Об атмосфере, в которую хочется вернуться, о том, как остаться на связи с университетом и чем бывшие студенты могут помочь нынешним, рассказала начальник управления развития карьеры и взаимодействия с выпускниками Ксения Марданова.
– Как сейчас меняется взаимодействие Вышки с выпускниками?
– Московский кампус Вышки за 28 лет окончили более 60 тысяч человек. Мы хотим, чтобы для них университет стал местом, с которым они связаны навсегда.
Мы говорим о том, что университет – это место силы и туда можно вернуться независимо от того, выпустился ты три года или 20 лет назад. Двери Вышки всегда открыты, и мы делаем все возможное, чтобы туда хотелось приходить снова и снова.
Отдельно хочу сказать, что мы в целом очень широко понимаем понятие выпускник. Это не только люди, которые окончили бакалавриат или магистратуру, это также выпускники ДПО, лицея, аспирантуры. Мы говорим всем: «Приходите к нам».
Раньше не было такого активного внимания к роли выпускников в развитии университета. Этот тренд в России сформировался в последние 5-7 лет. Также важно отметить, что в Программе развития университета до 2030 года отдельный раздел посвящен работе с выпускниками. Это еще раз подтверждает желание университета сотрудничать с выпускниками, создавать пространство и механизмы реализации их научного, карьерного и творческого потенциала.
– Как вы привлекаете выпускников вернуться в Вышку?
– В июле прошлого года было создано управление, которое объединило Центр по работе с выпускниками и Центр развития карьеры. Сейчас мы активно занимаемся развитием сообщества выпускников и создаем атмосферу, которая будет привлекать людей. Дело в том, что мы не хотим никого настильно сюда приводить, мы хотим, чтобы у выпускников появилось желание вернуться в свой университет.
Очень радостно, что открылась Покровка, потому что это историческое здание и здесь есть инфраструктура, которая привлекает людей. Мы максимально используем эти ресурсы и уже провели здесь три разработанные нами экскурсии по Дому Дурасова. Они рассказывают о жизни Практической академии коммерческих наук, которое располагалось в этом здании в XIX веке. Мы сравниваем, какой была Покровка тогда и какой она стала сейчас. Приятно, что есть общие точки, связи между тем временем и современностью.
Мы проводим арт-вечера: это вечеринки, на которых мы общаемся и рисуем Вышку в разных форматах.
И, наконец, мы начинаем развивать сообщество выпускников за рубежом. Довольно много вышкинцев строят сейчас карьеру не в России. У нас есть традиция: в каждом городе, куда мы едем в командировку, мы прячем наш брендированный тубус в популярных местах и потом делаем квест для выпускников по его поиску. Мы делали так в Лондоне и в Португалии. Очень приятно читать потом отзывы ребят, которые их находят и радуются, что Вышка вспомнила о них.
Вся работа нашего центра строится на предложениях самих выпускников. Например, с идеей нетворкинг-клуба к нам обратилась наша выпускница и мы поддержали ее инициативу. Другая наша бывшая студентка, которая окончила Вышку 10 лет назад и сейчас живет в Лондоне, организовала встречу выпускников у нас: в прошлом году ее однокурсники приехали в Москву со всего мира.
Мы всегда очень рады таким историям, нам хочется, чтобы через годы люди помнили о месте, в котором провели довольную большую часть своей жизни.
– А что выпускники могут дать Вышке?
– У нас уже работает программа менторства и выпускники очень активно принимают в ней участие, но у многих есть запрос на преподавательскую деятельность. Мы сейчас обсуждаем создание «Школы выпускника». Например, приходит выпускник, который сейчас работает в Deloitte, и читает цикл лекций о корпоративных финансах. Это хорошая возможность и для выпускников поделиться своим опытом, и для студентов узнать из первых рук как устроены бизнес-процессы.
Я думаю, что конкурентоспособность выпускников значительно повыситься, если рынок будет принимать активное участи в их образовании. Выпускники, которые сами погружены в процесс, могут помочь в этом нашим студентам.
Я надеюсь, что мы реализуем этот проект уже в 2021 году. Запрос есть, в данный момент мы ищем новые гибкие формы привлечения выпускников-практиков к преподавательской деятельности.
Мы подобный формат уже довольно давно реализуем в рамках Центра развития карьеры и видим, что он пользуется популярностью у студентов и им интересно встретиться именно с выпускниками Вышки.
– Как студентам, которые в этом году окончат университет, могут остаться на связи с Вышкой?
– Прежде всего, оставить свой актуальный электронный адрес в LMS или подписаться на рассылку. Мы делаем регулярные рассылки по выпускникам, где рассказываем, что происходит в университете. Можно также подписаться на наши группы в ВКонтакте и Facebook.
В прошлом году каждый выпускник получил подарки с символикой университета. Мы видим, что многие ребята ходят с нашими сумками, поэтому продолжим традицию и снова подготовим памятные подарки от университета к церемониям вручения дипломов.
И, конечно, можно получить карту выпускника. Сейчас выпуск карты полностью автоматизирован: вы заполняете анкету и загружаете фото, через несколько дней на вашу почту приходит сообщение, что карта готова. Ее можно забрать из зданий на Мясницкой или на Покровском бульваре.
