• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как создать «эффект присутствия»

И другие тонкости онлайн-преподавания

@Мария Долинова

Мария Долинова
Практикующий психолог, выпускница магистерской программы «Персонология и экзистенциальный анализ»

Многие коллеги – очень опытные коллеги! – за всю жизнь ни разу не проводили онлайн-занятий. Завтра (ой, уже сегодня) кому-то предстоит решать кучу технических проблем: камера, звук, методика, управление вниманием аудитории. Как не сойти с ума в этот момент?

Так получилось, что с 2013 года я в основном занимаюсь частной психологической практикой и последние два года вообще не встречаюсь с клиентами очно. Всю работу уже давно и целенаправленно перевела в онлайн-формат: и консультации, и тренинги.

Видео-созвоны – мой основной рабочий инструмент, и накопился кое-какой опыт. Я решила это все сформулировать и написать, на что имеет смысл обратить внимание, если вы только начинаете вести онлайн-занятия.

Это все – мои личные соображения и лайфхаки, я их не в книжке прочитала, а вывела из практического опыта.

Организация рабочего места

Белый фон

Ключевая идея: студенты и/или клиенты не должны тратить время и внимание на разглядывание фона, на котором мы появляемся у них на мониторах или на экранах смартфонов.

Я пришла к выводу, что в домашних условиях лучшим фоном, на котором появляется консультант или преподаватель, является белая стена без каких-либо деталей. Светлая, но не белая стена – тоже неплохо, но несколько хуже, так как дает цветной отблеск на лицо и за счет этого придает человеку слегка болезненный вид.

Темный или черный фон – тоже отличное решение. Получается очень выразительная и стильная «картинка».

Если у вас уже есть белая стена без мебели – отлично, разверните рабочий стол так, чтобы во время трансляции камера «видела» вас на ее фоне.

Если нет – можно купить ролл-штору для окон (лучше всего – плотную виниловую, светоблокирующую, чисто-белую или черную, шириной не меньше 160 см). В IKEA они есть, стоят недорого. Белая штора выглядит как экран «под проектор». Вы можете закрепить штору на стене или на шкафу, разворачивать ее во время работы и снова сворачивать, когда у вас нет занятий.

Другой удачный фон – книжный шкаф (но учтите, что в этом случае первые 40 минут люди будут изучать содержание шкафа, а не то, что вы говорите).

Не самый удачный фон – это ваш потолок. Когда рабочий стол стоит у стены, а вы сидите за ним – вы будете выступать на фоне своей люстры, которая будет конкурировать за внимание с вами.

Подсветка

Кроме «задника», на фоне которого вы выступаете, очень важен свет.

Позаботьтесь о том, чтобы верхний свет был ярким (при возможности замените лампы в потолочных светильниках на более яркие, теплого дневного света).

Но верхнего света будет недостаточно. Это 100%. Без дополнительной подсветки ваше лицо будет очень темным. Чем темнее оно будет – тем меньше внимания аудитории вы сможете удержать. Лицо в кадре надо ярко осветить, и это довольно просто сделать с помощью двух ламп.

Я использую самые простые лампы на струбцинах из той же «Икеи» – на фотографии статьи мое рабочее место с подсветкой.

Таких ламп достаточно, но если есть профессиональные светильники для фотосессий –используйте лучше их.

Питьевая вода

Непривычный формат работы – это дополнительный стресс. От него нередко пересыхает горло. Позаботьтесь о том, чтобы рядом с вами стояла чашка с чаем или водой. Учтите, что студенты увидят дно вашей чашки крупным планом.

Расположение камеры

Если вы ведете трансляцию со смартфона, закрепите его на штативе. Если с ноутбука – то угол наклона крышки (на ней закреплена камера) сильно влияет на пропорции вашего лица в кадре. Найдите оптимальный угол наклона, при котором ваше лицо вам в целом нравится.

Удобный стул или кресло

Главное про кресло: есть хорошая опора для спины, желательны подлокотники, спинка не выше вашей головы (иначе над головой будет отвлекающий «нимб» из спинки кресла), не скрипит, достаточно мягкое. В идеале, кресла не должно быть видно в кадре (низкие подлокотники и низкая, не слишком широкая спинка).

Звукоизоляция

Она должна быть. Если ее нет – это действительно плохо. Возможно, в таком случае вам стоит вести трансляцию не из дома, а арендовать кабинет с почасовой оплатой и хорошим интернетом, и выходить на связь оттуда.

