• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как не пострадать при сложной коммуникации

Команда — победитель девятого набора АКР — о тренинге «Навыки уверенного поведения» для сотрудников ВШЭ

Административный кадровый резерв НИУ ВШЭ

В конце декабря 2024 года по результатам финальной защиты проектов Административного кадрового резерва Вышки команда проекта «Тренинг “Навыки уверенного поведения”» была признана победителем среди участников девятого набора программы. Коллеги рассказали об идее создания тренинга, его ценности для участников и планах на будущее.

Кузьмичева Александра Валерьевна

Менеджер отдела сопровождения учебного процесса факультета географии и геоинформационных технологий

Савельева Мария Николаевна

Начальник отдела подбора и развития персонала факультета компьютерных наук

Черкозьянова Александра Андреевна

Менеджер Центра повышения квалификации

Алова Дарья Геннадьевна

Директор центра по работе с абитуриентами

— Расскажите, пожалуйста, как возникла идея тренинга?

Мария Савельева: Много лет назад, работая в кадровом консалтинге, я проходила тренинг по ассертивному поведению, где нас учили четко, но вежливо придерживаться своей линии при общении с клиентами. Это было очень полезно и сэкономило кучу нервных клеток.

На первом выезде АКР появилась мысль создать что-то вроде службы медиации, чтобы помогать коллегам решать рабочие конфликты, но было много вопросов к реализации и применимости. Вспомнив тот давний курс, я предложила более простой формат —  тренинг-практикум, где коллеги смогут получить (или вспомнить) инструменты, которые позволят им более уверенно чувствовать себя в условиях рабочих вызовов и разрешать проблемы самостоятельно. 

Позже, опрашивая фокус-группы и общаясь с руководством АКР, мы поняли, что недостаточно рассказывать только о том, как отстоять свою точку зрения, нужно добавить в программу материалы и о самоподдержке, о сохранении ощущения своей ценности и профессионализма, о том, как снять эмоциональный накал. Это и стало основой тренинга «Навыки уверенного поведения».

— Как проходит тренинг, из чего он состоит?

Александра Черкозьянова: В самом общем виде тренинг имеет базовую и вариативную части. Первая — это четыре блока тем, посвященных позитивному самовосприятию, коммуникативной гигиене и защите от манипуляций, а также техникам самопомощи в эмоционально сложной коммуникации. Изюминкой стала вариативная часть, включающая подобранные под запросы конкретной аудитории кейсы. Встречи проходят в очном формате в неформальной обстановке.

Дарья Алова: Преимущество тренинга в том, что теоретической информации немного, упор сделан именно на отработку практических ситуаций, с которыми сталкиваются административные сотрудники Вышки ежедневно.

Мария Савельева: 90% двухчасового тренинга — это практическая работа в парах. Мы сделали это специально, чтобы сэкономить время и без того занятых коллег и использовать его по максимуму.

Административный кадровый резерв НИУ ВШЭ

— Как вы подбираете кейсы и темы для тренинга?

Александра Кузьмичева: Кейсы мы составляем сами, частично из собственной административной боли. Мы обрабатываем запросы слушателей, адаптируем задания под коллектив, который заказывает тренинг. В целом проблемы, с которыми мы все сталкиваемся, типичны: эмоциональные высказывания, негативная обратная связь, неконструктивная критика. На тренинге мы отрабатываем ситуации, разыгрывая их на основе конкретных кейсов, обсуждаем варианты ответов в диалогах, решаем определенные речевые задачи.

— Какую обратную связь вы уже получили от участников?

Александра Кузьмичева: По итогам пилотного тренинга и двух реальных мы получили большую поддержку от коллег, которые решились поучаствовать, и нас очень мотивируют результаты опроса: 72% коллег получили ответ на внутренний запрос, с которым пришли, 91% оценили пользу заданий, потому что именно с такими ситуациями часто сталкиваются. И, что особенно приятно, все участники готовы рекомендовать тренинг коллегам.

Мария Савельева: Еще до проведения тренинга мы получали комментарии о том, что такой активности в Вышке очень не хватает, — это нас, конечно, вдохновило. И после первых практикумов участники оставляли позитивную обратную связь о теплой атмосфере, применимости кейсов к работе, возможности выпустить пар и отработать не всегда приятные диалоги в безопасной обстановке.

Административный кадровый резерв НИУ ВШЭ

— Что вам самим дает организация и проведение тренингов? Что побуждает проводить практикумы для коллег из других подразделений Вышки?

Александра Кузьмичева: На примере работы с коллегами из учебных офисов мы увидели, как нам не хватает обсуждения сложных коммуникативных ситуаций, как важно делиться опытом друг с другом — например, о том, как корректно ответить студенту на некорректный запрос. И теперь, когда создана такая площадка для обсуждения, мы видим, что за время, пока мы работали над программой, запрос коллег не исчез, а, наоборот, стал актуален для более широкого круга административных сотрудников. Сейчас на тренингах мы с интересом слушаем кейсы коллег, обсуждаем, как можно ответить, как выстроить работу в той или иной ситуации, чтобы не страдали ни сотрудники от эмоционального накала, ни работа.

Александра Черкозьянова: Такой формат встреч дает своего рода эмоциональный подъем и удовлетворение от осознания того, что рядом работают живые люди, а не просто винтики большой системы. Это привносит элемент гуманизма в повседневную рутину, создает атмосферу доброжелательности и взаимоподдержки даже в работе с малознакомыми коллегами.

Дарья Алова: Проводить такие тренинги — это не только про то, чтобы научить людей чему-то новому, но и про то, с каких разных позиций можно посмотреть на любую ситуацию. В общем, “docendo discimus” («обучая, мы учимся»)!

Мария Савельева: Вдохновляет обратная связь о том, что материалы тренинга действительно полезны. Очень круто делать что-то, что хотя бы чуть-чуть облегчает твоим коллегам рабочую рутину. А еще это классная возможность развиваться самим, в том числе в сторону тренерства и наставничества.

— Планируете ли вы и дальше проводить такие тренинги? Как на них записаться?

Александра Черкозьянова: Приятно видеть, что тренинг становится востребованным: мы получаем от коллег запросы на проведение неформальных и уютных встреч, позволяющих перезагрузиться на фоне рабочего стресса и восстановить силы в кругу неравнодушной аудитории. Со своей стороны Центр повышения квалификации с готовностью поддерживает нашу идею, и в будущем тренинг станет частью регулярного цикла мероприятий, направленных на поддержание и развитие работников Вышки. 

Оставить заявку на тренинг для вашего подразделения можно через специальную форму. Мы с вами обязательно свяжемся и обсудим все детали!

10 января

«Вышка» в Telegram