17 марта Вышка перешла на дистанционное обучение. Огромное количество вопросов первых дней дистанта, связанных с организацией процесса обучения, сменился рассуждениями о том, каким будет наше поствирусное будущее, а также, насколько дорого в финансовом плане дистант обходится университету.
Эта тема в том числе поднималась министром науки и высшего образования РФ на восьмом заседании Рабочей группы по организации образовательной деятельности в условиях предупреждения распространения инфекции COVID-19 на территории РФ. Ведь уже понятно, что университеты с переходом на дистанционные технологии обучения несут большие издержки, нежели они бы работали по привычной схеме.
Так Высшей школе экономики, чтобы организовать полный переход всех образовательных процессов на онлайн потребовалось закупить лицензии на сервисы видеоконференцсвязи и средства групповой работы в цифровой среде, а также новое ПО для технологического обеспечения учебного, научного и административных процессов в условиях удаленной работы сотрудников. Финансовых инвестиций потребовала и организация дополнительных сервисов по прокторингу (удаленному контролю действий студента в обучающей среде).
В экстренном порядке пришлось существенно усилить службы методической поддержки по организации учебного процесса (для преподавателей и студентов) и обучить всех участников процесса новым методам работы.
Были разработаны дополнительные онлайн-курсы и методические материалы к ним в цифровом формате, а также расширен доступ к цифровым библиотечным ресурсам.
Нельзя забывать и про наращивание мощности информационно-технологической инфраструктуры. Это значит, что необходимо было обеспечить увеличение пропускной способности каналов Интернета в местах установки серверного оборудования и в общежитиях, а также увеличить ресурсы хранения и обработки данных (включая дополнительную аренду серверов).
Отдельных инвестиций потребовало экстренное развертывание служб ИТ-поддержки пользователей и закупка дополнительной техники для удаленной работы преподавателей.
Возникли и расходы, которые напрямую не относятся к переходу на дистанционные формы обучения, но которые университет принял на себя для обеспечения безопасности студентов и сотрудников в условиях неблагоприятно эпидемиологической ситуации.
Например, Вышка компенсирует проезд домой малообеспеченным студентам, которые живут в общежитиях, и расходы сотрудникам и студентам за отмененные поездки и командировки. Также введены временные надбавки работникам, которые работают в «зоне риска» (обслуживание зданий, ИТ-поддержка, финансовые и кадровые процессы и т.п.).
Все эти меры по оценкам финансовых служб увеличивают стоимость реализации образовательных программ университета практически на 20%. При этом важно отметить, что университет не планирует пересматривать стоимость обучения в связи с переходом на применение дистанционных образовательных технологий. Такая позиция обозначена в специальном материале «Вышки для своих».
Подробные разъяснения, почему не существует оснований пересматривать договор об оказании платных образовательных услуг и саму стоимость этих услуг опубликованы и на сайте Министерства высшего образования и науки РФ.