Центр социологии высшего образования НИУ ВШЭ (ЦСВО) проанализировал, как меняются ценностные ориентиры студентов Вышки в процессе обучения.
Анализ был выполнен в рамках пилотной волны лонгитюдного исследования «Траектории и опыт студентов университетов России» в 2014-2019 гг, в котором приняли участие 10 ведущих вузов страны. Исследование проводится в несколько этапов, его продолжительность составит 5 лет.
В исследовании участвовали 283 студента как традиционных для Вышки направлений (экономика, социология, психология), так и относительно новых (как программная инженерия).
Учащиеся отвечали на серию вопросов из ценностного опросника Шалома Шварца в разные периоды времени: в первые две недели обучения на первом курсе и в конце третьего курса.
В исследовании измерялась выраженность семи типов ценностей: безопасность, конформизм и ориентация на чужое мнение, самостоятельность и креативность, риск и поиск нового, стремление к удовольствию, личные достижения и самоутверждение и забота о других людях и окружающей среде.
По данным опроса, к третьему курсу студенты НИУ ВШЭ отличаются от своих сверстников по пяти ценностным индексам:
При этом в начале обучения индекс самостоятельности, креативности и чувства социальной ответственности у студентов Вышки и молодежи той же возрастной группы был одинаковым.
Исследователи выяснили, что ценности студентов НИУ ВШЭ не зависели от пола, формы обучения (коммерция, бюджет) и места проживания (общежитие, с родителями, отдельно).
«На старших курсах студенты становятся менее зависимы от чужого мнения, для них более важно придумывать что-то новое и подходить к делу творчески, а также заниматься тем, что доставляет удовольствие», – комментирует результаты исследования научный руководитель Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ Игорь Чириков. - Они в большей степени стараются привлечь к себе внимание и в меньшей степени следуют традиционным способам действия».
Для сравнения ценностной иерархии студентов НИУ ВШЭ с российской молодежью использовались данные по российской выборке международного исследования «European Social Survey», в котором респондентам задавались те же вопросы.
На данный момент ЦСВО проводит вторую волну исследования, в которую входит большее количество студентов и направлений подготовки. Это позволит проверить устойчивость полученных результатов на разных когортах студентов.
К сожалению, пока у нас нет надежных данных, чтобы говорить о факторах, которые вносят вклад в развитие тех или иных ценностей у вышкинцев. Мы можем лишь спекулировать на эту тему. Я вижу как минимум четыре группы факторов, которые могли повлиять на динамику ценностей у студентов Вышки.
Первая – это отбор студентов с изначально отличающимися характеристиками. У Вышки уникальное позиционирование на рынке высшего образования – как передового университета, свободного от коррупции и кумовства, и в котором сложно учиться. Думаю, это влияет на то, какие студенты приходят в университет, здесь важны и отличающийся семейный бэкграунд, и индивидуальные характеристики.
Вторая – это та система ценностей, которая сформировалась в университете и выражена в Декларации ценностей. И хотя не думаю, что много студентов знакомы с этим документом, но те принципы, которые там изложены, довольно часто коммуницируют, в том числе в студенческой среде.
Третья группа – это разные элементы образовательного процесса, внеучебной жизни и взаимодействий в студенческой среде.
В Вышку приходят самые талантливые представители своего поколения, уже само по себе соприсутствие умных и амбициозных людей может давать эффекты взаимоусиления (peer effects) и развития определенных ценностей, связанных со стремлением к успеху и пробами нового.
Далее, образовательная среда (модульная система, курсы по выбору, проектная работа) во многом воспитывает самостоятельность вместо опоры на традиционные способы действия. Не могу не заметить, что Вышка предоставляет хорошую площадку для самостоятельных проектов студентов – через студенческие организации или разовые инициативы, которые активно поддерживаются.
Четвертая группа – более широкая среда крупного мегаполиса и рынка труда, в котором также существуют свои модели поведения. Думаю, рост ценности гедонизма вполне может быть обусловлен переездом студентов из небольших городов в Москву, но эта гипотеза нуждается в дополнительной проверке.
Инфографика: Мария Еремина