• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы никогда
не будем
действовать в ущерб физическому и психическому здоровью собаки»

Даниил Прокофьев

Собаки-терапевты стали настоящими героями Вышки в этом году: сначала они приезжали поддержать студентов во время сессии, а осенью стали гостями на Mental Health Day. Мы поговорили с президентом ассоциации «Объединенных энималтерапевтов» Стасом Перешеиным о том, какие собаки становятся терапевтами и не вредит ли животным такое повышенное внимание. 

Канис-терапия (от лат. сanis — собака) — метод реабилитации и социальной адаптации с использованием специально обученных собак. Метод основан на взаимодействии собаки и человека, где собака выступает инструментом мотивации к совместному выполнению заданий.

Стас Перешеин
Президент ассоциации «Объединенные энималтерапевты»

Как стать канис-терапевтом? 

Чаще всего канис-терапевтами становятся специалисты в области психологии, педагогики, медицины, которые ищут для себя новые пути развития. Они выбирают канис-терапию как интересный метод, который позволит реализовать профессиональные интересы. 

Также читайте

Лекции, йога и канистерапия

Я, например, по образованию биолог-педагог и 5-6 лет назад работал в Центре реабилитации животных. Там передо мной стояла конкретная задача: поднять статус домашних животных в глазах людей. Какими-то путями я дошел до канис-терапии, начал смотреть, изучать, пробовать. И понеслось!

Мы отдаем предпочтение специалистам со смежными профессиями, однако бывает, что люди без профильного образования становятся хорошими канис-терапевтами. В начале работы мы проводим обучение-повышение квалификации и параллельно тестируем собаку. Затем 50-80 часов отводится на практику-стажировку, и только после этого человек может отправляться в поля самостоятельно. 

Кто-то делает канис-терапию своей основной профессией, кто-то совмещает с работой, кто-то практикует только по выходным. Например, с одними пациентами психолог работает по классическому методу, а с другими применяет канис-терапию. Зависит от того, какой метод эффективнее в каждом конкретном случае. 

Какие собаки могут стать терапевтами?

Мы проводим достаточно обширный тест, выявляющий профпригодность собаки. Собаку тестируют на три вида агрессии: внутривидовую, внешневидовую и пищевую. Изучаем реакцию на новое место, незнакомых людей, резкие звуки. Поскольку в основе канис-терапии лежит общение, мы проверяем, заинтересована ли собака в контакте с новыми людьми. 

Предпочтений и ограничений по породе нет. У нас работают разные собаки, в том числе питбули. Многие считают эту породу агрессивной, но на самом деле при правильном подходе питбули становятся замечательными терапевтами. 

А вот собаки из приютов в редких случаях могут стать терапевтами. Это связано с их прошлым, с условиями содержания. Чаще всего собаки из приютов не проходят тест. 

Общение с новыми людьми – стресс для собаки?

Собака для канис-терапевта —  не только коллега по работе, но и лучший друг. Они живут вместе, гуляют вместе и работают сообща. Канис-терапевт, или, как его еще называют, проводник, внимательно следит за состоянием своего помощника как дома, так и во время работы.

Обучение канис-терапии включает в себя отдельный блок дисциплин по этой теме: стресс собаки, профессиональное выгорание. Каждый проводник обладает достаточными знаниями и навыками, чтобы понимать состояние животного и принимать соответствующие меры. Он знает характер собаки, ее привычки и ограничения. На основе этой информации проводник решает, участвовать в занятии или нет, или в какой мере участвовать. 

Если во время занятия проводник видит, что собаке надоело, она устала или что-то пошло не так, он принимает решение незамедлительно. Иногда достаточно снизить интенсивность взаимодействия, иногда нужно выводить собаку из занятия. 

Однако такие случаи – большая редкость, так как канис-терапевты заранее знают, на что идут, и готовятся соответственно. Если мероприятие запланировано на весь день, мы заводим несколько смен, увеличиваем количество собак-терапевтов. Мы никогда не будем действовать в ущерб физическому и психическому здоровью собаки. 

 

Текст: Ольга Коротаева

22 октября, 2019 г.

«Вышка» в Telegram