• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Если ты попал в спектакль, ему надо отдаваться»

2019 год объявлен годом театра. В Вышке пока не появился актерский факультет, но зато уже более 20 лет существует театральная студия. О том, как проходят занятия, готовятся спектакли и какая жизнь кипит за кулисами – рассказывают художественный руководитель Ирина Сиротинская и актеры Театра ВШЭ.

Сиротинская Ирина Вячеславовна
Художественный руководитель Школы-студии актерского мастерства, педагог по актерскому мастерству и сценической речи, режиссер

Как в Вышке появилась театральная студия?

Вышка всего на 5 лет старше нашего театра: его основал Андрей Вершинин в 1997 году. Он собрал команду единомышленников и поставил спектакль «Простоквашино». Спустя пару лет Андрей вышел на моего педагога во ВГИКе, где я тогда училась на первом курсе. Он предложил провести отборочное прослушивание среди студентов и набрать студию. 

Я случайно попала на занятие и во время просмотра вдруг поймала себя на мысли, что вижу ошибку и мне хочется дать какую-то обратную связь, что-то посоветовать. Потом пришла второй, третий раз, и завертелось… 

Я начала вести у ребят сценическую речь, потом актерское мастерство, мы пробовали готовить литературные вечера, военные постановки, а к 2005 году доросли до первого настоящего спектакля – «С любимыми не расставайтесь». Сейчас в нем полностью сменился актерский состав, но он продолжает жить. Иногда нам помогают приглашенные преподаватели и режиссеры из разных театров, например, из театра Маяковского.

Много ли времени занимает у студентов подготовка спектаклей?

У нас все по-настоящему, по Станиславскому, и, если ты попал в спектакль, ему надо отдаваться. По сути мы на сцене каждый день: три раза в неделю проходят занятия, три раза – репетиции, и на выходных, как правило, 4 спектакля. 

Ребята обижаются, если на главную роль выбирают не их?

Меня так учили, что маленьких ролей не бывает. Ведь можно выйти в большой роли и так опозориться… А можно быть на втором плане, как Фаина Раневская, и запомниться на века.

Даже если тебе досталась какая-то «поганенькая» роль, ты должен сделать все, чтобы она тебе полюбилась и стала для тебя важной.

А потом все-таки есть определенный типаж, разные способности, одаренности. Я стараюсь сделать так, чтобы каждый участник студии был задействован в разных постановках. 

На спектакле по Гоголю в первом ряду сидели две юных зрительницы. Как думаете, им было интересно?

Это мои дочки. Одна из них уже играет в нашем спектакле «Волшебная конфета» по пьесе современного автора Олега Осипова. Вышка купила авторские права на нее в прошлом году для проведения благотворительного спектакля для детей с особенностями развития. 

Также у нас есть спектакль «Теремок». Поскольку я долгое время работала в детском театре, то решила, что было бы здорово поставить спектакль для детей и здесь. Говорят, если играешь для какого-то одного человека в зале, то в кого-то точно «попадешь». Так вот я внутренне ставила этот спектакль для своего ребенка, чтобы ей было не скучно. Включила в него какие-то игры, стихи, обучающие элементы, и это сработало! 

Выпускной в вузе – то же, что и выпускной в театре?

У нас нет понятия «выпускной». Многих актеров даже после окончания Вышки долго не отпускает театр, и они периодически участвуют в разных постановках. А некоторые из них даже оканчивают театральные вузы и уходят в эту профессию. Например, одна девочка уехала учиться актерскому мастерству в Англию, другая – играет в театре Et Cetera.

Как сказал Вадим Радаев: ты подрываешь экономику страны, потому что экономисты уходят в артисты.

Надо просто открывать театральный факультет и выдавать дипломы, тогда никто никуда уходить не будет.

И главный вопрос, который интересует студентов, – когда будет следующий набор в студию?

Обычно мы набирали младшую группу каждый год. Но сейчас у нас очень много людей, большой репертуар, и я просто не могу уделить должного внимания каждому. Я не беру всех подряд и стараюсь уходить от «самодеятельности», для меня важно знакомить своих учеников с настоящей актерской школой. Это, с одной стороны, факультатив, но он абсолютно честный и настоящий. 

С пары на репетицию

       Мария Шептухина
2-й курс бакалавриата ВШЭ

       Анастасия Липова
1-й курс магистратуры ВШЭ

Как вы попали в театр?

Мария: Из всех студорганизаций театр оказался мне ближе всего, из-за того что здесь есть соревновательный дух, ты смотришь на других актеров и тебе хочется тянуться за ними, как-то развиваться. Но чтобы выйти на профессиональный уровень, театру надо уделять много времени.

Анастасия: Я люблю играть на сцене и это мой шанс реализовывать себя, я получаю от игры удовольствие, несмотря на то, что театр – это 24/7. Для меня это уже семья, коллектив, в который хочется приходить и без которого уже очень сложно.

Идеальный актер – какой он?

Анастасия: Талантливый, трудолюбивый, целеустремленный.

Мария: Главное у актера – это режиссерское умение. Без воображения, без видения, что происходит, и без понимания того, что он делает, вообще ничего не получится.

Что бы вы пожелали ребятам, которые хотят попасть в вышкинский театр?

Анастасия: Не бояться, работать над собой, действовать и любить то, что ты делаешь.

Мария: Тем, кто не прошел прослушивание, стоит попробовать свои силы в следующий раз. За год может очень многое измениться!

После Вышки

       Евгений Колмаков 
      Выпускник НИУ ВШЭ

  

     Алексей Авксентьев
      Выпускник НИУ ВШЭ

Чему вас научили занятия в студии?

Евгений: Прежде всего, управлять своими эмоциями, презентовать себя, бороться со страхом публики.

Как театр помогает вам в жизни?

Евгений: Я заметил, как развивается голос, люди начинают внимательнее тебя слушать.

Алексей: Театр добавляет некую магию, которую ты всегда проносишь с собой. А еще это развивает навык дарить людям хорошее настроение!

Батюк Нильс Сергеевич
Выпускник факультета психологии НИУ ВШЭ, психолог, преподаватель Лицея

Как театр связан с вашей профессией?

Если мы откроем книгу К. Станиславского «Работа актера над собой» и любой учебник по общей психологии и сравним оглавления, то найдем много общего: воображение, внимание, общение, эмоциональная память… 

Все техники и упражнения, используемые в обучении актеров, направлены на развитие и тренировку наших психических функций, личностных качеств и укрепление навыков коммуникации, понимания причин поведения, мотивов и особенностей других людей. 

За время учебы я понял одну важную вещь: «волшебство» на сцене происходит не при помощи каких-то «чудесных лайфхаков», а благодаря планомерной работе и вниманию к мелочам. Все это применимо не только к сцене, но и к жизни, и к моей профессии. Ирина Вячеславовна про это обычно цитирует Станиславского: «Трудное надо сделать привычным, привычное – легким, а легкое – приятным».

Спектакли Театра ВШЭ можно посетить абсолютно бесплатно по предварительной регистрации. Даты спектаклей утверждаются за 4-5 дней, за анонсами можно следить в группе ВКонтакте или Instagram.

Текст: Юлия Гиацинтова

31 октября, 2019 г.

«Вышка» в Telegram