19 октября отмечается Всероссийский день лицеиста. Накануне праздника мы поговорили с преподавателями и выпускниками о том, как устроен учебный процесс в Лицее и что он дает на пути к поступлению в Вышку.
Принципиальное отличие в том, что это среднее и высшее образование. У меня как у преподавателя литературы есть определенные представления, чему должны научиться мои подопечные. В университете для этого я сам отбираю учебный материал, могу его обновлять, когда он мне надоедает или кажется не слишком удачным.
В Лицее (как в школе) надо мной довлеет обязательный список, на который я должен опираться, даже если входящие в него произведения не слишком пригодны для достижения поставленных мною учебных задач и целей.
Плюс в Лицее есть итоговое сочинение и ЕГЭ, причем сдают единый экзамен далеко не все, а значит и интересы у школьников могут быть разные. Поэтому приходится изворачиваться, искать какие-то компромиссные пути: и придуманное неведомыми чиновниками оттарабанить, и сделать так, чтобы у лицеистов возникло понимание, зачем им нужен был этот предмет.
Это две разные работы, и меня привлекает сама возможность переключаться между двумя режимами и искать «смычки» между ними, поскольку иногда мои лицеисты оказываются на моих занятиях в университете.
И в Лицее, и в Вышке есть те, кому интересен сам предмет, и те, кто мотивирован больше на «материальный» результат: в Лицее это подготовка к ЕГЭ и итоговому сочинению, в Вышке – высокий итоговый балл в рейтинге и, к примеру, скидка на обучение. Это обычно две разные мотивации, но иногда они сочетаются.
Общее у лицеиста и студента одно – они отобраны, прошли через довольно высокий конкурс и потому большинство из них люди незаурядные, яркие и глубокие. Другое дело, их интересы могут лежать совершенно в иной плоскости, чем та, которую ты можешь предложить им на своих занятиях.
Факультетский день дает лицеисту первичное знакомство с факультетом, на который он планирует поступать. Я не могу говорить за все факультеты (например, знаю, что на отделениях журналистики или дизайна ребята сразу же включаются в производственный процесс), но могу рассказать, с какими сложностями столкнулся я, когда был организатором факультетского дня.
Я считал, что выбравшие филологию лицеисты должны познакомиться с разными отраслями филологической науки, пообщаться и с древниками (специалисты по древнерусской литературы – прим. ред. ), и с литературоведами, и со специалистами по написанию текстов... Но организовать расписание таким образом, чтобы лучшие преподаватели факультета могли приходить по четвергам к школьникам (и это бы входило в их нагрузку или они получали за это живые деньги) оказалось невероятно тяжело.
Пришлось обратить внимание на общую практику, когда факультетский день ведет преподаватель, которому просто нужна нагрузка (обычно это аспирант или молодой преподаватель), и он читает то, что знает и что может предложить школьникам. В результате из бесед с лицеистами я понял, что они к факультетскому дню в целом относятся довольно прохладно, преподаватели же жалуются на низкую посещаемость и активность лицеистов. Так что, думаю, тут требуется еще серьезная работа.
Я решил поступать в Лицей, потому что Вышка – это качественный бренд, который наверняка сделает что-то крутое. Нам обещали предуниверсарий, это звучало круто. Это была авантюра, на которую я шел без сомнений. Политологию нам читал политолог, социологию – социолог, право – юрист; у лицеистов было больше возможностей познакомиться с каждой областью, чем у учеников из других школ.
К середине 11-го класса я знал, что иду в Вышку, потому что тут самый крутой соцфак в стране.
Мне импонирует Вышка как явление с идеологической точки зрения. Люди, приходящие из университета в Лицей, вдохновили меня поступать в бакалавриат. Когда ты видишь преподавателей учебного заведения, где собираешься учиться, и разделяешь их ценности, нельзя остаться равнодушным.
В первом наборе нас было всего 58 человек, поэтому во всем был индивидуальный подход. Мы с директором контактировали один на один. Нас предупреждали, что в вузе с этим придется попрощаться, но ожидания не оправдались.
Мне бесконечно нравится подход соцфака. Любой преподаватель может понять и услышать каждого студента или хотя бы тех, кто хочет быть услышанным. Есть учебный офис, который прекрасно выполняет свою работу. Когда я уезжал учиться по обмену, сотрудники офиса и мой академический руководитель сделали все очень легко и удобно.
Лицей мне кажется волшебным местом. Лицеисты замотивированы (у них бешеный конкурс – сейчас больше 10 человек на место) и инициативны (самостоятельно делают много внеучебных проектов, которыми в других школах занимаются завучи).
Я второй год веду обществознание в Лицее. Понятно, что в полугодовой курс вложить узкоспециализированные вещи нельзя, поэтому я стараюсь сформировать интересы, далекие от школьной программы и того, что представляет собой школьное обществознание. У лицеистов мозг работает по-особенному, еще не завален чем-то фундаментальным и работать с ними интересно.
В будущем мне также хочется преподавать в университете – студенты порой более зрелые и сознательные, аудитория другая. Плюс сфера моих интересов сейчас — математические методы в социологии, что интереснее и продуктивнее обсуждать с университетской аудиторией.
Мне кажется, лицеист самостоятельнее учеников других школ, потому что он сам создает свое будущее. Лицей только помогает ему в этом, предлагая всевозможные программы. Лицеист похож на студента тем, что он может (ну или, по крайней мере, должен) планировать свое время. Уверен, что многие выпускники Лицея во время учебы начали ценить время.
Никто из моих знакомых лицеистов даже не почувствовал сложностей в университете. Лицеист привык к дедлайнам, все знает об академической честности, имеет представление о курсовой.
Я думал, что вольюсь в круг единомышленников, узнаю более прикладные вещи из своей области, все-таки почувствую себя студентом ФКН ВШЭ. Ожидания оправдались на 100%. Я понял, что я там, где хотел быть, и делаю то, что мне нравится.
Конечно, учиться очень сложно, и мы «страдаем» наравне с остальными факультетами, но в основном учеба в радость. Я частично благодарен опыту факультетских дней за то, что поменял выбор, ведь если бы я поступил на бизнес-информатику, сейчас я мог бы оказаться не в своей тарелке.
Автор текста: Алена Отман