Все больше студентов зарубежных вузов приезжает в ВШЭ учиться по обмену — 445 учащихся в 2018-19 учебном году по сравнению с 342 — в предыдущем. Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Великобритания — топ стран, откуда идет основной студенческий поток. Легко ли иностранцам учиться у нас и как Вышка помогает им в этом?
В своих «домашних» университетах студенты из-за рубежа осваивают совершенно разные специальности, но здесь их объединяет одно — новая языковая и культурная среда. Трудности в коммуникации препятствуют быстрой адаптации к незнакомой культуре и менталитету. На данный момент адаптироваться им помогают студенты Вышки — buddy, участники buddy-клуба студенческой организации Erasmus Student Network (ESN HSE Moscow).
«Buddy — студент Вышки, сверстник, который помогает иностранным ребятам адаптироваться в университете и в городе. Бадди помогают ребятам в ситуациях, где нужно общаться на русском языке, например, когда иностранному студенту нужно оформить постоянный пропуск в Вышку или сходить к врачу. Они не дают грустить в чужой стране. На время пребывания в Москве бадди — самый первый друг иностранного студента».
По словам Вероники, за помощью обращаются почти все, кто приезжает по обмену. К бадди студенты обращаются с разными вопросами. Кому-то нужна поддержка на постоянной основе, а кому-то необходимо помочь «акклиматизироваться» в первое время и решить проблему в определенных непредвиденных ситуациях, например, если студент заболел или не смог найти необходимую вещь в магазине.
Иностранцы живут в трех основных общежитиях на территории Москвы и часто посещают занятия вместе. С одной стороны, это упрощает процесс адаптации к университету и новым условиям жизни: вместе справляться с одними и теми же трудностями гораздо легче, студент не чувствует себя одиноким в незнакомой стране и получает постоянную поддержку. С другой стороны, такая обособленность не способствует их интеграции в студенческое сообщество Вышки. По данным опроса, который каждый семестр проводит Центр внутреннего мониторинга совместно с отделом международной студенческой мобильности, несмотря на то, что студентам по обмену комфортно среди других студентов, за один семестр многие не успевают привыкнуть к новым условиям и почувствовать себя частью коллектива — так оценили внутреннюю среду 45% опрошенных.
Поскольку большинство дополнительных образовательных и внеучебных мероприятий Вышки проводятся на русском, у студентов по обмену не так много возможностей принимать в них участие. По данным опроса, таким положением дел в той или иной степени неудовлетворена почти половина опрошенных. ESN HSE Moscow стараются решить эту проблему, привлекая к ней внимание других студенческих клубов и проектов, организуя различные мероприятия, в которых могут принять участие как студенты Вышки, так и студенты по обмену.
Зарина Ярхамова, автор STUDLIFE, поговорила с двумя студентами, которые приехали в Вышку на второй семестр 2019 года.
Италия, Университет Феррары, студент магистратуры
Я выбрал ВШЭ по двум причинам. Первая — это мое исследование в области экономики, которым я сейчас занимаюсь. Я знал о Вышке еще до того, как начал интересоваться программами обмена, поскольку за рубежом университет довольно известен своей исследовательской деятельностью. Вторая причина — это желание, свойственное каждому европейцу — узнать о России больше.
До приезда в Россию я смотрел на YouTube много роликов об этой стране, о людях и о жизни здесь, потому что переживал, что россияне — холодные и недоброжелательные. Приехав сюда, я был счастлив узнать, что это большой стереотип: в реальной жизни все сильно отличается от того, о чем рассказывают на видео. В первый день я не знал, где находится корпус и как до него добраться, но никто из прохожих не отказал мне в помощи: люди останавливались, открывали карты на своих смартфонах и тратили свое время на то, чтобы объяснить мне дорогу. Такую отзывчивость нечасто встретишь в мегаполисах.
Первая сложность, с которой я столкнулся в России — язык. И это началось уже в аэропорту: я впервые оказался в новой стране и обратился к сотрудникам на английском, но никто не смог понять ни слова. «Окей, если никто не понимает меня даже в аэропорту, то я не представляю свою жизнь за его пределами» — подумал я в тот момент. Первое время с администрацией моего общежития мне приходилось общаться через Google Translate: держал в руке телефон, чтобы вбивать фразы на английском или переводить речь дежурных.
А вот общаться с соседями мне довольно легко: в общежитии проживает много иностранцев и большинство из них говорит на английском, а если не на английском, то на испанском, итальянском, немецком или на других языках, и во многих ситуациях мы можем понять друг друга.
