Первая Программа развития Высшей школы экономики, оформленная как документ, появилась у университета в 2004 году. Но уже в 2008 году стало понятно, что эта Программа в целом выполнена. Встал вопрос о необходимости разработки нового стратегического документа. В начале 2009 года университет приступил к разработке новой Программы, и это была Программа развития до 2020 года. То есть университет уже тогда попытался заглянуть за горизонт 10 лет.
24 января 2020 года ученый совет НИУ ВШЭ будет рассматривать новую Программу развития университета до 2030 года.
Обсуждение основных положений стратегического документа еще продолжается на странице Программы. Приводим мнения некоторых коллег, принимавших непосредственное участие в разработке документа, а также вносивших в него свои предложения.
Первый проректор НИУ ВШЭ
Сегодня наш университет решает очень разные задачи и нуждается в разных специалистах академического и практического профилей. Поэтому в новой Программе развития НИУ ВШЭ мы планируем институционализировать три профессиональных трека – академический с исследовательской деятельностью в качестве ядра, образовательно-методический с акцентом на преподавательскую деятельность и практико-ориентированный – для коллег, работающих в разных прикладных областях. По каждому треку будут выработаны свои требования и предоставлены свои возможности для профессионального и карьерного роста. Мы хотим, чтобы коллеги могли выбирать и менять профессиональные траектории в зависимости от характера своей деятельности и индивидуальных возможностей.
В отношении академических сотрудников мы планируем и дальше повышать профессиональные требования, будет и далее расти доля коллег, публикующихся в ведущих международных журналах. Но наряду с этим планируется стабилизация и усиление гарантированности контрактных отношений, повышение доли долгосрочных возобновляемых договоров, а также усиление долгосрочных стимулов к эффективной деятельности (например, в виде длительных академических надбавок). Будут также сближаться процедуры и условия международного и российского рекрутинга.
Читать далее
Будет введен базовый стандарт профессиональных квалификаций, фиксирующий минимальный набор компетенций, которыми должен обладать сотрудник Высшей школы экономики. Кроме этого, будет предоставлено множество дополнительных возможностей для повышения квалификации, которое превратится по сути в непрерывный процесс, подстроенный под индивидуальный запросы каждого коллеги. Многие программы будут переведены в онлайн-формат и станут доступными для самостоятельного освоения.
Высшая школа экономики все больше позиционирует себя как социально ответственный университет. Речь идет не только о непрерывном повышении среднего уровня оплаты разных категорий сотрудников, который все больше будет превышать средний региональный уровень, но и о расширении социального пакета, который уже сегодня включает множество бесплатных или софинансируемых образовательных, медицинских и прочих услуг.
Подробнее о планах в отношении кадровой политики можно прочитать в разделе Программы о развитии кадрового потенциала.
Вице-президент
Мне кажется, что новая Программа развития НИУ ВШЭ до 2030 года является значительным шагом в определении приоритетов, инструментов и направлений нашей работы на предстоящие десять лет. Хотелось бы отметить несколько моментов, существенных, как мне представляется, для Университета в целом.
Во-первых, новая Программа развития – это программа создания и развития цифрового университета. Это и цифровая трансформация образования, разработка цифровых учебно-методических комплексов, реализация цифровой трансформации Университета с целью перехода на качественно новый уровень научных, образовательных и управленческих процессов. Но одновременно это и значительная концентрация исследовательских и образовательных программ НИУ ВШЭ в направлении научно-технологического развития и цифровой трансформации экономики и общества, цифровой грамотности, дополнительных квалификаций выпускников в области цифровых технологий. В каком-то смысле, Программа развития логически завершает и постулирует тот выбор, который был сделан НИУ ВШЭ 15-20 лет назад, когда информационные и цифровые технологии легли в основу платформы развития Университета и в результате длительных усилий превратили НИУ ВШЭ в мультидисциплинарный научно-образовательное центр.
Читать далее
Во-вторых, Программа развития – это программа партнерства. Партнерства с другими университетами, научными центрами, бизнес-школами – российскими и международными. Партнёрства с компаниями – лидерами рынка, в первую очередь технологическими, с корпоративными партнёрами. И даже с региональными администрациями и участниками рынка недвижимости в городах своего расположения – иначе невозможно обеспечить комплекс сервисов, предоставляемых студентам, нуждающимся в размещении. Партнерская модель уже сегодня в значительной мере определяет эффективность НИУ ВШЭ в самых перспективных направлениях научно-образовательной политики, а её развитие в следующее десятилетие станет важнейшим фактором успеха.
Наконец, не могу не отметить глубокой проработки приоритетных научно-образовательных тематических направлений. Это относится ко всем направлениям различных факультетов и исследовательских институтов, но для инженерных факультетов НИУ ВШЭ фактически подводит итог шедших на протяжении последних нескольких лет дискуссии о приоритетах. Это искусственный интеллект и машинное обучение, алгоритмы и сложность вычислений, распределенные вычисления, суперкомпьютерные технологии, биоинформатика и программная инженерия на факультете компьютерных наук, беспроводные технологии и телекоммуникации, микроэлектроника, киберфизические системы и интернет вещей в МИЭМ – то есть как раз тот набор технологий, который и создаёт цифровую платформу. Перспективные разработки, создаваемые в рамках проектной деятельности на инженерных факультетах станут основой для коммерциализации научного знания.
