• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Постдок: как продолжить карьеру ученого

Фото: Анна Правдюк

Поездки на конференции и участие в программах кратковременных стажировок давно стали обязательной частью академической жизни, но немногие амбициозные ученые в России готовы уехать из родного университета, чтобы на несколько лет сконцентрироваться на своей научной работе и стать постдоком в другом вузе. Сегодня мы расскажем об этой позиции.

Кто такой постдок

Постдок – исследователь, который получил степень кандидата наук/PhD или успешно защитил кандидатскую диссертацию и хочет продолжить академическую карьеру. Важно: чтобы стать постдоком в Вышке, необходимо пройти обучение в аспирантуре и защититься в любом вузе, кроме самой Вышки, в России или за рубежом. Но можно сделать наоборот – получить степень в родном университете, а затем устроиться постдоком где-то еще.

Postdoc – западная позиция, перекочевавшая в Россию. Термин «постдок» употребляется как для самой должности (англ. Postdoctoral Fellow), так и в качестве названия этого типа работы (англ. Postdoctoral Fellowship). В Вышке успешно работают две программы привлечения постдоков – международная и национальная. Подобные программы есть и в ряде других российских университетов.

Что делает постдок

Главная задача постдока – сконцентрироваться на проведении исследований. По сути, он на короткое время (программы в среднем длятся от года до трех лет) становится научным сотрудником в университете. После завершения программы постдок или получает постоянную должность, или отправляется в другуюнаучно-образовательную организацию.

В чем фишка

С одной стороны, постдок – позиция временная. С другой – за время участия в программе постдок получает возможность четче рассмотреть возможные карьерные траектории, опробовать новые методологические подходы и погрузиться в новую для себя академическую среду.

Позиция постдока – отличный способ расширить географию научных и личных контактов, попробовать что-то новое – от использования новых методов до поездки в новые архивы. 

На сегодняшний день в Вышке работают 45 российских постдоков из семнадцати городов России от Архангельска до Владивостока и 44 международных постдока со всего мира, от Италии и Нидерландов до Нигерии и Буркина-Фасо.

Актуальные вакансии, открытые в рамках Программы привлечения российских постдоков в 2020 году, размещены на сайте.

Александр Воронович
Научный сотрудник Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий

Одно из главных преимуществ постдоков — это возможность сфокусироваться на собственных исследованиях без необходимости уделять много времени другим видам академической деятельности, прежде всего, преподаванию. В этом смысле постдок может быть использован как для работы над уже существующими исследовательскими проектами, так и для разработки новых. В случае удачного проведенного постдока его результатами можно пользоваться в течение нескольких следующих лет. Другое важное преимущество постдоков – возможность познакомиться с коллегами в новом университете или институте, обсудить с ними свои исследования и, возможно, сформировать основу для дальнейшего научного сотрудничества.

В моем случае постдок в НИУ ВШЭ на данный момент оказался очень продуктивным. Я сумел опубликовать или подготовить к публикации ряд статей в престижных международных и российских изданиях. Важную роль в этом сыграл уже значительный опыт моего Центра (Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий – прим.ред.) в работе с постдоками.

В то же время у постдоков есть и свои недостатки, например, их относительная краткосрочность – в итоге часть времени и концентрации постдок тратит на подготовку многочисленных заявок на дальнейшие академические позиции. Другое следствие краткосрочности постдоков – проблема интеграции в новый коллектив. Без усилий коллег в принимающей структуре это может быть затруднительно за короткое время работы.

Вера Мальцева
Научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования (Институт образования)

Работа на позиции постдока дала мне, прежде всего, смену основного вида деятельности. Я перешла от преимущественного преподавания и исследований «по выходным» к погружению в исследовательскую и экспертную работу с преподаванием в формате консультирования. Более того, я получила карт-бланш на академическое и профессиональное развитие – от поддержки темы собственного исследования до включения в реализацию крупных исследовательских и прикладных проектов с сопутствующими обогащающими дискуссиями и знакомством с ведущими экспертами. Другое важное приобретение на этой позиции – развитие академической культуры, перенятие передовых исследовательских практик и расширение личной исследовательской повестки.

На мой взгляд, постдок в российской академической действительности остается terra incognita. Все-таки институт постдокторантуры – трансплантированный из западной практики этап академического трека и он, на первый взгляд, слабо вписывается в традиционную траекторию кандидат–доктор наук. Сейчас мы наблюдаем живой процесс становления этого нового для России института. Для меня постдокторантура – это продолжение академической карьеры в ведущем для моей специализации институте России, получение принципиально нового исследовательского опыта, в первую очередь, от существования в новой по плотности и качеству академической среде.

Ключевая перспектива этой позиции – преодоление некоторой окукленности, присущей нам, российским исследователям. Оказавшись «в постдоках», вы получите инъекцию новой исследовательской культуры, качественное расширение сети контактов и приращение академических навыков и опыта. Полагаю, с такими «активами» (вкупе с новыми крупными публикациями и докладами) постдок после завершения контракта сможет по-новому позиционировать себя на академическом рынке и формировать карьерную траекторию.

16 марта, 2020 г.

«Вышка» в Telegram