25 сентября заканчивается прием заявок на участие в проекте «Посланники науки». После подготовки и мастер-классов участники программы смогут провести занятия в школах Москвы. «Посланники» прошлых наборов рассказали «Вышке для своих», почему они решили участвовать в проекте и что было самым сложным.
В самом начале учебы в университете я попал в Школу Тренинга ВШЭ, там моими любимыми проектами стали профориентационные школы и деловые игры для старшеклассников.
По многим причинам мне очень нравится общение со школьниками и, в частности, преподавание. С одной стороны, для меня важно помогать детям найти свое в этом мире, который с каждым годом становится все сложнее и многограннее. С другой стороны, как у нас говорят: «Кто работает в профориентации, сам в душе не профориентирован». Наверное, так и есть, именно поэтому в университете все свободное время я посвящаю внеучебным активностям и пытаюсь найти себя.
На третьем курсе передо мной появилась вполне приземленная задача — набрать учебных кредитов, и я был очень рад, когда встретил на Ярмарке проектов что-то знакомое и интересное лично мне. Тогда я еще не думал, что так полюблю этот проект.
Прием заявок на участие в проекте до 25 сентября
Проект делится на две части — подготовка и проведение встречи с школьниками. Во время подготовки для «Посланников» проводят тренинги и мастер-классы, где рассказывают о том, что такое качественный научпоп и как влюбить школьников в науку. Большинство занятий проводит Анна Иосифовна Левинзон (ее занятия были моими любимыми), но на некоторые тренинги приглашают спикеров из разных профессиональных индустрий. Например, занятие по актерскому мастерству вела настоящая актриса театра!
Во время семестра подготовки мы доводим наши выступления до совершенства и с ними идем в школы. Иногда организуются целые Дни науки с Высшей школой экономики, когда в одной школе все привычные уроки отменяются, и мы проводим свои занятия. В остальное время «Посланники» ведут уроки в индивидуальном порядке, и это не менее интересно.
Я чувствовал, что не очень похож на других «Посланников». Большинство из них были сильнее погружены в науку, но у них было меньше опыта публичных выступлений и работы со школьниками. Так мы помогали друг другу — я давал им советы о том, как сделать занятия интереснее, а они мне — какую тему выбрать по моему предмету. Работа в проекте не ограничивается занятиями, тут также очень важно взаимодействие всех участников.
Лично для меня сложным был именно формат итоговых выступлений. Я привык к деловым играм и семинарским занятиям. В итоговых выступлениях мы значительно ограничены во времени — либо 45 минут, либо 2 раза по 45. И, конечно, нужно учитывать, что аудитория может быть совершенно разная. Занятие должно быть универсальным и подходить как заинтересованной публике и профильным классам, так и уставшим от гонки ЕГЭ 11-классникам, которых нужно еще и завлечь.
Самым сложным для всех, с кем я общался, была именно реальность работы учителя. Кто бы мог подумать, что это так тяжело! За 4 урока на Днях науки мы выматывались по полной. И хотя усталость эта была приятной, мы прониклись бесконечным сочувствием к учителям, побывав в их шкуре.
Иван Груздев и Андрей Кожанов о привлекательности академической карьеры и конкурсе НИРС
Хочется отметить две вещи. Первая — занятие, на котором мы пытались ответить на вопрос «Зачем нам все это? Почему для нас так важно рассказывать о науке школьникам?». Послушав ответы других «Посланников» и копнув себя самого чуть глубже обычного, начинаешь лучше понимать, а что же привело тебя сюда и ради чего столько стараний.
Вторая – опыт работы в школе. Увидеть современное российское образование изнутри, побывать на учительской планерке – это невероятно ценный опыт, который сложно получить в другом месте. Я рассматриваю Институт образования Вышки как следующую ступень моей академической карьеры, поэтому увидеть повседневность этого самого образования для меня было очень важно.
