20 февраля в Культурном центре на Покровке пройдет концерт Симфонического оркестра НИУ ВШЭ в рамках проекта «Акцент на классической музыке». Дирижер Владимир Яцкевич и участники оркестра рассказали «Вышке для своих» о том, как устроен их творческий коллектив и чем мелодии Вивальди и вальсы Шопена помогают им в учебе и работе.
Владимир, как вы оцениваете вышкинские таланты, имея за плечами академию имени Гнесиных?
Самое главное для нас – это желание и базовая музыкальная подготовка. Человек, который приходит в оркестр, должен знать ноты и музыкальную грамоту. Наши репетиции и концерты – это больше душевный порыв, но с каждым годом мы оттачиваем мастерство и включаем в репертуар все более сложные композиции. То есть для участников коллектива это не только хобби и отдушина после напряженного умственного труда, но и непрерывная учеба.
Да, может, пока мы не готовы к симфониям Моцарта, но я всегда говорю: для музыки не существует границ.
Тем не менее, прежде чем играть серьезную музыку, нужно научиться играть простую. Я не могу позволить себе выйти на сцену, если произведение «не сделано».
А кто выбирает музыкальный материал: художественный руководитель или участники оркестра?
Скорее, это совместный процесс. У нас есть традиционные чаепития после репетиций, на которых мы общаемся, делимся впечатлениями о фильмах и путешествиях, обсуждаем задумки на предстоящие выступления. Я предлагаю программу концерта, ребята накидывают свои идеи и голосуют – все решается в живой дискуссии.
Мы играем Чайковского, Свиридова, Шостаковича – удивительно, но студентам нравится классика. Они посещают консерваторию, слушают профессиональные оркестры, а потом приходят и говорят: «Мы тоже хотим это сыграть!» В то же время мы берем Стинга, Циммера, Пьяццола, саундтреки из «Игры престолов», «Гарри Поттера» – пространство для творчества огромное!
В вашем оркестре люди самых разных возрастов и профессий, есть даже иностранные студенты. Тяжело ли управлять таким разношерстным коллективом?
Вовсе нет. Есть русский и английский, а язык музыки – он универсален. А то, что все мы разные – это даже интересней! Каждый делится тем, что ему ближе, и это, наоборот, нас сплачивает.
Недавно вы объявили о новом наборе. В каких инструментах вы заинтересованы сейчас больше всего?
У нас довольно много скрипачей, но только два альта, две виолончели, два саксофона, флейта, гобой, два кларнета и ни одного контрабаса (на концерты мы обычно приглашаем внешних музыкантов на усиление). Кроме того, для полного симфонического оркестра не хватает медных инструментов, тромбона, валторны, труб. Это наши «болевые точки», но мы заинтересованы во всех инструментах и рады видеть новые таланты!
Попасть к нам очень просто: приходите на репетицию по понедельникам и пятницам с 19:00 до 21:00 в коворкинг корпуса Z. Как правило, на прослушивании новые члены коллектива показывают, что они умеют, а я даю им определенную позицию, чтобы они потихоньку вливались в процесс.
Какое выступление для вас было самым запоминающимся в прошлом году?
Они все яркие, поэтому выделить что-то одно трудно. Например, в начале сентября мы ездили в Санкт-Петербург на запись гимна России: было 8000 оркестрантов, и наш небольшой состав принял участие в этом, можно сказать, историческом событии. В ноябре мы попали в аэропорт Шереметьево, где играли перед людьми с чемоданами, ожидающими своего рейса. Очень необычно!
И, конечно, запомнилась премия «Золотая Вышка» – мы были невероятно рады такому теплому приему и вниманию коллег из разных подразделений университета.
Следующее наше выступление состоится 20 февраля в Культурном центре на Покровке в рамках международного проекта «Акцент на классической музыке». Мы будем аккомпанировать солисту Большого театра, а также студентам и выпускникам Консерватории. Для нас это некий вызов, поскольку осталось меньше месяца и надо отработать эту программу на высоком уровне.
На концерте можно будет услышать инструментальные и вокальные композиции известных композиторов – от Баха до Пьяцоллы, а стрит-арт команда DESARTE365 в режиме реального времени представит граффити-сопровождение. Ведущие – известный музыкальный критик, журналист и ведущий радио «Орфей» Йосси Тавор и проректор НИУ ВШЭ Валерия Касамара.
Скрипка. Доцент факультета экономических наук
«Я попал в оркестр практически с начала его основания. Честно говоря, было немного страшно, поскольку до этого момента я не брал скрипку около 25 лет, но о таком коллективе мечтал давно.
Преподавательская деятельность – очень энергоемкий процесс, поэтому у многих бывает эмоциональное выгорание. А после 8 часов лекций музыка дает тебе новые силы и здорово подзаряжает!»
Альт. ОП «Культурология»
«Я играю на альте с самого детства и, когда поступала в университет, мне было безумно важно, чтобы там был оркестр. Для меня музыка – это такая эмоциональная разгрузка, поскольку я учусь на гуманитарной специальности, где нужно очень много читать и заниматься интеллектуальной деятельностью. На репетициях ты задействуешь больше физические навыки, чем умственные. Кроме того, мне нравится чувствовать себя частью музыкального произведения. Приятно занимать свою нишу и быть значимым звеном в создании музыки».
Флейта. ОП «Логистика и управление цепями поставок»
«Оркестр для меня – не просто кружок по интересам, а целая музыкальная семья. Мы вместе трудимся и помогаем друг другу, и в результате получается прекрасная музыка.
Моя профессия связана с компьютером и точными данными, в которых нельзя допускать ошибки. Поэтому оркестр – лучший отдых и подзарядка. Он дает вдохновение для открытий и позволяет посмотреть на многие вещи с новой стороны».