Режим работы бюро пропусков на Мясницкой, 20 временно изменен.
Пн., вт., чт., пт. – с 10:00 до 18:00. Оформление пропусков с 10:00 до 17:30, технический перерыв с 13:00 до 14:00.
Ср. – с 13:00 до 21:00. Оформление пропусков с 13:00 до 20:30, технический перерыв с 16:00 до 17:00.
В здании на Покровском бульваре, 11 получить пропуск временно нельзя.
Карта дает доступ ко всей инфраструктуре Вышки: спортивному залу, столовой, всем корпусам университета кроме общежитий. Также она дает доступ к нашей программе лояльности, в которой сейчас более 25 партнеров.
Мы готовим к лету выпуск этой карты в формате Wallet, чтобы у пользователей была возможность не носить ее постоянно домой. Мы также готовим полноценное мобильное приложение, благодаря которому на карте будет видно, в каких магазинах или кафе есть предложения для выпускников.
К сожалению, пока выпуск карты невозможен для тех, кто продолжает свое обучение в магистратуре или работает в Вышке. Для них все возможности программы лояльности также доступны – предложения представлены на сайте.
– На какие сообщества выпускников в России и за рубежом вы равняетесь сейчас?
– В целом выпускники и эндаумент – это новая практика для России, университеты стали активно заниматься развитием своих сообществ только 6-7 лет. В России мы ориентируемся в первую очередь на СПбГУ. Они работают с большим массивом, и на сегодня это пример лучшей реализации работы с выпускниками в российском пространстве.
Также нам интересна РЭШ, хотя у них немного другой опыт: у школы всего 2000 выпускников и они примерно знают, кто где работает, сколько у него детей и так далее.
Среди зарубежных это, в первую очередь, американские и британские университеты. Например, эндаумент выпускников Гарварда составляет половину всего финансирования университета. Это огромные деньги.
Тут важна еще ментальность. У нас в целом работа с сообществами и фандрайзингом достаточно появилась не так давно и должно пройти какое-то время, пока у людей сформируется мнение, почему это важно. Мы в том числе занимаемся формированием такого мнения. Например, к Щедрому вторнику мы вместе с проектом Доброшрифт изготовили лимитированную линейку толстовок «Вышка – это космос».
На наш взгляд, это очень хорошая история. Нам важно, что Вышка участвует в таких благотворительных инициативах, тем самым тоже популяризирует фандрайзинг.
– В мае должна состояться церемония награждения премии HSE Alumni Awards. Она тоже будет отличаться?
Премия – это ключевое для нас мероприятие. Она существует с 2007 года и в этом году проходит в обновленном формате, потому что нам хочется, чтобы ее ценность для выпускников выросла.
В этом году мы расширяем количество номинаций. Теперь их десять и в каждой у нас свое экспертное жюри, в состав которого входит не только внутренние эксперты (деканы и проректора), но и внешние эксперты, известные личности: Алена Владимирская, Самира Мустафаева, Майя Кучерская, Дмитрий Папулин и многие другие.
Для нас это важно, потому что мы хотим, чтобы выпускники были оценены максимально беспристрастно.
До середины марта вышкинцы могли выдвинуть своих кандидатов на премию, а 25 марта началось онлайн-голосование среди всех желающих.
Затем за номинантов из шорт-листа будут голосовать представители жюри.
Выбрать лучших по вашему мнению выпускников Вышки в разных областях можно на сайте премии. Голосование открыто для всех и продлится до 26 апреля.
Мы надеемся, что сможем объявить лауреатов во время церемонии награждения в Центральном атриуме на Покровке. В этом году мы выбрали сложную тему для мероприятия – «Гармония традиций, цифровых технологий и футуристичные представления о будущем». Нам хочется соединить историческую атмосферу здания и современность, поэтому мы будем максимально использовать цифровые технологии. Например, соведущей церемонии станет голосой помощник Маруся – флагманский проект Mail.ru Group.
К сожалению, один раз мы уже перенесли запланированную дату премии из-за распространения коронавирусной инфекции. О дате мероприятия мы сообщим позднее.
Нам важно через премию показать успехи наших выпускников. Среди них есть совсем необычные. Например, в прошлом году у нас один из номинантов – владелец конного завода. Это то, с чем обычно не ассоциируется выпускник Вышки.
В этом году мы сделали одну из номинаций для людей творческих специальностей – «Человек искусства». Еще одна новая номинация – «Международное лидерство». Она для иностранных студентов, которые окончили Вышку и популяризуют ее за рубежом.
Мы также впервые будем выбирать победителя в номинации «Связующее звено». Это премия не выпускникам, а наоборот, от выпускников тем людям, которые вносят свой вклад в развития сообщества выпускников. Ее лауреатом может стать любой сотрудник, преподаватель, студент, выпускник или друг Вышки, который помогает нам в создании и поддержании коммюнити выпускников. Такой амбассадор Вышки в среде выпускников. Нам кажется, это важно для сохранения связи с университетом.