Ваши домашние должны понимать, что вы на работе, и не отвлекать вас. Если в семье есть дети – кто-то должен во время трансляции присматривать за ними. То же касается и животных. 
(Но появившиеся в кадре дети – это на самом деле «дело житейское», не надо этого бояться. Студенты поймут).

Внешний вид

Во время очных (аудиторных) занятий мы используем много приемов для удержания и переключения внимания. При живом общении нам доступно вот что: расположение и перемещение в пространстве, язык тела, позы и жесты для управления вниманием, контакт глаз с конкретными людьми в аудитории.

Все это прекрасно работает «вживую» – но мы чувствуем себя не очень уверенно, когда лишаемся этого, переходя в онлайн-формат.

Чем это все можно заменить?

  • Ведите трансляции в выразительной одежде. Лучше, если она будет однотонной, четкого силуэта, с яркими деталями. Это очень помогает удерживать внимание.
  • Камера безжалостна к деталям. Коллеги-женщины: даже если вы не используете косметику в обычной жизни, по моим наблюдениям, тональный крем, пудра и помада могут помочь чувствовать себя увереннее в кадре. Особенно – пудра с эффектом blur (но не слишком светлая). Более яркое лицо удерживает внимание лучше (в сети есть много роликов о гриме, макияже для фото- и видеосъемки)
  • Садитесь перед камерой так, чтобы были видны жестикулирующие руки
  • Немного усильте эмоциональную экспрессию и мимику лица. И расправьте плечи. Сейчас вашему лицу, шее и плечам придется невербально выражать те нюансы, которые в аудитории мы выражали всем телом

Легкая небрежность в прическе выглядит в обычной жизни очень мило. В кадре это совсем иначе. Я в итоге пришла к выводу, что для успешной работы важно то, как выглядит «говорящая голова», включая прическу.

Чтобы понять, как вы будете выглядеть в кадре, включите лампы подсветки, сядьте за рабочий стол и включите встроенную фотокамеру. Это – та же самая камера, которая будет вести трансляцию. Сделайте несколько фотографий и внимательно их рассмотрите: в порядке ли одежда, не попадают ли в кадр ненужные предметы и т. п. Выберите подходящий ракурс.

Методика

Студенты будут более внимательны, если вы создадите «эффект присутствия».

Вот простые способы, как этого достичь:

  1. Здоровайтесь более акцентированно, чем в аудитории. Обычного «здравствуйте, давайте начнем работать» может не хватить. Скажите, что вы рады видеть собравшихся. Посмотрите на состав участников и отметьте, сколько собралось людей – «Нас уже шестнадцать человек, можем начинать»
  2. «Отмечайте посещение», даже если посещение не входит в вашу формулу итоговой оценки. Например: «Давайте начнем, прошу всех, кто пришел вовремя и не опоздал, поставить плюс в чате». По мере появления этих «плюсов» можно их комментровать –например, так: «Ага, вижу: здесь Иван, Елена, Игорь, Даша... отлично. Все, остальные будут считаться опоздавшими. Лучше начинать вовремя». Это делается для того, чтобы участники почувствовали себя частью учебной группы, а не просто зрителем перед экраном
  3. В середине занятия лучше сделать такую перекличку еще раз, задав вопрос и попросив коротко ответить. Например: «Кто согласен с этим – напишите в чате «Да», а кто не согласен – напишите «Нет», кто не уверен – напишите «Нет ответа». По мере появления в чате ответов считайте их (если группа маленькая), и если кто-то не отвечает, спросите: «Вижу мало ответов. Остальные присутствуют на занятии или уже отправились по своим делам»? Это даст студентам сигнал, что от занятия не надо отвлекаться.
  4. Комментируйте свои действия. Например, иногда вам нужно переключить слайд, чтобы показать его на мониторе. Или включить кому-то из участников звук, чтобы спросить о чем-то. Если делать это молча, то возникает неловкость и эффект большой дистанции. А нам, наоборот, нужен эффект присутствия. Можно комментировать свои технические действия. Например, так: «Секунду, я посчитаю, сколько людей в чате ответили "Да", а сколько ответили "Нет"». Или: «Минутку, я включу Анне звук. Анна, вы в эфире, вас хорошо слышно. Теперь расскажите, что вы думаете о...»
  5. Для вдохновения можно читать/перечитывать «Великую дидактику» Коменского. Этот древний текст напоминает, что наша «старая-добрая» лекционно-семинарская и классно-урочная система когда-то была таким же новшеством, что и онлайн сейчас. И людям было реально сложно представить, зачем разделять учеников на классы и т. п.