В целом, лично я очень удовлетворен проводившейся в течение последних полутора лет работой по выработке Программы развития. Теперь осталось ее так же качественно реализовать и выполнить за следующие десять лет.
Подробнее про перспективы цифровой трансформации университета можно прочитать в разделе «Цифровой университет» Программы развития.
Декан факультета социальных наук
В Программе развития Вышки до 2030 года во многих разделах встречается положение о приоритете междисциплинарности (или полидисциплинарности). Так, применительно к вопросам образования ставится задача индивидуализации студенческих траекторий как основы полидисциплинарности образовательной подготовки. Сходные положения мы обнаруживаем и в разделах о научных исследованиях — в частности, речь идет о комплексных образовательных программах, отвечающих на большие международные вызовы и имеющих междисциплинарный характер, включая как фундаментальные исследования, так и прикладные разработки.
Ориентиры Программы развития ВШЭ на междисциплинарность и полидисциплинарность в образовании и исследованиях созвучны ряду стратегических планов факультета социальных наук. В частности, в среднесрочной перспективе мы планируем открытие таких многодисциплинарных образовательных программ на уровне магистратуры, как гендерные исследования, медиация и коммуникация в политических процессах, социолегальные исследования и др.
Читать далее
В наших фундаментальных исследованиях мы будем ориентироваться в том числе на область Сomputational Social Sciences (вычислительные социальные науки). С помощью современных методов машинного анализа мы сможем продвинуть исследования в сфере цифровой политики, моделирования сложных социальных и политических систем. Станет возможен анализ таких сложных и проявляющихся сегодня социально-политических трендов, как поляризация, конфликт, протест, коллективные действия, в том числе в социальных сетях. Важные результаты может дать применение вычислительного моделирования в психологических исследованиях, изучающих поведения человека. На мой взгляд, в среднесрочной перспективе нейрополитология станет одной из крайне интересных областей науки.
В сфере прикладных исследований для нас важный ориентир — высокотехнологические и цифровые продукты нового поколения, в том числе для лиц, принимающих государственные решения. Это, в частности, инструменты по дизайну систем принятия решений, основанных на данных, системы для прогнозирования социальных процессов, а также разработки для прикладного политического анализа и государственного управления.
Но должен ясно сказать, что, наряду с развитием междисциплинарных и полидисциплинарных проектов, важной задачей для нашего факультета остается развитие дисциплинарных направлений. И в этом есть проблема или как минимум сложность в нахождении баланса междисциплинарности и традиционного дисциплинарного подхода. Ведь именно здесь у нас достигнуты сегодня наиболее важные результаты. По данным большинства международных рейтингов (QS, THE, Шанхайский рейтинг) мы в группе топ-100 и занимаем лидирующее положение среди российских вузов по социологии и политологии, а в последнее время значительно улучшили позиции по психологии. Продвижение сегодня в международных предметных рейтингах (и даже сохранение наших позиций) — это, прежде всего, задача дисциплинарного характера.
Требования дисциплинарности заложены и в программы двойных дипломов, пока что нет примеров таких программ, основанных на междисциплинарном подходе. Более того, дисциплинарный подход у нас сохраняется и на институциональном уровне, в частности, в виде федеральных государственных образовательных стандартов. Создавая новую образовательную программу, мы должны привязывать ее к определенной дисциплине. Большинство конкурсов и грантов также имеет дисциплинарный характер.
Вот та рамка и, если угодно, дилемма, которая сейчас реально существует, и мы должны ее учитывать. Поэтому для факультета социальных наук важно нахождение баланса между приоритетом междисциплинарности, который четко прослеживается в Программе развития ВШЭ-2030, и условиями дисциплинарности, которые остаются совершенно реальными для нас, особенно в образовательной сфере.
Руководитель департамента психологии
На мой взгляд, в настоящее время в Программе развития не хватает описания конкретных механизмов выстраивания и стимуляции междисциплинарного взаимодействия, несмотря на то, что в ней в явном виде прописана насущная необходимость включения школ и департаментов в такое взаимодействие. Что здесь могло бы быть полезным? Например, допустить и поощрять аффилиацию исследователей и ППС с несколькими факультетами НИУ ВШЭ (подобная стратегия двойных аффилиаций оказалась в свое время крайне продуктивна в университете Карнеги-Меллон в плане выстраивания взаимодействия между факультетами психологии и компьютерных наук). Возможно, имеет смысл продумать механизм финансирования междисциплинарных научных проектов.
Читать далее
Например, конкурс РФФИ «конфи» сразу привел к формированию новых междисциплинарных коллективов, по факту поддержки включившихся в совместные проекты. Возможно, в Программу развития имеет смысл заложить подобного рода конкурсы грантов и междисциплинарных лабораторий, которые смогут интенсифицировать сотрудничество, в настоящее время чаще всего не выходящее за пределы совместных обсуждений.
