к.т.н., научный сотрудник Международной лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа факультета компьютерных наук
Массовое обучение онлайн наступило внезапно и затронуло практически всех преподавателей и учителей в России. Необходимость выбора инструментов для работы стала неизбежной реальностью и требует от многих из нас стремительной реакции и запуска дисциплин в дистанционном режиме «с колес».
Но как же быть, если информационный поток о цифровых инструментах возрос на порядок, а выбор нужно сделать здесь и сейчас? Пожалуй, есть только один правильный и избитый ответ – не паниковать. Глаза боятся, а руки делают. Давайте коротко разберемся в основных проблемах, которые если еще не возникли, то могут проявиться в самый неподходящий момент.
В первую очередь работать нам предстоит через интернет, с высокой вероятностью пересылать через него объемные данные, например, видео. Это означает, что надо позаботиться о быстром и стабильном интернете. Плохое качество связи будет мешать включенности и не доставить удовольствия ни вам, ни студентам.
Материал будет дополняться
Второй важный момент – оборудование. Вебкамера и динамики/микрофон (гарнитура) не обсуждаются и являются лучшими друзьями преподавателя–дистанционщика. Встроенные камеры современных ноутбуков дают очень приличное качество видео, а вот микрофоны иногда фонят. Если вы пользуетесь планшетом или ноутбуком с тачскрином, то возможности расширяются до полной имитации маркерных и интерактивных досок, причем без ограничения числа касаний при совместной работе подключенных участников (например, продукты Microsoft Whiteboard, Ziteboard, Stormboard, Miro и подобные).
Третий существенный пункт — базовое программное обеспечение. Речь идет не о средствах поддержки дистанционного обучения, а о привычных вещах: операционная система, браузер и даже офисные приложения. Желательно, чтобы все это было лицензионным и обновленным. Адекватное времени программное обеспечение существенно уменьшит количество проблем при подготовке рабочей инфраструктуры.
Например, мы все давно можем совместно работать с документами Microsoft Word онлайн, используя либо Office Online, либо привычное десктопное приложение, но не все об этом знают. К сожалению, не все системы поддержки дистанционного обучения «в курсе», что Opera, Chrome и Edge — суть одно и то же, поэтому установите пару браузеров, если это возможно.
Разберемся с синхронностью и асинхронностью. Синхронность предполагает одновременную работу участников, асинхронность — распределенную во времени.
Например, бывают синхронные и асинхронные каналы коммуникации. Совещание на работе или собрание Meet Now в Microsoft Teams — это синхронная коммуникация, а электронная почта или форум — асинхронная.
Синхронно и асинхронно может запускаться учебное видео, например, прямое вещание — стримы (Stream) зачастую синхронно, а размещенная видеозапись лекции или подкаст — асинхронно.
Дистанционное обучение отдает предпочтение асинхронному варианту, если видео используется как учебное содержимое, то есть лекция или вводная к заданию (о тонкостях вопроса читайте в материалах дирекции онлайн обучения ВШЭ) и синхронному варианту для предоставления обратной связи. О выстраивании синхронного и асинхронного общения подробно рассказывает статья «Асинхронное общение — вот настоящая причина, почему удаленная работа более эффективна» на портале Хабр.
Инструкция от дирекции по онлайн-обучению
Переход к дистанционному обучению — хороший повод воспользоваться существующими видео в асинхронном режиме, например, вместо онлайн-лекции предложить видео из учебного канала или YouTube и вопросник или онлайн встречу и обсуждение.
Наши уникальные и незаменимые лекции тоже можно записать порциями по 5–15 минут и предложить для просмотра и прослушивания. Простой способ — озвученные презентации: в Power Point в разделе «Запись» можно записать озвученную презентацию даже в HD-формате, а пометки, которые вы будете наносить на слайды при рассказе, также сохранятся в видео и добавят ему «жизни».
Количество влияет на качество. Следует определиться с количеством учащихся, с которыми предстоит взаимодействовать дистанционно. Если речь идет о 15–30 студентах и нескольких часах, то на первых порах можно обойтись повседневными приложениями: провести встречу в Skype и записать ее, предоставить совместный доступ к документам на Google Drive, Microsoft OneDrive, Dropbox и подобных файловых хранилищах, использовать почту для сбора и рассылки учебных материалов и заданий.
