• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Университет должен стать законодателем мод в цифровом образовании»

В июне Алексей Чукарин назначен старшим директором по цифровой трансформации НИУ ВШЭ. Мы поговорили с Алексеем Валерьевичем о будущем ЕЛК и корпоративных мобильных приложений, новой LMS, планах по техническому оснащению Вышки и попытались разобраться, какой будет цифровая трансформация университета.

Как вы оцениваете развитие информационных технологий в Вышке?

Я не видел ни одного университета в России, уровень развития внутренних информационных технологий в котором был бы выше. Не могу сказать, что мы эталон корпоративных IT, пока нет, но для вуза это очень высокий уровень. С точки зрения развития инфраструктуры Вышка – твердый хорошист, развитие внутренних и внешних сервисов я тоже оцениваю на 4 с плюсом. А вот юзабилити наших продуктов оставляет желать лучшего.

Есть и сложности с бизнес-процессами: например, долгая цепочка согласования документов – здесь огромное количество задач, которые ректор ставит передо мной и моими коллегами.

Будете эту цепочку сокращать?

И сокращать, и автоматизировать. Но на самом деле, цифровая трансформация – это не столько автоматизация (с этой стороны в Вышке все хорошо), сколько оптимизация. Будем смотреть, например, на количество фаз, которые проходит документ при согласовании. Думаю, вдвое сократить количество административных процедур точно можно.

А что вы думаете по поводу ЕЛК?

Технологически это хорошее решение, ребята – молодцы, что сделали универсальную форму, к которой присоединили внутриуниверситетские сервисы. Не только для вузов, но и для крупных компаний это большое достижение.

С точки зрения пользователя не все так гладко. Причем я в меньшей степени говорю про визуальный стиль, больше – про опыт использования этих интерфейсов.

То, что сейчас реализовано в личном кабинете со стороны пользовательского опыта, пока не очень ориентировано на самого пользователя. Это тот кейс, когда IT-шники подумали и сказали: «Мы точно знаем, как будет правильно».

ЕЛК – один из пунктов в моей оперативной повестке. Мы будем его сильно перерабатывать совместно с блоком информационной политики и проводить фокус-группы, куда войдут представители преподавательского и административно-управленческого состава, а также студенты. Возможно, для разных пользователей личный кабинет будет выглядеть по-разному. И главное – он будет адаптирован под мобильные устройства.

Фото: Михаил Дмитриев

Поменяется ли приложение «Моя Вышка»?

Мне сейчас не очень нравится та версия, которая была представлена не так давно. В нее вложено достаточно много сил и ресурсов. Мы с коллегами попробуем придумать элегантный способ, как эти инвестиции сохранить, но абсолютно точно – оно будет меняться.

Скорее всего, мы не пойдем в сторону единого мобильного приложения. Я вижу его как сочетание разнообразных монофункциональных продуктов, размещенных в App Store и Google Play.

Хороший пример – Яндекс. Вы можете выбрать Яндекс.Еду, Яндекс.Такси, Яндекс.Музыку – это удобно, так как человек использует именно то, что ему нужно в данный момент. Мы будем этот вопрос еще детально прорабатывать, но, вероятно, сделаем отдельные приложения для обучения (учебные материалы, электронная зачетка), для бэк-офисных задач и т.д.

Осенью мы планируем выпустить одно из приложений с базовым функционалом. Дальше будем смотреть, что нужно перенести из личного кабинета или, наоборот, вообще убрать.

Возможно ли привлекать студентов к этой работе?

Посмотрим, насколько студенческое сообщество к этому готово. Я думаю создавать открытые интерфейсы и с соблюдением правил и требований информационной безопасности давать доступ всем энтузиастам. Сначала – на тестовых сессиях, а затем, если от тестировщиков пришли положительные отзывы, запускать приложение в работу.

ДИТ будет предоставлять возможность работать с данными, инфраструктурой, размещать приложения в App Store и Google Play, давать место в ЦОДе – то есть создавать максимально комфортные условия, чтобы ребятам не приходилось за свой счет не только разрабатывать приложения, но и содержать их.

В Вышке уже работает студенческое приложение HSE App. Как вы видите его будущее?

Я сторонник такого подхода: если кто-то сделал нашу работу и сделал ее хорошо, потому что это востребовано и студентами, и преподавателями, то в наших же интересах дать максимум возможностей ребятам, чтобы это приложение продолжало работать.

Не уверен, что с точки зрения информбезопасности там все в порядке, но это детали, которые надо вместе со студентами садиться и обговаривать. Думаю, что мы найдем взаимопонимание. ДИТ точно не будет препятствовать развитию HSE App, HSE App 2 или HSE App 3, если приложение создается с учетом практики, необходимых функций и пользуется спросом у учащихся и преподавателей.

Единственное, мы будем выставлять требования к тому, что в этих приложениях может и должно быть. Например, важным условием будет тщательная проработка вопросов, связанных с защитой персональных данных.

HSE App
HSE App

А какая судьба ждет LMS?

Сейчас в университете две системы LMS: eFront, которая существует около 10 лет, и более современная – Moodle. В последней работает дирекция по онлайн-образованию и частично Институт образования, eFront – это классика, которой пользуется вся Вышка.

Ярослав Иванович поставил перед нами задачу – уходить от этих разрозненных кусочков и создавать единую платформу.

Существующие технологии далеко ушли от тех, что применяют в университете. Даже в той версии Moodle, которую сейчас выпускает поставщик, много нового по сравнению с тем, что есть в Вышке.

