Круглый год Вышка проводит открытые лекции для всех желающих. Лекторий открыт не только для слушателей, но и для выступающих. Рассказываем, как преподаватели и сотрудники университета могут стать частью вышкинских лекториев.
Лекторий Вышки работает в рамках проекта «Университет, открытый городу». Летом лекции проходят в Парке Горького и на ВДНХ, с октября по май — в музеях Москвы и в культурном центре ЗИЛ, в котором выступают молодые ученые Вышки.
Сезоны разделены на циклы: например, этим летом в лектории на ВДНХ прошел цикл лекций «Как создать свою игру», а весной — «Неизвестный XIX век» в усадьбе Муравьевых-Апостолов.
Преподаватели и сотрудники Вышки. Самое главное — желание рассказать о теме, которая вам интересна, а не академический статус.
В рамках Лектория возможно также организовать цикл лекций от образовательной программы или факультета. Например, преподаватели магистерской программы «Системная семейная психотерапия» читали цикл лекций о психологии семьи, а Высшая школа бизнес-информатики рассказала о том, как создать свою игру.
Программа и особенности каждого мероприятия обсуждаются индивидуально, и если вы готовы предложить свою тему, напишите на почту куратору Лектория Анастасии Земляковой.
Все лекции длятся один час, после этого аудитория может задать лектору вопросы. Некоторые лекции записываются на видео: так с ними сможет познакомиться больше человек.
Во-первых, красивые фотографии в Facebook. Шутка. В первую очередь, конечно, это опыт. Выступление перед незнакомой аудиторией — это челлендж даже для опытных лекторов.
Во-вторых, для молодых ученых и сотрудников Лекторий — это хорошая площадка для нетворкинга.
Для продвижения лекций используются рассылки и реклама в соцсетях — это возможность рассказать не только о мероприятии, но и о самом лекторе и его подразделении.
Наконец, вы сможете внести свой вклад в популяризацию науки!
Алексей Маслов был самым первым спикером Лектория Вышки. Мы попросили его дать советы начинающим лекторам.
Публичная лекция — это особый жанр выступления. Чаще всего люди приходят на неё не столько для того, чтобы что-то «выучить», сколько для того, чтобы понять проблему или послушать неординарного человека, поэтому от такой лекции должно оставаться особое ощущение — как от хорошего спектакля. Вот самые простые советы.
Кто может сидеть в зале? Ваши постоянные слушатели, люди пришедшие лично «под вас» или под интересную тему? Или вообще те, кто забежал в ненастную погоду в этот зал?
Это надо оценивать сразу же по лицам (наверняка вы увидите знакомых), по общему настроению, даже по месту, где проводится лекция.
Помните, что как только вы вышли на сцену, вы выступаете только для них. Нет ничего хуже лектора, находящегося «внутри себя».
Самый сложный зал — это тот, что на открытом воздухе (например, в парке Горького), где ваша энергетика может рассеиваться. Поэтому не забывайте обращаться к последним рядам и «держать» аудиторию. Большие залы не прощают пауз, сбивчивой речи, слишком сложных речевых построений и тем более «слов-паразитов».
Небольшие камерные залы, например, в музеях, в университетских аудиториях, наоборот, не терпят слишком громких заявлений и жестикуляции, они взывают к рассуждениям. В любом случае добейтесь того, чтобы ваша энергетика доходила до каждого уголка.
Тема не должна интересовать только вас и ещё трех ваших знакомых в зале. Она должна быть ярко сформулирована и не должна быть слишком узкой или крайне специфической. Не бойтесь говорить о сложных вещах, о формах научного поиска. Только не забудьте растолковать любой научный термин или концепцию. Знающие люди не обидятся, особенно если сопроводить это фразой «вы наверняка знаете, я лишь напомню…», а те, кто впервые слышат об этом, будут благодарны и почувствуют себя чуточку умнее.
Вызывайте ее на «интерактив», задавайте вопросы, реагируйте на ответы. То есть не давайте людям засыпать под мерный звук вашего голоса. Не бойтесь «накладок» и учитесь их обыгрывать.
Как-то на одной из первых лекций Вышки в Парке Горького в открытом театре пошел жуткий ливень, но мы сделали так, что никто не ушёл. В другой раз по залу начал бегать забавный ребенок, а дети всегда интереснее любого лектора. Но мы с ним «договорились», разыграли сценку и вместе завершили лекцию.
Обязательно чередуйте теоретические рассуждения с примерами, рассказами и case studies каждые 7-8 минут, иначе потеряете внимание аудитории. И не бойтесь шутить, избегая пошлостей и трюизмов — деформализация даже очень сложной темы всегда идёт на пользу.
Если нужна презентация, делайте ее максимально простой и гибкой, выносите только то, что не воспринимается со слуха: графики, карты, цифры. И не стесняйтесь отказаться от нее, если вы поняли, что публику интересует больше то, что вы говорите, а не то, что показывают графики.
Но в разумных пределах. Нет ничего хуже «выученной» лекции, а бичом лекторов становится презентация, которую он просто «обязан показать до конца».
В вашей голове должны жить пять-шесть опорных точек лекции, через которые вы проведете аудиторию. Могут быть и заранее заготовленные формулировки, но импровизация всегда приветствуется — обращайте внимание на аудиторию и корректируйте себя соответствующим образом.
Сколько лекций талантливых ученых провалились из-за тихого и невыразительного голоса, бурчания под нос, серо-коричневой одежды и боязни отойти от микрофона. Модулируйте голос, выделяйте им важные аспекты.
Грамотно жестикулируйте: выделяйте жестом мысль, но никогда не размахивайте руками в приятном лекторском возбуждении.
Плохо смотрится слишком официальный костюм — из-за него у публики сложится ощущение, что она пришла «на собрание». В одежде должно быть сочетание белого, чёрного, синего, и чем больше аудитория, где вы выступаете, тем контрастнее должна быть одежда.
Скорее всего, люди действительно хотят пообщаться с вами. Не бойтесь вопросов прямо во время лекции, отвечайте на них быстро, главное, не уходите в сторону от основной темы.
Загадки, проблемы, парадокса. Если он не прозвучал в первые 40 секунд — вы рискуете потерять аудиторию.
И специально подготовьте яркую обобщающую все выступление концовку. Тогда вы уйдете со сцены под аплодисменты.
У Лекториев есть крутые плейлисты на YouTube: туда выкладываются почти все лекции. На случай, если выходить из дома не хочется.
Аудиолекции можно слушать на странице Лектория или на портале ЛитРес.
Конспекты некоторых лекций публикуют «Теории и Практики».
Материал подготовила Мария Еремина