних групп регионов, схожих по профилю реализуемых креативных политик. Определены три группы политик: организованная, самостоятельная и непроявленная. Выявлено, что восемь «организованных» регионов опережают остальные группы по уровню организационного обеспечения (в 5 и 7 раз), по привлекаемым мерам федеральной поддержки (в 1,5 и 1,8 раза), нормативному правовому и стратегическому обеспечению (на 4 % и 8 %) и находятся примерно на одном уровне с двадцатью «самостоятельными» регионами по масштабу региональных мер поддержки. «Организованные» регионы по численности студентов опережают «самостоятельные» в 1,4 раза, а «непроявленные» — в 1,9 раза; по числу патентных заявок — в 2,2 раза и 2,5 раза соответственно; по посещаемости культурных учреждений — на 22 % и 18 %. Моделирование показало, что активности органов власти в поддержке креативных индустрий на региональном уровне способствует сочетание факторов инновационного и культурного развития.

    Экономика региона. 2024. Т. 20. № 4. С. 1041-1056.

  • Глава в книге

    Замятина Н. Ю.

    «Гений места» в пространстве и времени: фронтир как точка входа личности в историю /

    Фронтир понимается как место и период быстрого ввода в эксплуатацию крупных объемов новых  ресурсов, при котором происходит трансформация траектории социально-экономического развития соответствующего региона и в большинстве случаев – трансформация его институтов. Принципиально важно отличие данной трактовки от расхожего более широкого варианта понимания фронтира как зоны любого освоения природных ресурсов вообще. Только в указанной трактовке при прохождении фронтирного цикла возникает точка бифуркации – неустойчивого равновесия, при котором, как известно, малое воздействие может оказать существенное влияние на формирование дальнейшей траектории развития. Именно в этот момент логично и возникает «время героев» («гениев места») – выдающихся личностей, деятельность которых оказывает существенное воздействие на формирование дельнейшей траектории развития территории. Логично, что в точке бифуркации деятельность отдельной личности скорее и сильнее может отразиться на развитии территории, нежели на стабильном участке, когда развитие во многом определяется известным эффектом «зависимости от колеи». Примеры случаев, когда ярко проявилась связь личности и формирования траектории развития территории можно наблюдать в районах Крайнего Севера России, в периоды, когда определялись долговременные траектории развития целых районов – например, «Золотая Колыма», Норильский промышленный район, Западная Сибирь времен «освоения нефтяных и газовых богатств» и т.д.; похожие процессы наблюдались и в меньших масштабах при основании молодых городов – например, Братска, Качканара, Надыма и др. Во многих районах наблюдается типологическое сходство модели формирования «новая траектория развития территории – выдающиеся личности». Так, безусловными «гениями места» здесь становится обычно не один, но пара героев – один из них геолог-первооткрыватель, второй – выдающийся организатор (например, Колыма: Билибин/Берзин, Норильск: Урванцев/Завенягин (здесь, правда, возникает также фигура расстрелянного Сотникова), Западная Сибирь: Салманов/Муравленко – и т.д.

     

     

    В кн.: Гений места российский городов. Материалы XXII Ежегодной конференции из цикла «Леонтьевские чтения» (1–2 марта 2024 года, Санкт-Петербург). СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2024. Гл. 9. С. 82-93.

  • Препринт

    Muleev Y. Y.

    EXPLORING ASSOCIATIONS BETWEEN PARKING OCCUPANCY RATE AT RESIDENTIAL ESTATES AND SPATIAL CHARACTERISTICS. THE CASE OF YEKATERINBURG

    Urban and Transportation Studies. URB. НИУ ВШЭ, 2020. No. 9.

Все публикации

Партнеры

По всем вопросам пишите на почту

Или обращайтесь по телефону

Адрес

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!