Недавно студенческое сообщество Вышки было обеспокоено новостью о том, что теперь для доступа к wi-fi в «Дубках» и «Трилистнике» (общежитие №8 на ул. Маковского) требуется авторизация. Это нововведение породило множество слухов, опасений и недовольств. Представители Студенческого совета встретились с сотрудниками Дирекции информационных технологий Вышки. Рассказываем о содержании встречи.
Со стороны студентов на встрече присутствовали председатель студсовета Дмитрий Овакимян, глава информационного комитета студсовета и председатель студенческого совета общежития в Дубках Алиса Козлякова, глава палаты общежитий Виктория Симакова, глава правового комитета студсовета Дарья Зданович и инициативная группа студентов общежития в Дубках. На вопросы и претензии, возникшие у студентов, ответили старший директор по информационным технологиям ВШЭ Андрей Шевцов, директор по информационным технологиям Олег Щербаков и другие сотрудники ДИТ.
Для того чтобы подключиться к wi-fi в общежитии, теперь нужно авторизоваться, введя личный логин и пароль. Новый порядок доступа к интернету начал действовать с 6 марта в общежитии №8, а в «Дубках» — с 16-го. Раньше для того, чтобы подключиться к интернету, нужно было просто выбрать нужную сеть из списка.
Все претензии студентов можно разделить на несколько основных пунктов. Главное опасение вызывает то, что данные о посещении страниц в интернете теперь будут доступны Дирекции информационных технологий и могут быть использованы против студента и его репутации. Также студенты просили предоставить юридическое обоснование этой процедуры. Кроме того, поступили жалобы о том, что сама плашка с полями для ввода логина и пароля часто не видна, интернет произвольно «вылетает», а доступ к некоторым ресурсам (Coursera и почтовому сервису Gmail) невозможен.
Раньше подключиться к сети wi-fi и закачивать информацию без идентификации мог кто угодно, что регулярно приводило к перегрузке каналов связи либо совершению запрещенных действий фактически от имени Вышки. ДИТ неоднократно сталкивался с проблемой блокировки IP-адресов, принадлежащих НИУ ВШЭ, из-за отправляемого спама и DDoS-атак.
Теперь пользоваться интернетом в общежитиях смогут только их жители, студенты и аспиранты НИУ ВШЭ.
Важно, что в соответствии с договорами с поставщиками интернет-услуг ДИТ обязан настроить вышкинские интернет-ресурсы таким образом, чтобы невозможно было осуществлять неавторизованную работу в интернете.
В настоящий момент продолжительность сессии составляет 8 часов. Это значит, что вводить логин и пароль нужно каждый раз, если не пользуешься интернетом более 8 часов. На встрече договорились, что время авторизации расширится до 24 часов. Но здесь следует учитывать, что количество IP-адресов ограничено и их может хватать не всем (чем дольше живет авторизация, тем меньше свободных IP-адресов). Если поступят жалобы от студентов, то время авторизации будут понижать, например, до 18 часов. Таким образом, если утром и вечером посещать интернет, то прекращения авторизации не будет, и пароль вводить также не надо будет.
Получить новые логин и пароль можно в учебном офисе вашего факультета.
Система автоматически собирает и записывает следующие данные: логин, вид соединения, адрес сайта, время соединения, объем переданной информации и продолжительность сеанса. Это обычная система фиксации трафика, которая в гораздо более серьезном варианте установлена у любого провайдера. Другая информация собираться и записываться не будет. Если студент будет использовать услуги доступа к интернету от стороннего провайдера, то оставит о себе у такого провайдера гораздо больше сведений.
Будут записываться только технические характеристики соединения. Таким образом перехватить суть передаваемой информации невозможно. Вся конфиденциальная информация для ДИТ недоступна и не может быть записана. Номера и данные кредитных карт, сообщения на форумах и посты, размещаемые в соцсетях, системе не доступны. Никто не будет следить за тем, на какие именно сайты вы заходите, пока не произойдет ЧП.