Чаще всего я стараюсь решать свои проблемы самостоятельно, но иногда мне приходится обращаться за помощью к buddy. Например, я совсем не понимал, где и как мне нужно оформить медицинскую страховку. Я позвонил своей бадди, она приехала ко мне и проводила в нужное место, без нее было бы сложно с этим справиться.
Обычно у каждого иностранца есть свой бадди, который помогает ему в подобных ситуациях, но часто они теряют связь: студенты адаптируются в новой стране и больше не нуждаются в помощи. Я не воспринимаю систему бадди только как возможность получения какой-либо помощи, для меня это скорее об общении и дружбе между русскими и иностранными студентами.
Наше общежитие — это одно из самых необыкновенных мест, которое только можно увидеть. Здесь живут студенты из разных стран, и мне очень интересно наблюдать, как по-разному они проводят свое свободное время, реагируют на определенные ситуации, как готовят себе еду. И последнее меня впечатляет больше всего: на кухне особенно заметны уникальные черты разных культур. Кто-то может добавлять в блюда такое количество специй, что их запах распространяется по всему зданию, а кто-то не добавляет абсолютно никаких приправ. Мы в Италии готовим карбонару по определенному рецепту, но здесь я видел минимум 15 разных вариантов! Иногда задумываешься: «Реально? Вы готовите ее вот таким образом?». Я в своем общежитии являюсь кем-то вроде «главного повара этажа» и часто готовлю для остальных. Все это мне очень нравится, отчасти поэтому я предпочел не снимать квартиру самостоятельно.
Конечно, жизнь в общежитии имеет и негативные стороны: здесь много правил и установок, у нас всего одна кухня на целый этаж, и она часто бывает переполнена людьми. Но с этим можно смириться. В любом случае, даже пока ты ждешь своей очереди, то можешь попросить кого-то научить тебя готовить новое блюдо, например, из индийской кухни. Я, в свою очередь, могу показать, как готовится карбонара. Иногда такие кулинарные мастер-классы заменяют курсы, за которые пришлось бы платить деньги, а так ты получаешь эти знания бесплатно и одновременно заводишь друзей из разных уголков земного шара.
В студенческом общежитии ты оказываешься в окружении людей со всего мира и при этом почти никак не взаимодействуешь с русскими. Находиться среди таких же иностранцев комфортно, ведь все мы оказываемся в одинаковых условиях и можем без проблем коммуницировать друг с другом. Тем не менее было бы неплохо предоставить нам больше возможностей для общения с русскими студентами и участия с ними в одних мероприятиях.
Германия, Берлинский университет имени Гумбольдта, студент магистратуры
В университете я занимаюсь компьютерными науками, но вообще мой вуз очень многопрофильный. Участвовать в программе обмена я решился еще в начале прошлого года — тогда офис международной студенческой мобильности в моем вузе в Германии предложил мне несколько вариантов. Помимо ВШЭ, я мог выбрать КФУ в Казани, ТГУ в Томске или подать документы в МГУ, но офис порекомендовал мне Вышку, так как это интернациональный университет и здесь много курсов на английском. Конечно, я мог поехать и в другую страну, но я учил русский язык, и мне была очень нужна мотивация. Я и сейчас продолжаю совершенствовать свой русский, но разговариваю на нем все еще плохо.
В самом начале семестра отдел международной студенческой мобильности организовал для нас трехдневный ориентационный курс. Встреча проходила на Мясницкой, и я просто не мог найти вход в здание! Когда же я наконец оказался в корпусе, меня ожидала новая проблема: как найти аудиторию? И так каждый раз, когда у меня были пары в новом здании: я не мог сориентироваться.
Проблема, с которой я столкнулся в самом начале — это расписание. Чтобы узнать, где и когда проводится пара, иностранному студенту придется сделать следующее: записаться на курс, зайти на сайт преподавателя, который ведет этот курс, открыть его личное расписание, найти, когда и в какое время у него стоит пара, и надеяться, что ты не ошибся. Это довольно сложно, в расписании возникают накладки. Еще у некоторых преподавателей нет расписания на английском языке. Было бы здорово, если бы такие технические проблемы удалось исправить в будущем.
Мы, иностранные студенты, не привязаны к определенной программе и можем выбирать совершенно любые курсы. Именно так я и сделал — выбрал дисциплины разных направлений: современное искусство, журналистику, литературу США и Великобритании, курс по русскому языку и психологию креативности. Изучал все, кроме информатики. Здорово, что у меня был такой выбор, но вот далекое расположения некоторых зданий и аудиторий, где проходили занятия — это минус.
