Сегодня был опубликован проект Кодекса этики административных работников НИУ ВШЭ. Директор по правовым вопросам Алия Ермакова, принимавшая участие в его разработке, рассказала «Вышке для своих», зачем нужен документ, как он повлияет на работу сотрудников и чем отличается от Кодекса для научно-педагогических сотрудников.
– Для кого написан Кодекс этики административных работников?
– Он распространяется на работников, выполняющих обеспечивающие функции в нашем университете. Говоря официальным языком, это все, кто относится к категории административно-управленческих, инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
А если объяснять проще, то это сотрудники центрального аппарата, административные работники факультетов, институтов, работники учебных офисов, сотрудники, обеспечивающие работу зданий и общежитий, персонал хозяйственных служб.
В общем, это все, кто помогает тем, кто учит, учится и занимается наукой в нашем университете.
– Для чего университету необходим этот документ?
– Кодекс формирует общее понимание тех или иных вопросов поведения, ответы на которые не найти в нормативных документах. Он нужен, чтобы задавать правильные ориентиры. И чтобы мы все действовали в единой «системе координат».
Как административному работнику зачастую мне объективно не хватает такого инструмента поддержки, своего рода «компаса». Признаюсь, иногда я не знаю, как лучше поступить в том или ином случае.
В университете много работников, обучающихся, мы активно взаимодействуем друг с другом, наши мнения не всегда совпадают. В такой ситуации, как мне кажется, нам важно иметь общие признанные правила и установки. Особенно сейчас, когда университет активно растет, когда развивается проектная работа, внедряются новые форматы взаимодействия. Теперь, надеюсь, ответы хотя бы на часть вопросов можно будет найти в Кодексе.
К обсуждению приглашаются все сотрудники
И вообще, я хотела бы подчеркнуть, что ни в коем случае не воспринимаю этот документ как запретительный (да, к сожалению, такое взгляд на подобные документы – не редкость, в том числе в нашем университете).
Для меня этот документ, скорее, отражение лучшей версии меня самой как профессионала. Это то, к чему я должна стремиться. И мне хотелось, чтобы все, кто прочитал этот Кодекс, сказал: «Я разделяю этические принципы этих людей. Я хочу быть частью этого сообщества, работать администратором в Вышке».
Сейчас, выбирая место работы, люди учитывают корпоративную культуру компании далеко не в последнюю очередь. Корпоративная культура – это «лицо» организации, ею гордятся.
И если в академической сфере университет – признанный лидер, то в сфере административной работы нам приходится конкурировать со всем рынком. Здесь нужно показывать себя. Я рада, что мы наконец доросли до этого.
– Не так давно в Вышке появился проект Этического кодекса научно-педагогического работника. Чем Кодекс для административных работников отличается от этого документа?
– Такие отличия есть, но сначала мне кажется важным отметить, что несмотря на два представленных проекта кодексов, нет отдельно этики научно-педагогических работников и этики административных работников. Неверно противопоставлять эти понятия. Мы работает в одном университете, и этика у нас тоже одна. Поэтому в существенной части положения двух Кодексов совпадают.
Просто в силу специфики административной работы в Кодексе этики административных работников отражен немного другой фокус, возможно, более прикладной, процессный.
Так, Кодекс этики административных работников более подробно регламентирует принципы работы бэк-офиса, порядок взаимодействия подразделений, даже порядок проведения совещаний. В Кодекс включены нормы про отношения с партнерами университетов, про использование ресурсов НИУ ВШЭ.
Конечно, в деятельности административных работников иначе, чем для НПР, проявляется принцип академической свободы. Свою роль мы видим в том, чтобы принимать меры для поощрения добросовестного академического поведения, продвижения высоких стандартов осуществления образовательной и научной деятельности, содействие созданию атмосферы, поощряющей научный поиск и стимулирующей высокие академические достижения.
– Как Этический кодекс будет регулировать жизнь сотрудников?
Это покажет время. Я надеюсь, что его будут читать и использовать как руководство к действиям. В Правовом управлении мы сделаем его настольной книгой каждого работника, которая будет помощником и проводником в университетской работе и взаимоотношениях с коллегами и обучающимися.
– Могут ли сотрудники принять участие в обсуждении документа?
– Конечно, могут. Причем я приглашаю к обсуждению не только административных работников, но и преподавателей, научных сотрудников, экспертов, обучающихся. Их взгляд на положения проекта будет очень полезным.
Пожалуйста, направляйте ваши замечания и предложения на почту ethics@hse.ru.