@russaquarius / iStock
Научный сотрудник Центра исследований высшего образования Калифорнийского университета в Беркли Игорь Чириков на своей странице в соцсетях рассказал, как университет перешел на онлайн-обучение и с какими проблемами он столкнулся.
5 уроков перехода в онлайн: опыт Калифорнийского университета Беркли
Российские вузы ожидаемо готовятся к переходу на дистанционные форматы обучения для борьбы с коронавирусом. Калифорнийский университет Беркли, в котором я работаю, перевел все занятия в онлайн неделю назад. Я решил систематизировать наш небольшой опыт, возможно он окажется полезным российским вузам, студентам и преподавателям. На данный момент наша ситуация похожа на другие американские университеты:
Большинство очных курсов переведены в онлайн-формат с 10 марта до конца семестра. Там, где онлайн формат невозможен (творческие, спортивные, лабораторные занятия) рекомендуется минимизировать очные занятия, контакт между студентами.
Вот что мне удалось понять за эту неделю.
1. Приоритет при переходе на дистанционные формы – это здоровье и благополучие студентов, преподавателей и сотрудников.
При планировании новых форматов не стоит забывать, ради чего все затевается. Переход в онлайн нужен не для того, чтобы студенты лучше учились, а преподаватели эффективнее учили. Этот переход нужен для того, чтобы минимизировать риски заражения и распространения вируса.
Преподаватели и без того перегружены, переживают стресс от эпидемии, не нужно обременять их требованиями осваивать новые платформы и эффективные техники преподавания в онлайн-среде. Все это стоит оставить для более спокойного времени.
Студентам тоже непросто перестроиться. Не у всех есть доступ к хорошему интернету и компьютеру вне кампуса, многие совмещают учебу с работой, где тоже происходят значительные изменения, все тоже переживают из-за эпидемии. Преподавателям не стоит ожидать от студентов подвигов, повышенной мотивации и быстрого освоения новых форматов.
2. Главный вызов – оперативная коммуникация новых процедур и правил игры.
Самое трудное при переходе в онлайн – это не перенести материалы курса и общение со студентами в дистанционные форматы (для этого есть много разных инструментов, которыми уже пользуются многие студенты и преподаватели). Главный вызов – это избежать неразберихи, т.е. оперативно и подробно сформулировать новые правила игры и рассказать о них преподавателям и студентам.
Здесь российским вузам придется тяжело, потому что они исторически более централизованные, а, следовательно, дольше адаптируются к шоковым ситуациям, пока информация уточняется и проясняется «наверху». В Беркли на уровне университета в целом были заданы лишь общие правила (курсы переводятся в онлайн, до 30 марта не разрешается учитывать посещаемость онлайн-занятий в оценке), а преподаватели и программы сами определяли, в каком формате выстраивать взаимодействие со студентами.
Соответственно, каждый преподаватель должен был оперативно решить и оповестить студентов, какие изменения будут в его курсе, как изменится график занятий, темы, материалы, оценивание, роль учебных ассистентов и т.п. У студентов как можно быстрее должно не остаться вопросов, что именно будет происходить с их проживанием и обучением.
В Беркли нет единого формата дистанционного обучения, каждый преподаватель выбирает формат самостоятельно. Наиболее распространенные форматы лекций: (1) course capture (когда преподаватель читает лекцию в аудитории, которая оборудована камерами, и после лекции запись выкладывается в LMS), (2) живая лекция в Zoom (студенты могут задавать вопросы в чате или голосом), (3) самостоятельное изучение материалов студентами без «говорящей головы».
Наиболее распространенные форматы семинаров: (1) живой семинар в Zoom (там можно организовать работу по группам, интерактивные обсуждения и т.п.), (2) Q&A на странице курса в LMS, (3) ответы на вопросы студентов в формате записанного видео.
3. Университет должен обеспечить минимальную инфраструктуру для перехода в онлайн.