Мы планируем создавать новый вид онлайн-системы обучения – SmartLMS. Он будет поддерживать передовые технологии образования, тестирования и взаимодействия преподаватель-студент, подтягивая те фрагменты знаний, которые по каким-то причинам учащийся пропустил, причем делая это точечно.

Когда, по вашим ожиданиям, это произойдет?

Новая LMS точно не появится до конца года. Можно идти по пути латания дыр, но я не хотел бы рядом с eFront и Moodle поставить третью «поделку на костылях», которая будет вызывать неприятную реакцию и находиться где-то внизу пользовательского рейтинга. Проще ничего не делать.

Думаю, что в полнофункциональном режиме SmartLMS заработает к 2021-2022  учебному году. А к 2020-2021 гг., я надеюсь, мы выпустим первый релиз.

Перейдет ли Вышка полностью на онлайн-лекции и как это будет реализовано технически в новой LMS?

Это вопрос скорее не к цифровизаторам, а к подразделениям, которые отвечают за процесс обучения. Но мне кажется, всегда есть учебный материал, который нужно доносить вживую.

Сейчас можно просмотреть курс целиком на Coursera, и мы близки к тому, чтобы перенести 99% лекционного материала в онлайн, но с точки зрения эффекта присутствия, социального нетворкинга, возможности задать вопрос, который не входит в программу, и увидеть более широко проблематику темы, традиционные лекции выигрывают.

Онлайн-общение никогда не заменит личное. Это мое мнение, но живая коммуникация между лектором и студентом должна оставаться, какие бы супертехнологии у нас не были.

Фото: Михаил Дмитриев

Что будет происходить с компьютерными классами и вообще техническим оснащением Вышки?

В новом комплексе зданий на Покровке рекордное количество компьютерных классов. И той техники, что сейчас туда закупается для студенческих нужд, в обозримом будущем хватит с большим запасом.

В ближайшее время мы будем пересматривать стандарты оснащения и дисплейных классов, и рабочих мест сотрудников. В этом году используем оборудование, которое уже есть в университете, а со следующего – будем говорить о точечной закупке. Это касается и компьютерной техники, и периферии.

ДИТ использует достаточно эффективно те ресурсы, что выделяются на оснащение, однако сейчас он работает как в известной сказке: думает, скроить из одной овечьей шкуры одну хорошую шапку или семь маленьких.  

Ориентируясь на задачи ректора в области передовой цифровизации, университет должен стать законодателем мод в цифровом образовании. Поэтому нам придется пересматривать правила и принципы оснащения. Из «семи маленьких шапочек» мы цифровой университет, к сожалению, не построим, даже если будем очень стараться.

Можно сколько угодно говорить о светлом будущем, но если у нас будет слабый Wi-Fi и четырнадцатидюймовый монитор с электронно-лучевой трубкой, цифра будет соответствующая.

Как, кстати, обстоят дела с Wi-Fi?

Вуз блестяще оснащен сеткой Wi-Fi-спотов, но при этом скорость радикально зависит от числа пользователей в сети. Есть понятные инструменты перебалансировки трафика, с которыми мы будем работать.

С одной стороны, это вопрос покупки трафика у оператора, с другой – Wi-Fi-споты сейчас размещены максимально плотно для линейного планирования. Если поставить еще плотнее, будет возникать такое физическое явление, как интерференция, и качество связи ухудшится. Надо решать этот вопрос разделением на разные сети, маленькие зоны с усиленным сигналом в рекреациях и местах массового скопления людей, где требуется максимальное повышение качества.

Этот вопрос точно не решить к 1 сентября, но, думаю, до конца года мы перепроектируем Wi-Fi-сеть.

Два года назад введение авторизации в общежитиях вызвало бурные дискуссии в университетском сообществе. Что вы думаете по этому поводу?

Университет абсолютно правильно следует требованиям регулятора. У нас достаточно жесткое регулирование по авторизации и аутентификации любых пользователей, которые присоединяются к Wi-Fi, тут выбора не остается.

А качество интернет-соединения будет меняться?

Расширение каналов, которыми пользуются общежития, в 5-6 раз решит проблему с требовательными к трафику онлайн-ресурсами. Но эту проблему нужно еще прорабатывать.

И главный вопрос – как нам объяснить читателям, что такое цифровая трансформация?

Для себя я отвечаю на этот вопрос так – это создание новых инструментов для университета, которые не просто переводят в цифру существующие процессы, но и меняют их логику, оптимизируют, делают более точными и удобными.

Для учебного блока – это возможность использовать цифровые технологии как для упаковки обучающего контента, так и для настройки индивидуальных образовательных треков, «кастомизации» образовательного опыта студента.

Для администраторов – возможность постоянно и оперативно взаимодействовать с данными, принимать решения на их основе. Для коммуникаторов – возможность таргетировать и адаптировать новости под разные аудитории.

То есть наша задача – создать эти инструменты и вручить их всем заинтересованным лицам: учебным, академическим и административным подразделениям. Но тут, повторюсь, это не будет происходить в формате «Ребята из IT придумали, как всем правильно жить». Эти инструменты мы прорабатываем вместе с нашими заказчиками внутри университета.

Беседу вели Иван Чернявский и Анна Резникова.

Биографическая справка

Чукарин Алексей Валерьевич

Старший директор по цифровой трансформации НИУ ВШЭ

Родился 13 июня 1978 года. С отличием окончил РУДН по специальности «Математика», защитил кандидатскую диссертацию по «Теоретическим основам информатики», имеет более 100 публикаций и несколько монографий. В 2018-2019 гг. работал заместителем руководителя Департамента информационных технологий города Москвы, ранее – руководителем государственной программы «Информационный город».
27 июня, 2019 г.

«Вышка» в Telegram