Подобная инфраструктура вполне позволяет поддержать несколько сценариев использования, но требует щепетильности и аккуратности при управлении всеми процессами. Огромный плюс такого решения — использование знакомых цифровых инструментов.
Для групп больше 50 человек (а иногда существенно больше, например, 300–400 человек на первых курсах бакалавриата и майнорах) потребуются специальные (преимущественно корпоративные) решения.
Масштабные конференции и стримы. Zoom и Skype for Business (не путать со Skype) позволяют синхронно проводить высокачественные телеконференции на широкую аудиторию. В бесплатном режиме Zoom ограничивает нас 40 минутами общения.
Стримы Zoom допускают запись и сохранение видео в локальное или облачное хранилище, в том числе, доступна автозапись конференций, если она преднастроена администраторами. Skype for Business также может использоваться сотрудниками ВШЭ как часть платформы Microsoft Office 365 for Education. Сейчас на этой платформе также доступны Teams meetings (до 250 участников) и Teams live events (до 5000 участников). Все упомянутые системы позволяют включать размытие фона у выступающего, автоматическое переключение выступающих и показ разнообразных материалов.
Существуют и неожиданные варианты, например, популярная у студентов платформа гейм–стриминга Twitch, если вы учите студентов Minecraft или Fortnite, можете вести трансляцию прямо из игры. Если нет, то ничто не запрещает использовать платформу для «серьезной» лекции (чат для комментариев в комплекте).
Что бы вы не выбрали, заранее изучите возможности управления конференцией, например, как организуется и передается управление презентацией, выключаются и включаются микрофоны участников, где чат. Протестируйте с коллегами и учитесь запоминать свои действия в системе. В случае сбоя вы сможете их воспроизвести или хотя бы подробно описать техническому специалисту.
Keep calm and keep learning
Платформенные инфраструктуры
Современные облачные платформы существенно отличаются от дооблачных LMS подходом к организации обучения. Если сильно упростить, платформы строятся вокруг содержимого обучения, а не вокруг учебных процессов. Такой подход окончательно оформил в последние годы классы программного обеспечения Content Management Systems (CMS) и Learning Spaces.
Образовательные платформы от «гигантов» Google и Microsoft (G Suite for Education и Microsoft Office 365 Education) строятся на принципах гибкого управления пользователями, обязательных синхронных и асинхронных средств коммуникации, планировщиков, интегрированных дисковых пространств и, главное, виртуальных пространств совместной работы.
Возможности совместной работы над цифровыми объектами произвольными командами пользователей — ключевое отличие облачных платформенных решений от LMS предыдущего поколения. Используя возможности совместной работы в дистанционном формате, вы можете не отказываться от парной и командной работы студентов, добавляя к ним инструменты проектной деятельности (от Trello до Project).
В чем отличие G Suite for Education от Microsoft Office 365 Education? Во–первых, пользователи в этих системах идентифицируются при помощи почтовых адресов в Gmail и Outlook.
Во–вторых, на текущий момент на платформе Microsoft в пространстве классов (Teams Class) реализована CMS OneNote Class Notebook — это записная книжка со сквозным полнотекстовым поиском, на страницах которой кроме размеченного текста можно размещать произвольные объекты. Например, фрагменты кода с сервиса обучения программированию repl.it можно запускать прямо в книжке.
Страницы OneNote поддерживают рукописный ввод, и, например, умеют распознавать математические формулы, преобразовывать их в LaTeX, производить некоторые вычисления и строить графики. Ходят слухи, что достаточно скоро мы увидим аналогичную CMS для G Suite. Обе платформы хороши, утилитарный инженерный подход подсказывает нам ориентироваться на тип учетных записей пользователей.
Обратная связь (Feedback) не только позволяет студентам учиться лучше, а преподавателям совершенствовать дисциплины и преподавание. В дистанционном обучении она выступает связующим звеном всего образовательного пространства.
