До 15 октября студенты могут подать заявки на конкурс НИРС. Мы поговорили с Иваном Груздевым и Андреем Кожановым о том, почему академическая карьера — это круто и зачем нужно участвовать в конкурсе.
Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов
Директор Центра академического развития студентов
В чем основная идея конкурса НИРС?
Иван: В своем недавнем обращении к вышкинцам ректор отметил: «Мы ничего не имитируем, и обучаем этому наших студентов».
Мне кажется, в своих курсовых и дипломных работах большинство студентов следуют этому принципу и вкладываются в свои исследования: собирают интересные данные, находят новые интерпретации, в той или иной мере делают открытия.
Такие усилия заслуживают признания, поэтому, на мой взгляд, главная идея конкурса — отметить тех студентов, которые инвестировали в свои исследования столько времени и сил, что на выходе получили особенно заметные результаты. Вместе с тем, это признание — своего рода аванс, стимул для продолжения научной работы.
Андрей: Это конкурс талантов для молодых исследователей. Конкурс сугубо академический — только текст имеет для него значение! Конкурс открытый для студентов и выпускников любого вуза. Конкурс, где процедурно обеспечивается беспристрастность и применение единой рамки оценивания. Здесь нет позитивной или негативной дискриминации локальных научных коллективов или тематик.
Как описать участников конкурса в трёх словах?
Андрей: «Один/одна из нас»
Иван: Достаточно и двух слов: «чертовски разные»! Посмотрите репортаж с церемонии награждения победителей конкурса прошлого года, который сделали ребята из STUDLIFE. Участники конкурса — это представители разных научных дисциплин, студенты разных возрастов, каждый — яркая индивидуальность. Пожалуй, единственное, что объединяет этих людей — все они очень-очень умные.
Что может дать студенту участие в конкурсе?
Андрей: У участника нет никаких обязательств или затрат, он должен только подготовить и представить научный текст. Зато обратная связь по итогам конкурса, возможность получить профессиональную и беспристрастную экспертную оценку своего текста, перспектива стать победителем или лауреатом и получить бонусы — отличная мотивация к участию.
Но все же надо напомнить, что ведущим мотивом в академической жизни, согласно исследованиям социологов науки, была и остается потребность в признании со стороны своих коллег, своей референтной группы — источника репутации и авторитета в узкой исследовательской области.
На что стоит обратить внимание при оформлении работы?
Иван: Координаторы конкурса подготовили подробную инструкцию, как нужно оформить работу, с которыми можно ознакомиться на сайте конкурса. Перед подачей работы нужно потратить немного времени и все это хорошо изучить. Добавлю, что умение соблюдать подобного рода формальные требованиям к оформлению — важный навык для работы в Академии, который пригодится и при подаче статьи в международный научный журнал, и для подготовки заявок на конкурс грантов.
В Вышке студенты ежегодно пишут множество курсовых работ и публикуют свои исследования. Как вы считаете, что останавливает большинство авторов от подачи на конкурс НИРС?
Иван: Здесь могу быть две проблемы. Первая — слабая осведомленность о конкурсе. Вторая — лишняя скромность некоторых студентов в оценке своей работы, ее шансов на успех.
В этом году мы задействуем все возможные каналы информирования студентов о конкурсе. Надеюсь, это поможет уменьшить долю тех, кто не знает о нем.
Что касается скромности, мы можем только напомнить поговорку о том, что лучше сделать и пожалеть, чем жалеть о том, чего не сделал.
Андрей: Мне кажется, останавливает отсутствие проактивной позиции. Довольно часто, те студенты, которые успешно учатся, делают все по советам наставников и не проявляют самостоятельность, пока не получат сигнал в явном виде.
В итоге довольно мало учащихся активно участвует в конкурсных программах внутри университета. Остальные просто находятся в созерцательном состоянии, а затем находят отговорки, вроде отсутствия информации или других «непреодолимых катастроф».
При этом число участников из других вузов России и даже зарубежья, которые подают свои работы на конкурс, постоянно растет. Мы со своей стороны делаем все, чтобы участие в мероприятии было простым и понятным, активно работаем со студенческими медиа, улучшаем сайт конкурса, развиваем его сеть партнерств.
Когда участник подает работу, она проходит через систему «Антиплагиат». Что делать тем, кто хочет подать свою курсовую или дипломную работу, которые уже были загружены?
Иван: Переживать не стоит. Если в работе, поданной на конкурс, вы используете части своего собственного текста, который до этого стал частью курсовой или дипломной работы, мы это увидим.
Проверка на плагиат проводится с одной целью — выявить и исключить случаи академического мошенничества, частным случаем которого является некорректное заимствование чужих идей и текстов.
С какой темой вы бы сами подались на конкурс?
Андрей: Я бы представлял свой самый свежий текст, при условии, что я был бы им доволен. Тема не играет большой роли в оценивании текста, ведь рассматривают не саму тему, а способ и качество ее раскрытия в конкретном авторском исследовании.
Что вы как студент нашли привлекательного в академической карьере?
Иван: Недавно я участвовал в записи части курса БЖД для первокурсников, где говорил о преимуществах участия в исследовательской работе в ходе обучения в Вышке. Могу только повторить часть уже высказанных там тезисов.
Академическая карьера — это скорее про «сделать что-то новое», чем про «воспроизвести уже существующее». Это всегда привлекает и выгодно отличает научную работу от многих других.
Кроме того, наука — это территория свободы, где свежие идеи и любопытство важнее, чем соблюдение дресс-кода и умение следовать инструкции.
Андрей: Абсолютно очевидно, в чем состоит преимущество академической карьеры перед многими другими — это возможность просыпаться и засыпать тогда, когда это нужно тебе, а не работодателю. Этот аргумент становится понятнее с возрастом.
А если говорить серьезно, то вы можете зарабатывать на том, что приносит вам удовольствие: решение интеллектуальных задач, общение с интересными людьми и постоянное саморазвитие для удовлетворения своих познавательных потребностей.