Дирекция по развитию студенческого потенциала совместно с проектом «Сфера инклюзии» провели практический семинар для волонтеров и членов приемной комиссии Вышки. Встреча была посвящена вопросам коммуникации с абитуриентами с инвалидностью и их родителями. Участники узнали, как корректно предлагать свою помощь и почему не стоит бояться говорить слепому «посмотри».
При встрече с инвалидами многие просто проходят мимо и не идут на контакт из-за страха сказать что-то не то или продемонстрировать свое преимущество. Вопросы, связанные с бытовыми особенностями жизни инвалидов – тоже довольно табуированная в нашем обществе тема. Но семинар в Высшей школе экономики прошел на удивление открыто: студенты активно задавали вопросы и даже поучаствовали в мастер-классе по управлению инвалидной коляской.
Ведущие мероприятия, руководители проекта «Сфера инклюзии» Наталья Мазунина и Екатерина Жимаева, имеют нарушения речи и опорно-двигательного аппарата. Они не понаслышке знают, как живут и что чувствуют люди с инвалидностью. На основе их рассказа мы собрали ответы на главные вопросы, которые могут возникнуть у волонтеров, студентов и всех вышкинцев.
Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику. При знакомстве вполне естественно пожатие руки: даже тем, кто испытывает трудности в движении, это под силу – элементарные правила этикета действуют для всех.
При общении с человеком, использующим инвалидную коляску, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче наладить контакт. Не присаживайтесь на корточки, как во время разговора с ребенком – постарайтесь найти стул, чтобы всем было удобно вести диалог.
Сначала ненавязчиво предложите свои услуги, если вам откажут, не настаивайте. Если выразят готовность принять помощь – спросите, как именно вы можете помочь и следуйте руководствам, чтобы не причинить человеку неудобства. Предложите взять вас за руку выше локтя. Будет правильно, если вы пойдете немного впереди. Провожая инвалида в туалет, помогите ему дойти до двери – дальше он справится сам.
Если невидящему человеку необходимо подписать документы, прочитайте текст дословно, не сокращая, не пересказывая, а затем укажите пальцем место подписи.
Не стесняйтесь переспросить 1-2 раза, если контакт по-прежнему не удастся восстановить, предложите альтернативный способ передачи информации – например, написать или напечатать текст. Чтобы привлечь внимание человека, имеющего нарушения слуха, просто дотроньтесь до его плеча. Постарайтесь расположиться достаточно близко к собеседнику в хорошо освещенной зоне – это поможет ему при чтении с губ.
Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, внимательно и терпеливо его выслушайте. Не стоит перебивать и договаривать фразы за него или притворяться, что вы понимаете, если на самом деле это не так.
По правилам, присутствие родителей (или законных представителей) во время экзамена недопустимо, но можно учесть пожелание абитуриента и предложить сопровождающим находиться недалеко от места проведения испытания (например, в коридоре или фойе).
Встречается множество разных вариантов названия: от инвалидов до лиц с ограниченными возможностями здоровья или особыми потребностями. Однако более этично использовать оборот «человек с инвалидностью».
Термин «инвалид» восходит к латинскому корню «valid» и в буквальном переводе означает «непригодный», «неполноценный»
Будьте внимательны – слово может ранить: поэтому тем, кто передвигается в инвалидной коляске, не стоит говорить «проезжайте», лучше заменить этот глагол на привычный – «проходите». А если вы ненароком сказали человеку с белой тростью «посмотрите» или плохо слышащему «послушайте» – в этом нет ничего страшного, даже наоборот, ведь это такие же люди, которые используют в речи точно такие же обороты.
Менеджер Дирекции по развитию студенческого потенциала по направлению «НИУ ВШЭ для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»
«В НИУ ВШЭ обучается более 200 человек с инвалидностью. В индивидуальном порядке Вышка предоставляет им необходимые ассистивные устройства: например, дисплеи Брайля для студентов с нарушением зрения, персональную FM-систему – для студента с нарушением слуха. Студенты с инвалидностью также могут воспользоваться услугами Учебных консультантов, которые призваны помочь им адаптироваться в академической среде».
Автор: Юлия Гиацинтова