Минимальный набор: асинхронный канал для несрочных вопросов, например, сбор вопросов к предстоящей встрече, обсуждения долгосрочных заданий (форум, файл с общим доступом, страница OneNote и проч.) и синхронный канал для срочной связи, например, при синхронном контрольном мероприятии с лимитированным временем (группа в Telegram или WhatsApp, специальный канал в Microsoft Teams, Hangout Chat в G Suite for Education и т.п.).
Для оповещений и обратной связи важна возможность управления пользователями. Как преподавателям нам важно понимать, кому мы отправляем комментарии и кто пишет нам.
LMS с расширениями. Дооблачное поколение LMS давно и хорошо знакомо многим участникам традиционного учебного процесса, многие из них позволяют добавлять в учебное содержимое уроков мультимедиа (в том числе асинхронное видео, например, с YouTube) и имеют встроенные средства для проведения видеоконференций, например, BigBlueButton (BBB) в Moodle.
Средства таких телеконференций далеки от идеала и заявленных нами выше требований про 300–400 участников, поэтому удобнее расширять возможности LMS, например, за счет Zoom, который успешно интегрируется в LMS Moodle или LMS eFront PRO (не спешим радоваться, к открытой версии eFront это отношения не имеет).
Прелесть LMS в возможностях управления пользователями. Если вы используете LMS университета, то с высокой вероятностью, студенты и преподаватели попадают в нее под корпоративными учетными записями, что дает возможность администраторам собирать студентов в группы, назначать им курсы, а к курсам привязывать преподавателей.
При дистанционном обучении важна возможность групповой коммуникации как студентов, так и преподавателей курса важна, а корпоративная почта станет дополнительным асинхронным каналом связи и оповещений.
Игорь Чириков о вызовах университету при переходе в онлайн
Как расширенная удобными дополнениями LMS, так и платформенная инфраструктура, связанные с учетными данными пользователей университета, позволяют уменьшить количество «точек входа». Например, мы можем использовать геймифицированный опросник Kahoot! сам по себе, но связав его с позволяющей такую интеграцию образовательной платформой, получим контроль за результатами студентов (и точно будем знать, кто сколько баллов набрал) и снимем с них обязанность каждый раз заново регистрироваться в игре.
Облачная платформа упрощает сбор цифрового следа и организацию аналитики, причем не только по данным LMS, но и всем интегрированным инструментам. Например, Microsoft Teams становится стандартным источником данных для интерактивных отчетов в Power BI.
Больным вопросом при дистанционном обучении становится организация контрольных мероприятий. Практически каждому преподавателю хочется, чтобы студенты, находясь дома, прилежно решали задачи, не подглядывали в интернет и не списывали у соседа через ВК. Система прокторинга (то есть предотвращения списывания) Examus доступна среди информационных систем ВШЭ и наверняка ближе к сессии Вышка.Online и Вышка.Digital предложат нам стратегию ее использования для экзаменов.
Более или менее разнообразные средства организации контроля встроены в LMS и облачные платформы, последние, к тому же, позволяют интегрировать в учебные пространства сторонние средства контроля.
В связи с эпидемией бесплатным стал один из лучших облачных сервисов поддержки взаимного оценивания PeerGrade, специальные планы появились у многопрофильного сервиса организации контроля Socrative.
Пока для предотвращения читинга мы можем использовать «старых друзей»: интересные и творческие задания, повышение вариативности заданий, оценивание в процессе онлайн-встреч, лимитированные по времени задания (например, 15–20 минут с жесткими дедлайнами).
Переход в дистанционный режим — своеобразная проверка на прочность. Мы привыкли работать иначе: видеть глаза студентов, выступать с кафедр с лекциями, но иногда жизнь подбрасывает сюрпризы. Взаимопомощь и теплота человеческих отношений, выраженная в неравнодушии, никуда не исчезает в дистанционном режиме, а зависит исключительно от нас. Просите о помощи, не отказывайте в поддержке, пишите о своем опыте в социальных медиа и жизнь будет прекрасной, хоть и пойдет по другому, дистанционному, сценарию.