В Беркли в прошлом семестре уже были отключения электричества из-за лесных пожаров, и кампус закрывали на несколько дней. Для того, чтобы лучше подготовиться к таким ситуациям, была сформирована рабочая группа по преподавательской резильентности (способности противостоять неблагоприятным условиям внешней среды).
По итогам работы этой группы уже были отработаны процедуры для перехода к дистанционным форматам: загрузка записей лекций в LMS (в Беркли используется Canvas), размещение всех материалов и коммуникаций онлайн и т.п.
Важная вещь, которую вузы могут сделать оперативно – обеспечить преподавателям платные аккаунты в сервисах видеоконференцсвязи. Беркли сделал всем сотрудникам платные аккаунты Zoom, в которых разрешено большое количество участников и нет ограничений на продолжительность онлайн-сессий. Университетский центр преподавания и обучения проводил регулярные сессии ответов на вопросы о работе системы, в местной преподавательской рассылке были десятки писем с вопросами, ссылками на лучшие практики и т.п. Вообще из всех платформ для видеосвязи, которые я пробовал, Zoom самая функциональная и стабильная.
4. Вызовы для студентов: доступ к интернету и месту для занятий, стресс от обучения в новом формате и чувство одиночества из-за внезапной социальной изоляции
Из разговоров со студентами и переписки в преподавательской рассылке выделяются три главных опасения у студентов, на которые нужно будет реагировать.
Во-первых, не у всех студентов есть доступ к компьютеру, высокоскоростному интернету и месту для обучения вне кампуса. Некоторым студентам предоставляли университетские ноутбуки до конца семестра.
Во-вторых, переход на новый формат обучения не всем дается легко. Студентам не нравится, что некоторые преподаватели увеличивают количество заданий для контроля усвоения материала и требуют включать камеру при выполнении заданий (не у всех обстановка дома позволяет включить камеру). Студенты переживают, что в новом формате не могут учиться так же эффективно, им сложнее участвовать в онлайн-дискуссиях.
В-третьих, многим студентам одиноко из-за потери чувства места: большинство студентов жили на кампусе, теперь разъехались по домам. Дополнительные факторы стресса: переживания по поводу самой эпидемии (как не заразиться самим, не заразить других, в том числе пожилых родственников), финансовые трудности из-за отменившихся проектов или графика работы. Многим студентам обидно, что отменились обменные программы, к которым они долго готовились.
5. Вызовы для преподавателей: технические вопросы Zoom, как изменить систему оценивания и как бороться со списыванием.
Во-первых, в первые дни было много вопросов о технической стороне работы Zoom (как сделать так, чтобы студенты видели доску и слайды, как организовать запись) и очень помогали ответы других преподавателей и сотрудников центра преподавания и обучения.
Во-вторых, с онлайн форматом большие вопросы возникают по тому, как проводить контрольные и экзамены. Некоторые преподаватели предлагают перейти в этом семестре на систему зачет/незачет (но тут могут быть трудности).
В-третьих, обсуждаются наиболее простые форматы для борьбы со списыванием и совместным выполнением работ: дать мало времени на экзамен, усложнение экзаменационных заданий, увеличить банк заданий, разрешить пользоваться материалами.
Бонус: позитивные эффекты от перехода в онлайн. При всех печальных обстоятельствах, этот глобальный переход университетов в онлайн - удивительный естественный эксперимент, который нам только предстоит осмыслить.
Преподаватели отмечают некоторые неожиданные плюсы новой системы:
Коллеги, если есть какие-нибудь вопросы по переходу на дистанционные формы, буду рад помочь и рассказать подробности того, что происходит у нас. Кроме того, всем очень советую присоединяться к онлайн-семинару Института образования Вышки «Высшее образование в условиях эпидемии: возможности цифровых технологий». Я там тоже буду, расскажу примерно то же самое, что написал в этом посте.
Всем здоровья, keep calm and carry on!