На ближайшем ученом совете НИУ ВШЭ будут рассмотрены поправки в Правила внутреннего трудового распорядка.
Планируется расширение социальных прав сотрудников и системы поощрения за труд, детализация принципов взаимодействия студентов и сотрудников, а также уточнение принципа «Университет вне политики». Краткий обзор основных изменений в правилах подготовила редакция «Вышки для своих».
Проект Правил внутреннего трудового распорядка
Если у вас возникли вопросы, комментарии к проекту, вы можете отправить их на почту до четверга: community@hse.ru Финальный документ будет рассмотрен ученым советом университета 24 января.
Вниманию ученого совета и всего коллектива Вышки предложены важные, затрагивающие существенные стороны университетской жизни документы. От того, как будут сформулированы некоторые их положения, напрямую зависит, послужит ли принятие этого пакета объединению сообщества.
Понятно, что самый болезненный вопрос сегодня – о политической ангажированности сотрудников университета; с формулировок, его затрагивающих, я и начну.
И в Правилах внутреннего распорядка обучающихся, и в Порядке поддержки студенческих организаций и студенческих инициатив, и в Правилах внутреннего трудового распорядка говорится: и студент, и организация, и преподаватель, «в случае участия в политической деятельности или иной деятельности, вызывающей существенные разногласия в обществе», должны «принять меры по исключению аффилиации с университетом».
На этой неделе ученый совет рассмотрит «Программу развития до 2030 года». В ней определены цели и задачи Вышки как участника глобального академического пространства и важного центра научных, образовательных, культурных и социальных инноваций. По существу, в ее выполнении должны быть заинтересованы все основные стейкхолдеры – преподаватели и исследователи, студенты, но также и город Москва, др. российские вузы, да и все российское общество. Поэтому в рамках правильно понимаемой корпоративной социальной ответственности университет должен учитывать потребности и интересы всех этих групп. При этом мы понимаем, что не всегда и не все они в полной мере эти свои долговременные потребности и интересы осознают. Да и в самом университете сегодня представлены самые разные подходы к оценке происходящего в стране и мире.
Развернувшаяся в последнее время в НИУ ВШЭ дискуссия относительно университетских свобод обнаружила необходимость сформулировать фундаментальные этические принципы, которыми определяются отношения наших сотрудников и студентов с Университетом. Эти принципы таковы.
Сотрудники Университета – это не просто множество людей, принадлежащих к одной формальной организации. Это коллектив, где каждый принимает на себя и делит с остальными моральную ответственность за общее дело: научные исследования, прикладные проекты и подготовку высококвалифицированных кадров – кандидатов в интеллектуальную элиту страны.
Поправки, которые предстоит обсуждать ученому совету в пятницу, естественно, вызвали дискуссии на всех фронтах как внутри Вышки, так и снаружи. Мы уже привыкли узнавать мнения ближайших друзей не по телефону, а в прессе. Эта совершенно необычная – и вряд ли здоровая – ситуация объяснима во многом тем, что происходит в обществе. И тем еще, что Вышка стала самым заметным, видимым и слышимым вузом страны. Это еще вовсе не значит быть лучшим, но ответственности от каждого нашего шага такая скромность не убавляет. Многое из того, что мы почтем за благо и примем в качестве принципа или этической нормы, будет воспринято десятками университетов, тысячами студентов и ученых, интеллигенцией и политиками как парадигма, пример для подражания или повод к насмешкам. Учитывая такую позицию Вышки в стране, я благодарен руководству как минимум за то, что оно предлагает обсуждать поправки если не кругу земному, то всем своим, а не только ученому совету и причастным к делу по должности.
Строго говоря, я не являюсь специалистом в узкой области академической этики, но, немного разбираясь в трендах высшего образования, не могу не заметить, что в последние пару десятилетий дискуссии относительно отношения академических свобод, гражданских свобод студентов и «академиков» и социальной (и педагогической) ответственности профессоров существенно усилились. Особенно острыми становятся не вопросы о собственно академической свободе – что учить и что исследовать – а о свободе самовыражения ученого, профессора, студента. Они касаются и политической корректности, и ограничений «языка злобы» (hate speech), и ограничений международного сотрудничества, и позиционирования частного мнения, и гарантий свободы слова в условиях рисков для репутаций университетов и их рыночного позиционирования. Мне жаль, что у нас долгое время эти вопросы не рассматривались достаточно глубоко. Они точно не решаются простой дихотомией «все можно» или «ничего нельзя» и требуют размышлений.