В корпусе на Старой Басманной у меня были пары по русскому языку, с которыми связана одна забавная история. Занятия проводились для студентов разного уровня, мне предложили третий или четвертый — последний лучше подходил мне по расписанию, и я выбрал его. Перед самой первой парой я зашел в аудиторию, заполненную студентами, все они говорили друг с другом по-русски. Конечно, тогда, в начале семестра, я еще никого не знал и поэтому просто сел на свободное место. Вошла преподавательница и тоже начала говорить с нами по-русски. Я немного напрягся. Началось занятие, и только когда речь зашла о христианских символах в XVI веке, я понял, что это вообще не тот курс и не тот кабинет! Я решил попытаться снова на следующей неделе, но опять попал не туда. Только спустя некоторое время я нашел нужную мне аудиторию.
Я очень часто общаюсь с моей buddy Полиной. В начале семестра она много помогала мне с бумажной работой, покупкой карты «Тройка», оформлением социальной карты, и других документов. Я совершенно не понимал, как все это делается на русском. Сейчас помощь нужна мне гораздо реже, но мы с Полиной все равно поддерживаем связь. Я стараюсь каждый день общаться и с другими русскими ребятами.
Команда ESN часто проводит мероприятия для иностранных студентов, предоставляет много возможностей для общения, организует поездки в разные города России, например, в Санкт-Петербург или Казань. К сожалению, с ними я никуда не ездил, но это должно быть очень интересно
Организацией учебы по обмену в Вышке занимается отдел международной студенческой мобильности Дирекции по интернационализации. Мы попросили начальника отдела, Софию Садыкову, рассказать нам о том, какой путь необходимо пройти иностранному студенту и как Вышка ему в этом помогает.
Подготовка ребят из зарубежных партнерских университетов к приезду в Москву начинается за несколько месяцев до приезда: мы проводим специальные вебинары, на которых будущие студенты по обмену могут узнать, как подготовиться к приезду в Россию. Сотрудники знакомят их с сайтом поддержки, приглашают подписаться на группу HSE International Students на Facebook и советуют обязательно обращаться за помощью к бадди в ESN HSE Moscow. Кроме того, мы постоянно коммуницируем со студентами и их координаторами в домашних вузах по почте, а иногда и по телефону.
Каждый семестр в Вышке для студентов по обмену начинается с обязательной ориентационной сессии, на которой в течение трех дней ребятам рассказывают о Вышке, требованиях визово-миграционного законодательства России и правилах проживания в общежитии, медицинской страховке и действиях в чрезвычайных ситуациях.
Отдельные сессии и воркшопы посвящены учебному процессу, где ребятам рассказывают и показывают, как найти и записаться на нужные им дисциплины, посмотреть расписание, а также объясняют, к кому можно обратиться, если что-то непонятно. Кстати, для решения проблем с учебным процессом иностранные студенты прикрепляются к определенному менеджеру учебного офиса, который в течение семестра им помогает.
Стабильное увеличение количества студентов по обмену — это, с одной стороны, отличный показатель слаженной работы целого ряда подразделений Вышки, а с другой — фактор, который ставит перед университетом новые вызовы. Очевидно, что систему приема и поддержки студентов по обмену необходимо развивать, создавая в структурах мега-факультетов условия, аналогичные существующим в наших партнерских университетах. Там студента принимает определенный факультет, где проходит основная часть его занятий. Он же сопровождает студента в течение всего семестра, консультируя и по учебным, и по внеучебным вопросам.
Задача центрального офиса — предложить модель, создать единое информационное поле и условия для сетевого взаимодействия внутри университета. Необходимо подготовить все необходимые инструменты, инструкции и систему тренингов, чтобы факультеты могли самостоятельно сопровождать студентов по обмену, которые к ним приезжают.
Учебный год подходит к концу, студенты сдают экзамены, прощаются с преподавателями, новыми друзьями и возвращаются домой к привычной жизни. Каждый иностранный студент увозит с собой уникальные впечатления о времени, проведенном в новой стране, об университете, о людях, которые были с ними рядом.
В следующем учебном году ВШЭ примет еще больше студентов из ближнего и дальнего зарубежья. Задача университетского сообщества состоит в том, чтобы создать для них максимально комфортные условия и атмосферу.
Если вы хотите помогать студентам по обмену, присоединяйтесь к волонтерской студенческой организации ESN. Чтобы самому поехать по обмену в партнерский вуз, посмотрите информацию здесь.
Авторы текста: Зарина Ярхамова, Мария Еремина
Иллюстрации: Мария Еремина