Подробнее о межпредметных направлениях можно прочитать в соответствующем разделе Программы развития.
Научный руководитель, и.о. директора МИЭМ
В новой Программе развития университета провозглашается, что Высшая школа экономики должна стать научно-исследовательским и проектным университетом не только для преподавателей и сотрудников, но и для студентов. Акцент на этом сделал и ректор в своем выступлении на декабрьском заседании ученого совета. Таким образом, проектное обучение становится одним из основных направлений развития университета в ближайшее десятилетие.
Что касается МИЭМа, то здесь уже можно говорить о результатах перехода на проектную модель обучения. Нами была полностью изменена программа первых курсов, значительно увеличен объем знаний в области математики, физики и информатики, который дается на первом-втором курсе. Это делается, чтобы студенты были готовы к выполнению реальных проектов. Если ты приходишь и начинаешь с нуля, ты как раз потратишь года два, чтобы выяснить, про что разговор. Поэтому первые два курса единой проектной программы нет, она у каждого департамента своя. Тем не менее, есть наличие базовой подготовки и проектных семинаров, на которых студентам объясняют, что их ждет, чтобы приходя на третий курс, они были готовы к выполнению проекта.
Читать далее
Что такое проект для нас? Еще в восьмидесятые годы я обратил внимание, чем моя работа со студентами отличается от работы моих западных коллег. Я мог своим студентам «простить» не до конца сделанный учебный проект. А западный ученый не мог, потому что это, как правило, было частью его собственной работы – которую он должен был в таком случае сделать сам.
Проект отличается тем, что он подразумевает техническое задание и результат, который можно предъявить. Если результат не достигнут, значит проект не выполнен. Из этого не следует, что все получат двойки. Ярослав Иванович сказал на Техношоу студенческих проектов в прошлом году, что проект – это задача с открытым результатом. Нет единственного правильного ответа, у каждого решения есть свои плюсы и минусы. И на этапе защиты нужно не просто показать работающую программу или устройство, нужно обосновать свое решение. Получается моделирование реальной работы.
В прошлом году мы сформулировали более 100 проектов и 86 из них запустили. В этом году в работе у нас 168 проектов. Значит проектная модель обучения стала естественной потребностью и востребована у студентов и преподавателей. Студенты третьего курса были задействованы полностью – для них это обязательные кредиты, но важно, что студенты других курсов тоже приняли участие, хотя для них это не является обязательным.
Я считаю, что для университета проектное обучение – огромная возможность. Когда в прошлом году я выступал на Открытых инновациях, передо мной делал доклад профессор из Массачусетского технологического института. Перед выступлением я думал, что выйду и скажу, что наши американские коллеги дальше продвинулись в области проектного обучения, но вот у нас есть свои проблемы, я о них сейчас расскажу. Послушав его, я понял, что проблемы у него абсолютно те же самые. Это значит, что Вышка со своей Программой развития в мировом тренде, и это хорошо.
Заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна
Сегодня Высшая школа экономики — сложное сочетание совершенно разных образовательных направлений, начиная от классических для Вышки — экономики, социологии, менеджмента, заканчивая новыми — физикой и химией.
Конкурентоспособность современного университета на глобальном рынке, как и эффективность его работы в целом, напрямую зависит от создания современной образовательной среды, в которой каждый день живут и работают его студенты и сотрудники: удобные здания, отражающие университетскую атмосферу, оборудованные для образовательных и исследовательских целей каждого факультета учебно-лабораторные корпуса, коворкинги, мастерские, инкубаторы, библиотеки, пространства для отдыха, инфраструктура общежитий.
Уже сегодня Вышка создает уникальные возможности для студентов: начал работать новый кампус на Покровке, построенный и оснащенный по стандартам современного мирового университета, в круглосуточной библиотеке можно заниматься в любое время дня и ночи, для свободного входа открыта галерея современного искусства НИУ ВШЭ — HSE ART Gallery, где проходит около 10 актуальных выставок в год, создан целый ряд востребованных мастерских и лабораторий по направлениям дизайна, искусства, медиа, физики, химии.
Читать далее
В этой связи задачи, стоящие перед НИУ ВШЭ и закрепленные в Программе развития-2030, состоят в том, чтобы к 2030 году увеличить общую площадь учебных помещений, улучшить инфраструктуру учебных кампусов в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, расширить возможности для иногородних студентов и преподавателей в части современных общежитий профессорских гостиниц.
Также важными направлениями развития ВШЭ считает не только увеличение количественных показателей, но и создание удобной и комфортной среды для всех, кто работает и учится в Вышке: будут открыты детские комнаты, специальные помещения для фитнеса, спортивные залы с бассейнами, улучшатся условия обучения и работы для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В целом, у Вышки амбициозные планы: к 2030 году создать мировой университет, оборудованный с учетом новых современных технологий, позволяющих качественно и комфортно обучаться онлайн и офлайн — университет, в котором удобно работать, учиться и проводить свободное время — университет, которым хочется гордиться.
Подробнее о перспективах развития университетской инфраструктуры можно прочитать в разделе «Среда университета мирового класса» Программы развития.
22 января, 2020 г.