Управление своим состоянием и вниманием аудитории

Будьте готовы к тому, что первое время новый формат работы может показаться утомительным.

При возможности не ставьте пары без перерыва друг за другом. Если они идут «сплошь» – обязательно немного отдохните во время короткого перерыва, даже если это всего 10 минут.

Быстро отдохнуть помогают упражнения аутотренинга, они легко гуглятся и их просто освоить. За неделю освоите базовые упражнения, и это уже будет очень хорошее подспорье. Без такого отдыха между занятиями работать в первое время будет сложновато.

Полезно ставить рядом с монитором что-то красивое и приятное глазу: это не будет видно студентам, но будет видно вам. Я ставлю рядом цветы, горящую свечу (осторожно! Не рядом с техникой) или фотографию близкого человека. При взгляде на эти предметы мы улыбаемся – и это очень важно при работе онлайн.

Специфика дистанционного формата такова, что люди зачастую кажутся чуть более суровыми, суетливыми, неприветливыми или напряженными, когда их снимает камера. Так что на поддержание комфортной обстановки на занятии стоит обращать особое внимание.

Полезно в первое время ставить рядом с монитором зеркало – глядя на себя, вы сможете заметить, что нахмурились.

В отличие от очной встречи, у студентов мало возможностей правильно распознать ваши невербальные сигналы. Вы можете хмуриться из-за технических сложностей, а студенты могут принять это на свой счет, напрячься – и это сразу же снизит эффективность работы.

Технические детали

Если у вас есть ноутбук, то в первое время не понадобится ни веб-камера, ни микрофон-петличка, ни наушники. А вот лампы подсветки пригодятся сразу.

Нужно очень надежное и быстрое интернет-соединение.Skype годится для индивидуальной работы, а для групповой гораздо удобнее zoom.

Полноценный zoom стоит всего $15 в месяц. Если пользоваться бесплатным – то созвон длится всего 40 минут, потом нужно заново подключаться. Это сбивает работу. Не надо экономить на этом.

Zoom дает возможность установить настройку «отключить микрофоны, запретить участникам подключать микрофоны» всем участникам, кроме себя. Рекомендую принудительно выключить всем микрофоны, но попросить включить видеокамеры. Тогда вы будете видеть лица и оценивать реакцию на свои слова.

Когда нужно будет кому-то предоставить слово, вы сможете включить этому человеку микрофон на время его реплики.

Референсы

Очень рекомендую внимательно присмотреться не только к коллегам, которые ведут онлайн-курсы (и новым взглядом оценить их в кадре), но и понаблюдать за поведением  хороших журналистов во время интервью и дикторов программы новостей. Это профессионалы, привыкшие к камере – в их поведении можно «подсмотреть» что-то, что пригодится вам в виртуальной аудитории.

Как этому всему научиться?

Онлайн-преподавание и онлайн-консультирование – это новые профессиональные области. Тут пока нет единых стандартов профессионализма, они формируются прямо у нас на глазах.

Вся эта история с карантином, мне кажется, сейчас приведет к взрывообразному росту количества профессионалов, вовлеченных в онлайн-работу, и это в целом хорошо для этой новой отрасли.

Так как программ подготовки к онлайн-преподаванию и онлайн-консультированию мало, мы учимся на практике.

Как ускорить обучение?

  1. Делайте «разбор полетов». Обязательно ведите видеозапись своих лекций и семинаров. (предупредив студентов, конечно). Это  поможет не только подготовить в будущем полноценный онлайн-курс, но и даст возможность при пересмотре записи увидеть свои методические ошибки. Их лучше сразу исправлять, формируя новые привычки.
  2. Обсуждайте с коллегами методическую и техническую сторону работы в онлайн-формате. Соберите свою мастер-группу, где это обсуждают.
  3. Изучайте лучшие образцы на Coursera, вебинары и видеолекции других коллег, ищите удачные приемы работы.
  4. Посоветуйтесь с фотографами и видеооператорами по техническим вопросам.
  5. Ищите методические советы и материалы в сети. Делитесь ими с коллегами.

Глядя на то, что происходит в связи с карантином, я решила  провести короткую обучающую программу. Курс называется «Как психологу, коучу и преподавателю начать работать онлайн». Она будет проходить до воскресенья, 22 марта. Участие бесплатное. Требуется регистрация в группе. Записи прошедших семинаров можно посмотреть на Facebook.

Источник: Facebook Марии Долиновой

20 марта, 2020 г.

«Вышка» в Telegram