7 февраля ректор Ярослав Кузьминов встретился со студентами Вышки и рассказал им, как будет развиваться университет. Собрали самое главное.
Основная тема Программы развития НИУ ВШЭ до 2030 года – переход от формата университета преподавательского или университета исследовательского к университету проектному. Ректор объяснил, почему руководство Вышки решилось на переход к такой форме обучения.
Причиной изменений стали две тенденции в современном университетском образовании. Во-первых, речь об атомизация университета: отдельные академики заняты своими проектами, но не кооперируются даже в масштабе департаментов и школ. Теперь Вышка сделает ставку на большие коллективные проекты, которые объединяют разные исследовательские команды.
Во-вторых, это выгорание студентов, которое начинается еще со второго курса бакалавриата. Всего 10% студентов включены в исследования, большинство занимается преимущественно учебной деятельностью. Этот разрыв должен быть преодолен: к 2024 году все студенты будут заниматься проектной деятельностью.
Ярослав Кузьминов описал несколько треков, вокруг которых будет строиться проектная деятельность студентов Вышки. Университет продолжит поддерживать вовлечение учащихся в работу научно-учебных лабораторий, международных центров и научно-учебных групп, однако по сути перезапустит формат: теперь они займутся реальными прикладными проектами, актуальными для рынка. В будущем прикладные проекты для реальных заказчиков из индустрии, в которые раньше неохотно набирали студентов, станут более доступными для учащихся.
Основное же нововведение – широкая поддержка собственных проектов студентов, в которых они смогут выступить не как ассистенты своих старших коллег, а как самостоятельные исследователи. Важную роль в развитии этой системы должны сыграть студенческие советы факультетов.
Другими приоритетными формами активности студентов станут арт-проекты (которые уже реализуются на факультете коммуникаций, медиа и дизайна), социальные инициативы, образовательные и просветительские начинания.
Перед Вышкой стоит ряд вызовов, разрешение которых зачастую возможно только благодаря «цифре». Ректор ожидает, что искусственный интеллект поможет разгрузить преподавателей, тратящих существенную долю времени на проверку работ, и направить их ресурсы на взаимодействие с учащимися.
В Вышке появятся электронные симуляторы и тренажеры для отработки навыков и умений, а цифровые портфолио и smartLMS позволят студентам формировать собственную программу обучения и отслеживать свой прогресс.
При этом Вышка не стремится к отказу от очных форм взаимодействия с преподавателями. Наоборот, речь идет о повышении качества общения между преподавателями и студентами, перехода к более эффективным формам работы, которые будут устраивать все стороны учебного процесса.
Университет будет расширяться, но характер роста будет скорректирован. Московский кампус ожидает сокращение приема за счет коммерческих мест, чтобы сосредоточиться на вовлечении студентов в проектную деятельность в уже существующих масштабах.
Акцент будет сделан на расширении филиалов, помощи региональным университетам и привлечении иностранных студентов, причем не менее половины из них должна поступать на англоязычные программы.
Университет – это не только очные образовательные программы, но и сетевые программы, дополнительное профессиональное образование и онлайн-курсы.
Ректор подчеркнул, что образование должно играть роль социальной лестницы для молодых людей. В России, к сожалению, это пока не так, и система высшего образования должным образом работает только для тех, у кого уже есть хорошие социальные условия.
Это – причина, почему университет запустил программу «Социальный лифт» и создает льготные условия для зачисления студентов, которые из-за сложности вступительных испытаний не поступают на бюджет и при этом не смогут позволить себе обучение на платной основе.
Ярослав Кузьминов также особо отметил необходимость чуткого отношения к родной стране, знания ее насущных проблем и стоящих перед ней вызовов, и выразил уверенность, что в проекте «Открываем Россию заново» – программе научных экспедиций по всей стране – рано или поздно примет участие каждый студент университета.
В университете назрела реформа магистерских программ. Многие сильные выпускники бакалавриата не идут в вышкинскую магистратуру.
В Вышке появится три модели магистратуры. Первая модель, master of arts – это программы для тех, кто меняет специальность. Они будут включать в себя фундаментальные предметы, пересекающиеся с программой профильного бакалавриата. Вторая, master of sciences – это узкоспециализированная профессиональная степень, ориентированная на конкретные запросы рынка труда.
Третья модель позволит стать магистрантом в составе аспирантской школы. Тем, кто заинтересовал университет уже на 3-4 курсе бакалавриата, будет предоставлена возможность заняться собственным исследованием. Для таких студентов Вышка создаст условия для международной мобильности и концентрации на исследовательской деятельности. Эта модель позволит оставить в университете часть тех выпускников ВШЭ, которые в настоящий момент предпочитает уезжать за рубеж.
По мнению ректора, к числу основных целей университета относятся поиск истины, формирование национальной элиты, а также производство профессионалов в своих отраслях.
Политическая нейтральность как ценность Высшей школы экономики необходима для того, чтобы в его стенах могли совместно работать специалисты, которые могут быть представителями различных политических идеологий. Заходя в университет, вместо политической дискуссии они начинают искать истину, используя язык аргументов и фактов, а не авторитетов и эмоций.
Общность целей, которые преследует университет, означает, что в нем попросту не может быть «своих» и «чужих». Университет – это место, где высказывают разные точки зрения, где спорят, но делают это, опираясь на рациональные доводы и общие ценности.
Полная текстовая трансляция доступна в телеграм-канале студсовета НИУ ВШЭ.
Фото: Даниил Прокофьев