В этом году в Вышке поддержано создание 10 новых научно-учебных лабораторий (НУЛ) по самым разным направлениям, начиная от когнитивной психологии и компьютерного моделирования до международного правосудия и экономики спорта.
Всего на конкурс, который впервые проводился по новой схеме, поступила 41 заявка.
На первом этапе экспертную оценку проводили научные комиссии факультетов. Они рекомендовали 22 заявки на второй этап конкурса, который проходил в форме публичной презентации. Итоги подвела общеуниверситетская конкурсная комиссия.
Победителями стали 10 команд, представляющие пять факультетов.
*Лаборатория М. Арсалиду будет создана с 2019 г., при условии положительной экспертизы её текущего проекта научно-учебной группы, реализуемого в рамках программы «Научный фонд НИУ ВШЭ»
По словам директора по фундаментальным исследованиям Александра Балышева, новый формат конкурса позволяет факультетам определить и поддержать приоритетные для себя направления, лучше понять, какие компетенции есть на факультете и какие команды готовы более активно включаться в исследовательские проекты и работу со студентами.
При этом последующий формат публичных защит дает возможность академическому сообществу всего университета познакомиться с исследовательской повесткой на разных факультетах и найти коллег для совместных проектов. Студенты, присутствовавшие на защитах, смогли получить представление о формах их включения в работу новых лабораторий и исследовательской повестке.
Научно-учебные лаборатории появились в Вышке в 2006 году, сегодня их более 20. Они объединяют молодых преподавателей, аспирантов и студентов. Научно-учебные лаборатории — это инструмент, который позволяет талантливым молодым людям сделать первые шаги в науке. Именно здесь они формулируют свои исследовательские цели и задачи, учатся писать научные статьи.
Один из обязательных форматов работы НУЛ — регулярные научные семинары, принять участие в которых может любой желающий. Эти семинары своего рода «визитная карточка» лабораторий.
Многие из научно-учебных лабораторий, созданных в предыдущие годы, со временем трансформировались в международные исследовательские лаборатории и центры.
«У исследовательских институтов и центров, которые прежде всего нацелены на достижение высоких академических показателей, меньше возможностей уделять внимание работе со студентами, распознавать таланты и вовлекать их в академическое сообщество. Поэтому с точки зрения включения студентов в исследования научно-учебные лаборатории — это очень важный формат, которому университет уделяет сейчас большое внимание. Десять поддержанных лабораторий – это шанс на то, что в науке появятся новые имена», — говорит Александр Балышев.