Прежде всего, я думаю, что мы все отлично понимаем, что Вышка сегодня переживает один из сложных моментов в своей истории, от которого, возможно, зависит и ее дальнейшая судьба. Я принадлежу к тем, кто считает, что Вышка – это уникальное учреждение, что это лучший вуз в современной России.
Можно очень долго перечислять то, почему ВШЭ является таким уникальным вузом, но прежде всего я бы сказал, что, во-первых, она обладает уникальным коллективом, коллективом с необыкновенно высоким интеллектуальным потенциалом. И, когда я говорю о коллективе, я имею в виду не только профессоров, исследователей, я имею в виду и наших студентов, я считаю, что у нас замечательные студенты. Я имею в виду вообще всех, кто работает в Вышке. Во-вторых, в Вышке совершенно уникальная неповторимая атмосфера. Атмосфера корпоративности, доброжелательности, взаимоуважения, взаимопомощи. И я думаю, в том, что такая атмосфера существует, есть очень большая заслуга руководства университета. В-третьих, Вышка – это вуз, который своим сотрудникам и студентам предоставляет очень широкий спектр возможностей, которые даже и не снились ни в одном другом вузе. И, наконец, в-четвертых, Вышка – это невероятно динамично развивающийся университет.
Что касается вносимых на обсуждение поправок в университетский регламент, я считаю, что многие из них чрезвычайно полезны и своевременны. В первую очередь это касается, естественно, социального блока. То есть определенного рода прав сотрудников, прав студентов на социальную поддержку со стороны университета, и не только социальную.
Следующий важный момент. В новых положениях получили отражение некоторые принципиальные вещи в том, что касается взаимоотношений преподавателей и студентов. Например, внесен новый пункт о том, что, если студенческие работы каким-то образом задействованы в научных публикациях научных руководителей, преподавателей, они должны быть указаны. Я считаю, что это очень важная вещь с точки зрения вот такой артикуляции, вклада младших наших коллег по университету в научную работу.
Любой университет базируется на понятии патернализма, то есть обе стороны берут на себя взаимные обязательства. Университет обещает не просто хорошо обучать, он передает те знания, которые понадобятся в течение десятилетия. Студенты тоже берут на себя обязательства, определенные моральные правила, которые они обязываются соблюдать, чтобы получить эти знания. Когда правила нарушаются, нарушается система университета. И он перестает работать. Он превращается во что угодно (в площадку для манифестаций и т.п.) и перестает быть научной и образовательной организацией. На мой взгляд, как раз Вышка сейчас всячески пытается вернуть университет в то нормальное социальное, политическое, экономическое, ну и самое главное, образовательное русло, в котором должно было состоять. И поэтому, мне кажется, что активность студентов – это то, что помогает Вышке осознавать саму себя. Это крайне важно. Но с другой стороны Вышка должна помогать студентам осознавать их требования, и самое главное, осознавать, насколько они готовы брать на себя те моральные обязательства, которые они предъявляют другим.
В связи с тем, что сейчас в Высшей школе экономики обсуждается вопрос о внесении изменений и дополнений в правила внутреннего распорядка для сотрудников и учащихся, я хотел бы сказать следующее: в перечне ценностей Вышки есть одна очень важная – это политическая независимость, нейтральность университета. И при этом я хотел бы подчеркнуть, что речь идет не о том, что в университете не должно быть оппозиционной политической деятельности. В равной степени должна быть и проправительственная политическая деятельность. Университет должен быть нейтрален политически. Это чрезвычайно важно потому, что это и есть одна из гарантий интеллектуальной свободы университета, что в свою очередь является одним из оснований для высоких результатов работы научного коллектива. Такая нейтральность, не включенность университета в политические баталии, является чрезвычайно важным условием, и поэтому должны быть приняты меры для того, чтобы ее обеспечить.
