9–10 декабря Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ совместно с Центром лидерства и волонтерства НИУ ВШЭ проводит психологический уикенд, на котором опытные психологи расскажут о правильном общении с работодателями, особенностях эффективной коммуникации и способах управления временем. Также в первый день уикенда пройдет тренинг на английском языке о том, как учиться и строить карьеру в мультикультурной среде — в нем смогут принять участие и иностранные студенты.
Декабрь — это, пожалуй, один из самых напряженных и эмоционально насыщенных месяцев в году. За окном темно и мрачно, студенты и преподаватели готовятся к сессии, все мы подводим итоги — и нередко они оказываются совсем не такими, на которые мы рассчитывали в начале года. Самое время обратиться к психологам и привести голову в порядок.
Центр психологического консультирования работает в Высшей школе экономики уже почти 15 лет. По средним подсчетам, в год к психологам обращается более 1500 человек. Как отмечает директор Центра Ирина Макарова, на сегодня служба психологической поддержки студентов Вышки — самая крупная не только в Москве, но и в России. «Когда в 2003 году все только начиналось, в нашем центре был только один сотрудник — я сама, — говорит она, — а сегодня у нас работают 7 психологов и 20 стажеров проходят подготовку».
В любом университете, особенно таком большом, как Вышка, работа психологов очень востребована. Ведь здесь собирается множество умных и амбициозных людей из разных стран мира, которые постоянно находятся в состоянии высокого интеллектуального и эмоционального напряжения. «Студенты вообще и особенно студенты Вышки — это особые люди, по степени интеллектуального развития, целеустремленности, работоспособности они заметно отличаются от большинства молодых людей, — говорит директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова. — С одной стороны, мы этим сильнее, но с другой стороны, чувствуя, что мы не такие, как все, становимся и уязвимее». Судя по посещаемости центра, многие студенты тоже это поняли, перестали бояться и стесняться психологов и идут к ним прежде, чем все станет совсем плохо.
Психологи говорят, что консультироваться с ними нужно как раз для того, чтобы предотвратить это состояние — «все сложно», «все пропало», «все тлен». Наша ошибка в том, что мы не реагируем на свое состояние, когда только начинаем чувствовать нарастающее напряжение. Ведь мы думаем — еще немного, надо только потерпеть, и все пройдет. Но напряжение накапливается, и мы порой даже не можем правильно оценить, насколько оно высоко. А так как ресурсы психики не безграничны, дальше происходит то, что обыденным языком называется нервный или эмоциональный срыв. После него нам нужна реабилитация, восстановление, которое мы нередко пытаемся достичь деструктивными способами: алкоголем, асоциальном поведением, нам хочется что–то разрушить — покалечить себя, поломать вещи, унизить или ударить другого человека. Еще до того, как этого захотелось, стоит прийти к психологу — понять, что происходит, расставить приоритеты, научиться заботиться о себе.
Один из основных вопросов, с которым студенты идут в Центр — это отношения: с новыми друзьями, преподавателями, любимыми людьми. Часто студентов, особенно с первого и второго курса бакалавриата, беспокоит вопрос отношений с родителями. Поступление, переезд в другой город, новые задачи — это сложное время и для родителей, ведь ребенок внезапно перестает быть ребенком. Как рассказывает Ирина Макарова, нередко сами родители приходят в Центр, чтобы понять, что произошло и как к этому относиться, как смириться с тем, что их сын или дочь уже стали самостоятельными и взрослыми. Их искренне удивляет, что они больше не могут проверять уроки и вместо этого надо делегировать ребенку ответственность за свою жизнь. Нередко переезд студента в другой город становится причиной конфликтов между родителями — это можно назвать эффектом «опустевшего гнезда», когда исчезает необходимость заботы о младшем члене семьи, и оказывается, что это единственное, что связывало взрослых друг с другом.
Второй частый повод для обращения в Центр — это отношение к самому себе, все, что касается самооценки, недовольства собой, непонимания своего места на конкретном факультете, выбора будущей профессии и так далее. Кроме того, нередко студентов беспокоит депрессия, страхи и фобии, необъяснимая смена настроения.
Основной метод работы Центра — это индивидуальная беседа, регулярное общение со специалистом всегда начинается со встречи с глазу на глаз Но каждый психолог при необходимости может предложить своему клиенту и другие варианты: телесно–ориентированную психотерапию, рисование и интерпретацию рисунка, метафорические карты, психодрамы – эти виды терапии могут проходить и в группах. Групповые сеансы — это довольно новое направление для центра, но психологи уже поняли, что на него есть высокий спрос.
Так, на психологическом уикенде приглашенные коучи — специалисты в сфере деловых игр, профориентационного и карьерного консультирования — проведут несколько групповых тренингов. Один из тренингов будет проходить на английском языке, в нем могут принять участие как российские, так и иностранные студенты.
«Работа над кросскультурными коммуникациями — это тоже наш эксперимент, — говорит Ирина Макарова. — Вышка постепенно становится международным университетом, к нам приезжает все больше и больше иностранных студентов. Мы понимаем, что необходимо и российских студентов и преподавателей готовить к жизни в мультикультурной среде, и оказывать поддержку студентам, которые приезжают в Россию. Это очень важное и перспективное направление нашей работы».
Каждый тренинг будет длиться три часа. Чтобы принять участие, необходимо заранее записаться — ссылки на регистрацию есть на странице Центра в Фейсбуке. Но если вдруг вы не сможете прийти в эти выходные — не расстраивайтесь: Психологический уикенд состоится еще и 23 декабря — следите за объявлениями на странице Центра.
Работа психологической службы в университете, конечно, имеет свою специфику. Опытом университетские психологи со всей Росси и стран ближнего зарубежья обменивались на I Всероссийской научно–практической конференции с международным участием «Психологическая служба университета: реальность и перспективы», которую провел Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ. В конференции приняли участие более 300 делегатов — сотрудников университетских психологических служб, которые приехали из Санкт–Петербурга, Владивостока, Хабаровска, Пятигорска, Краснодара, Томска, Белгорода, а также Республики Молдова и Республики Беларусь.
Как отмечает Ирина Макарова, сейчас существует две основных ветки развития работы психолога в университете. Первая очень напоминает традиционный школьный подход, в рамках которого принято контролировать психологическое состояние и проводить множество тестов. Если человек выбивается из норматива, то за тестами следует целый ряд коррекционных мероприятий, цель которых — доведение поведения человека до определенных стандартов.
Ирина Макарова рассказывала участникам конференции о втором подходе, на основе которого строится вся работа Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ. По ее мнению, важно понимать, что человек, поступивший в университет, уже не маленький ребенок. И хотя с точки зрения индивидуального развития все самое интересное еще впереди, но в общем и целом личностная структура уже заложена и развита. Надо понять, что каждый из нас находится вне нормативов и не вписывается в стандарты. Поэтому самое главное в работе психолога — это принятие и поддержка ценности и индивидуальности каждого человека.