К третьему курсу обучения на факультете истории ВШЭ я поняла, что хотела бы связать свою дальнейшую жизнь с преподаванием. У меня был весьма положительный опыт — я подрабатывала репетитором по обществознанию и мне безумно это нравилось. Поэтому, когда я увидела проект, тут же подала заявку. Хотелось проверить себя в реальных условиях — в школах.
Проект привлекает тем, что самые разные студенты, с самых разных дисциплин, с самыми разными интересами собираются вместе, обсуждают свои научные интересы и вместе получают навыки устного выступления. Обсуждение проектов проходило в благоприятной, доброжелательной атмосфере. Критика была, но только конструктивная. Каждый хотел совершенствоваться, и мы всячески поддерживали друг друга.
Когда наши выступления были готовы, организаторы проекта устроили нам несколько Дней науки. Мы ездили в школы, где выступали для старших классов. В школах отменили привычные занятия, и весь учебный день дети проводили с «Посланниками».
После того, как мы набрались опыта на Днях науки, наступил самый сложный этап проекта. Теперь нам нужно было самим искать школы, рассказывать им о себе, договариваться с администрацией о проведении урока.
Это было довольно трудно для меня. Если на Днях науки я знала, что меня ждут, что дети подготовлены к моему приходу, то тут все было иначе. Поначалу было очень волнительно, но когда ты видишь детей, которые тебя с интересом слушают, волнение уходит, и ты получаешь максимальное удовольствие от общения с ними.
Этот проект, как бы громко это ни звучало, перевернул мою жизнь. Многие студенты не знают, чем хотят заниматься по жизни. У меня было так же, но после участия я с уверенностью могу сказать, что хочу заниматься педагогикой и работать с детьми.
О «Посланниках науки» я узнала от своего бывшего научного руководителя, который подумал, что этот проект может меня заинтересовать.
Мне действительно стало любопытно, меня привлекали новые теоретические и практические знания. Во-первых, можно научиться строить и проводить школьный урок по своей специальности. Во-вторых, это навыки ораторского искусства. Думаю, если можешь объяснить что-то детям — можешь объяснить кому угодно.
Чтобы попасть в проект, необходимо отправить организаторам мотивационное письмо. Если честно, я не думала, что меня возьмут. Однако я прошла отбор и меня пригласили на встречу. Нас было 25 человек, потом кто-то ушел, кто-то добавился из длинного списка ожидания (желающих было много).
В ходе проекта каждый участник готовит выступление перед школьниками 9-10 классов. Реже бывают 11-е классы, потому что им сдавать ЕГЭ. «Посланники» выступают в соответствии со своим направлением подготовки. Я учусь на социологии, также у нас были ребята с истории, лингвистики, философии и психологии.
К каждому занятию мы готовили какое-то задание. Например, делали план своей презентации, частично готовили выступление, репетировали речь перед аудиторией.
Как изменится КЦ на «новой» Покровке
Сложнее всего было выбрать тему выступления, потому что она должна быть интересной, актуальной и понятной детям. Кроме того, мы посвятили целое занятие разработке названий для наших выступлений, чтобы у всех они звучали ярко и привлекательно. Мое любимое от девочки-историка: «Как приготовить самоуправление по-сибирски».
Со всеми заданиями помогала справиться командная работа. Если у тебя что-то не получается, например, придумать название, то твои коллеги тебе могут помочь.
Однако на выступлении ты остаешься один на один с публикой. Однажды мне сообщили неправильный номер класса, и я ждала школьников не в том месте. Когда мы друг друга нашли, у меня оставалось меньше времени, чем было запланировано. До этого я опиралась на текст, но в этот раз все шло не по плану. К счастью, это было не первое мое выступление, я смогла сориентироваться и успешно провести урок.
Проект, как я и думала изначально, помог с построением выступления. Я научилась общаться с публикой. Недавно, уже не в рамках проекта, я готовила факультатив для школьников, и опыт участия в «Посланниках» мне очень пригодился. Сейчас я уже понимаю, как строить занятие, могу быстрее придумать программу какого-то предмета.
Материал подготовила Ольга Коротаева