Высшей школе экономики 27 лет. Большой коллектив профессоров, талантливых администраторов строили университет, создавали образовательное учреждение принципиально нового типа. И, как мне кажется, нам удалось это сделать. За очень короткий срок по историческим меркам университет превратился в один из ведущих вузов нашей страны и завоевал большой авторитет на международной арене. Естественно, в рамках создания университета создавались определенные правила, по которым работают преподаватели, по которым учатся студенты. И эти правила отточены годами практики, и я не представляю, чтобы их можно было нарушать по желанию людей, которые только что пришли в университет. Поэтому мне представляется, что те изменения, которые вносятся сейчас в регламент, вполне обоснованы, разумны и помогут университету, студентам четче определиться в рамках их деятельности в университете.
Разработчиками Правил внутреннего трудового распорядка НИУ ВШЭ (далее – Правила) проведена большая работа по их актуализации. В частности, существенно расширен круг социальных гарантий и образовательных возможностей для сотрудников университета в соответствии с представленным проектом изменений и дополнений. Однако имеется ряд предложений и замечаний, которые, по нашему мнению, необходимо учесть в дальнейшей работе по подготовке обновленного текста Правил.
В соответствии с Уставом НИУ ВШЭ Университет занимается образовательной, научной, социальной, культурной деятельностью. Среди видов деятельности Университета не предусмотрена деятельность политическая.
Преподаватели, которые в своих политических заявлениях, выступлениях, иной политической деятельности сознательно аффилируют себя с Высшей школой экономики, вольно или невольно втягивают Университет в политическую борьбу, используют его авторитет для достижения собственных политических целей и задач, при этом вводят широкую аудиторию слушателей, зрителей и читателей в заблуждение относительно того, что это не их частная позиция, а позиция Университета. Независимо от того конкретизировано или не конкретизировано это в Правилах внутреннего трудового распорядка, подобное поведение в любом случаем является прямым нарушением Устава Университета.
Один из наиболее активно обсуждаемых вопросов правил внутреннего распорядка обучающихся и сотрудников НИУ ВШЭ связан с реализацией принципа «Вышка вне политики». В новой редакции правил уточняется обязанность не выступать с политическими заявлениями, позициями не только от лица всего университета, но и от лица неопределенного круга обучающихся или работников Вышки (например, студентов факультета, жителей общежитий и т.д.).
Данная позиция вполне соответствует практике, принятой в ведущих зарубежных университетах. Анализ соответствующих положений в ряде университетов США и ряда других стран показывает, что общая позиция заключается в следующем: ни один сотрудник или студент университета не может высказываться по политическим вопросам от имени университета, какого-либо его подразделения, группы сотрудников или студентов. Более того, если сотрудник или студент при высказывании своей политической позиции сообщает место своей аффилиации, то он обязан при этом заявить, что его позиция носит личный характер и не обязательно может совпадать с позицией университета. Единственное исключение – когда руководитель университета или уполномоченный им представитель выражает позицию университета по тому или иному политическому вопросу.
Поддерживаю детализацию принципа «Вышка вне политики» в новой редакции правил внутреннего распорядка, в которой уточняется обязанность не выступать с политическими заявлениями не только от лица всего университета, но и от лица неопределенного круга обучающихся или работников Вышки (например, преподавателей или студентов конкретного факультета). Считаю, что высказывания: «Все преподаватели Вышки думают…», «Студенты факультета N полагают… » некорректными, так как в них нарушается принцип репрезентативности выборки.
На этой странице коллеги сформулировали много важных аргументов относительно достоинств и недостатков предложенной редакции изменений в Правила внутреннего распорядка. Я вряд ли смогу к ним много добавить. В прошлом студент ВШЭ, а ныне профессор, я согласен и с изменениями, и с уточнениями в документе, которые не воспринимаю как дополнительные ограничения на академические свободы внутри университета или ограничения на свободу слова каждого из нас вне университета. Под свободой в данном случае должна пониматься «свобода для», а не «свобода от». Как члены университетского сообщества мы не можем освободить себя от бережного отношения к Университету. Это отмечалось многими коллегами.