В Вышке происходит множество различных инцидентов, касающихся информационной безопасности. Неоднократно были попытки взлома серверов, которые находятся в общежитии и вне Вышки. Также часто это случается с серверами LMS накануне дедлайнов. Это не всегда означает, что DDoS-атаку целенаправленно начал студент. Всегда есть вероятность того, что он просто подцепил вирус и сам не знает об этом. Новая система поможет разобраться с конкретной проблемой и оперативно помочь в ее решении, а не блокировать весь этаж или все общежитие, как приходилось делать раньше.
Блокировка доступа к ресурсам, нарушающим действующее законодательство, осуществляется провайдерами по перечням ресурсов, регулируемых Министерством юстиции и Роскомнадзором. Если студент Вышки будет использовать какие-либо механизмы обхода этого запрета, то это может негативно сказаться на репутации всего университета.
ВШЭ предоставляет интернет в первую очередь для образовательных и исследовательских возможностей. Если какая-либо информация нужна для учебы, то проблем не должно быть.
Помимо этого, в целях безопасности и оптимизации нагрузки органичен доступ по портам доступа, в том числе ограничивается торрент-трафик и VPN соединения. Доступ к удаленным сервисам по закрытым портам рассматривается в индивидуальном порядке руководством ДИТ.
Для уточнения информации по доступу к ресурсам нужно отправить заявку в свободной форме с просьбой дать доступ к тому или иному интернет-ресурсу (адрес, порт, протокол) и максимально подробно указать причину (предмет, преподаватель, цель посещения).
Если ресурс входит в реестр запрещенных сайтов, то скорее всего вы на него не попадете, а соответственно, и стучать в дверь никто не будет.
Но если от вашего имени будет совершена попытка противоправных действий, например, взломан чей-либо аккаунт в социальных сетях, осуществлена спам-рассылка, совершена DDoS-атака, то ДИТ предпримет все действия, чтобы это не стало предметом разбирательства, а просто прекратилось путем временного отключения. Но чтобы этого не произошло, все же не следует отдавать свой логин и пароль кому-либо, а в случае его утери или хищения сразу сообщать в ДИТ.
Это маловероятно, связь скорее улучшится, так как будут отключены все неавторизованные пользователи, и интернетом будут пользоваться только студенты.
Инфраструктура, которая ранее обеспечивала доступ к интернету, не изменилась, не изменились настройки. Добавился только этап авторизации. Объем используемого трафика в данный момент находится на том же уровне, что и до всех нововведений. В период массового подключения пользователей, который, как правило, возникает в вечернее время, скорость интернета действительно снижается за счет большего потребления трафика.
Каких-либо ограничений на использование собственного модема нет, кроме того, что оборудование должно быть сертифицировано на соответствие требованиям Технических регламентов Таможенного союза. Перечень наиболее популярных устройств, пригодных для использования в общежитиях ВШЭ, можно найти на сайте ДИТ. Следует уважать других пользователей и не использовать запрещенные средства, создавая помехи для работающих модемов Вышки.
Постепенно авторизация будет введена во всех общежитиях ВШЭ, так как это обязательное условие для Вышки.
На обсуждении со студсоветом было принято решение дать доступ в систему автоматизации бизнес-процессов НИУ ВШЭ «Вышка-bpm» представителям общежитий, чтобы была возможность оставлять заявки напрямую ответственным исполнителям в ДИТ, а также заявки на материально-техническое обеспечение. Когда мы получим списки представителей студенческого совета, им будет предоставлен доступ в систему и проведено обучение. Думаем, что это облегчит процесс обслуживания и снимет большинство проблем с доступом в интернет.
Вся информации об интернете в общежитиях размещается на сайте dorm.hse.ru. Поскольку в общежитиях ВШЭ нет постоянно присутствующих инженеров ДИТ, поддержка пользователей осуществляется по заявкам. Заявки на техническую поддержку сейчас можно отправить через форму на сайте dorm.hse.ru, по электронной почте wifi@hse.ru, либо через административного директора общежития. Инженеры ДИТ приедут (что периодически и делают) в общежитие, где лично встретятся со студентами и настроят их устройства, а также ответят на возникшие вопросы. График выездов с номерами комнат и временем, в которое можно пообщаться с инженерами ДИТ, также публикуется на сайте dorm.hse.ru.
Основными документами, обязывающими ввести авторизацию, являются: