Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет социально-экономических и компьютерных наук

Читать далее  

Факультет в цифрах

  • 106 

    Преподавателей практиков

  • 1502 

    Студента

  • 8 

    Образовательных программ бакалавриата

  • 2 

    Образовательные программы широкого бакалавриата

Публикации

  • Книга

    Местное самоуправление в Российской империи, СССР и на постсоветском пространстве: сборник материалов Международной научно-практической конференции

    В сборник вошли материалы Международной научно-практической конференции «Местное самоуправление в Российской империи, СССР и на постсоветском пространстве», прошедшей 24-26 октября 2024 г. в НИУ ВШЭ – Пермь. В статьях представлены результаты исследований земского и городского самоуправления в Российской империи, местного управления и самоуправления в СССР и на постсоветском пространстве в историческом, историко-правовом контекстах, а также в контексте современного государственного и муниципального управления. Сборник предназначен преподавателям вузов, ученым, студентам, представителям органов власти и всем интересующимся вопросами местного управления и самоуправления.

    Редакционно-издательский отдел НИУ ВШЭ-Пермь, 2025.

  • Статья

    Дацун Н. Н.

    Диаграммы деятельности студентов «Бизнес-информатики»: исследование восприятия и дефектов при их создании

    Введение. Успешное освоение методологии объектно ориентированного моделирования бизнес-процессов требует от обучающихся «Бизнес-информатики» значительных временных затрат и усилий в практической деятельности. Как студенты этой специальности воспринимают диаграммы деятельности языка UML? Почему созданные ими модели содержат дефекты, которые снижают качество диаграмм? Зависит ли количество дефектов модели от уровня образования ее автора? Может ли сложность моделей влиять на их качество? Цель исследования – найти ответы на эти актуальные вопросы, которые помогут скорректировать обучение бизнес-информатиков созданию диаграмм деятельности и направить его на развитие у них устойчивых профессиональных компетенций моделирования.

    Материалы и методы. Выполнен опрос обучающихся на дисциплинах объектно ориентированного анализа и проектирования о степени сложности восприятия диаграмм деятельности и перспектив их дальнейшего использования. Изучены ответы 363 респондентов. Педагогический эксперимент проведен на корпусе из 124 диаграмм деятельности, созданных студентами бакалавриата и магистратуры специальности «Бизнес-информатика» и близкой к ней. Выполнены классификация дефектов, поиск связи между количеством дефектов различных классов, а также между мерой сложности модели и количеством дефектов в ней. Использован статистический и корреляционный анализ, выполненный с помощью открытого программного обеспечения.

    Результаты исследования. Модели бизнес-процессов в целом не воспринимаются обучающимися как простые для создания и необходимые в практической деятельности. Однако будущие бизнес-аналитики планируют использовать их на практике в первую очередь. Не были подтверждены гипотезы о нормальности распределений выборок количества дефектов в моделях студентов бакалавриата и магистратуры, в том числе по классам дефектов, а также у выборок меры сложности этих диаграмм. Использована ранговая корреляция, которая показала существование статистической значимой положительной связи между количеством дефектов различных классов с учетом уровня образования авторов моделей, а также между количеством дефектов модели и ее сложностью.

    Обсуждение и заключения. Обработка данных опроса показала, что обучающиеся воспринимают диаграммы деятельности как непростой вид моделей, а бизнес-информатики понимают их важность в аналитической работе. Студенты бакалавриата и магистратуры испытывают похожие трудности при создании моделей бизнес-процессов. Выявлен элемент диаграмм деятельности, который является основным источником дефектов. Студенты магистратуры с образованием «Бакалавр бизнес-информатики» не смогли создать бездефектные модели, что свидетельствует о применении неверных шаблонов моделирования путем подмены понятий этапа анализа понятиями этапа проектирования информационной системы. Устранение в процессе обучения выявленных причин дефектов в диаграммах деятельности будет способствовать повышению качества последних и формированию соответствующих компетенций у студентов.

    Вестник Мининского университета. 2025. Т. 13. № 1 (50).

  • К вопросу об информационной безопасности использования искусственного интеллекта преподавателем: угрозы, риски и способы их преодоления

    В статье обобщён опыт авторов, полученный в результате исследований и подготовки серии учебных мероприятий для преподавателей НИУ ВШЭ, нацеленных на повышение личной и корпоративной информационной безопасности при работе с интеллектуальными инструментами. В работе проанализированы общие проблемы информационной безопасности преподавателей, связанные с применением в работе генеративных моделей искусственного интеллекта, классифицированы риски применения указанных моделей. Кроме того, выполнена привязка к рискам, возникающих в наиболее популярных сценариях использования генеративного искусственного интеллекта преподавателями. Дополнительно показано, как результаты анализа положены в основу решений по проектированию серии мастер-классов «ИИ в преподавании. Практика и риски», а также выявлены группы технологических, правовых, этических и институциональных рисков, которые желательно учитывать при проектировании как краткосрочных, так и комплексных программ повышения квалификации преподавателей.

    В кн.: Искусственный интеллект и математика в образовании. М.: ООО "ИПП "КУНА", 2024. С. 277-292.

  • Препринт

    Kashin D., Podgorenko J., Zavorohina A. et al.

    Public procurement of innovations: case of Russia

    We analyze data on public procurement of innovative products and R&D services,exploring the incentives and barriers faced by public entities when procuring innovations inRussia. The study is based on open data from the Unified Information System and an online surveyconducted in 2024, in which 1,832 customers from all regions of the country participated.The analysis reveals the underlying reasons for the observed heterogeneity in customer behaviorin relation to innovation procurement, attributing these variations to both internal organizationalincentives and external factors that are not directly associated with the customers' procurementactivities. The study further uncovers a discrepancy in the frequency of innovation procurementbased on the regulatory framework governing the customer's activities, the annual volume ofpurchases, and the organizational and legal structure of the customer. The study identifiedcomprehensive information and methodological support as a key incentive for customers, whiledifficulties in classifying products as innovative and a limited number of suppliers in theinnovation market were identified as the main barriers. The results of the study emphasized theimportance of developing uniform rules for stimulating the innovative activity of organizationsthrough public procurement tools.

    ResearchGate. RG. ResearchGate, 2025

Все публикации

Контакты

Исопескуль Ольга Юрьевна

Декан
oisopeskul@hse.ru
Бульвар Гагарина 37–216
Тел. 205-52-40

Белых Светлана Александровна

Департамент экономики и финансов: Доцент

Степаненко Влада Андреевна

Факультет социально-экономических и компьютерных наук: Заместитель декана


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!