Вышкинцам предстоит первая дистанционная сессия. Экзамены по многим дисциплинам пройдут на новых для студентов платформах. Мы попросили психолога Марию Швец поделиться советами о том, как справиться со стрессом, связанным с техническими особенностями дистанционного экзамена.
Для студентов Вышки сессия сама по себе — период высокого интеллектуального и эмоционального напряжения. Это время забирает много психических ресурсов. Ситуация сдачи экзаменов дистанционно, действительно, является новой для наших студентов.
Даже если мы сдаем экзамены много раз, наша психика все равно сильно реагирует на стресс. А новый формат проведения экзаменов в таких условиях — это и вовсе неизвестная ситуация. Это может вызывать тревогу, провоцировать обдумывание негативных сценариев развития событий, и, в худшем случае, негативно влиять на успешность выполнения заданий.
Техностресс — понятие, в которое входит широкая группа негативных проявлений взаимодействия человека с современными технологиями. В ситуации дистанционной сдачи экзамена и изменения процедуры контроля мы имеем дело с проблемой адаптации студента к такому формату проверки знаний.
Студенты могут испытывать неуверенность в том, что удастся разобраться в программе, в которой будет проходить экзамен; опасаться, что им может не хватить времени для решения задания; волноваться, что могут возникнуть технические неполадки с интернетом или компьютером, что сделает невозможным продолжение сдачи экзамена; сильное эмоциональное напряжение может вызывать система наблюдения и контроля за их действиями, в которой студенты не видят самого оператора.
В такой системе коммуникации студент может беспокоиться об обратной связи по поводу своего поведения: будет ли оно истолковано как нарушение процедуры экзамена? Могут возникнуть фантазии о том, что новый формат проведения отразится на содержании и сложности самого экзамена. Также немаловажным является вопрос информационной безопасности и конфиденциальности личности студента во время экзамена.
Сбой в работе технических устройств, как и все другие неприятные сценарии, проконтролировать в данной ситуации невозможно. Психологически в дистанционной сдаче самое трудное — делегирование контроля техническому устройству.
В ситуации прокторинга плюсом может быть то, что система контроля не оценивает, насколько «честно» вы работаете, а только дает оператору сигнал о том, что ваше внимание длительное время не сосредоточено на задании. Во время очной сдачи экзаменов алгоритм проверки самостоятельности выполнения заданий такой же, и на это важно обратить внимание.
Интерпретирует ситуацию человек-оператор, который является беспристрастным лицом, в его задачу входит только оценка возможных нарушений и он не заинтересован в искажении вашей оценки.
Технические сбои — не ваша вина
В сложившихся обстоятельствах важно принять, что неполадки и сбои могут случиться не по вашей вине. Важно сообщать о таких моментах организаторам экзамена, если самостоятельно разобраться не получается.
Чем больше вы будете представлять, что эта ситуация не отличается от привычной формы сдачи и является всего лишь проверкой ваших актуальных знаний, тем вам будет комфортнее.
Чтобы избежать растерянности на самом экзамене, попробуйте предварительно познакомиться с системой, с которой вам предстоит работать, рассчитайте, сколько времени вам понадобится для выполнения заданий, можно ли его оптимизировать. Чем более знакомой для вас будет программа, тем увереннее вы будете чувствовать себя на самом экзамене.
Подготовьте пространство
Постарайтесь обустроить удобное рабочее место. Уберите предметы, которые точно будут отвлекать ваше внимание. Сдавать экзамен в домашней обстановке может быть и легче, и комфортнее, поскольку ситуация воспринимается вами как безопасная. Попросите соседей и близких позаботиться о вашем комфорте в часы проведения экзамена: договоритесь, чтобы вас не беспокоили и не шумели. Позаботьтесь о техническом оснащении для экзамена заранее.
Осознанные действия для подготовки к процедуре экзамена помогут вам вернуть чувство контроля и собственной компетентности в стрессовой ситуации.
Настройтесь на работу
Перед самим экзаменом важен позитивный настрой. Если вы будете противопоставлять себя системе и видеть в самой процедуре и операторе враждебный источник, то с большей вероятностью вы будете более агрессивно реагировать на возможные технические сложности, замечания проктора или собственную тревогу.
Перед экзаменом позаботьтесь о своих базовых потребностях. Важно хорошо выспаться, позавтракать, возможно, совершить прогулку или размять мышцы, так как вам предстоит непрерывно сидеть за монитором во время экзамена.
Фокусируйтесь на заданиях, а не на контроле
Во время самого экзамена постарайтесь сконцентрировать свое внимание на самих заданиях, а не на внешней ситуации или контроле своего поведения. Вовлеченность в процесс выполнения поможет отстраниться и даже забыть о том, что вы на тестировании.
Также важно не фиксироваться на желаемом для вас результате: это может усилить тревогу и привести к чувству бессилия, если вы поняли, что не можете справиться с заданием. Если что-то не получается с первого раза, попробуйте сначала выполнить то, в чем вы уверены, а потом вернуться к сложным вопросам.
Что делать, если случился сбой
Если вы поняли, что не можете сдавать экзамен, что-то сломалось в системе, произошла ошибка — постарайтесь не корить себя и не катастрофизировать ситуацию.
Неудовлетворительная оценка или перенос экзамена на другую дату не говорит ничего о ваших качествах и способностях. Это опыт, который вы можете использовать, чтобы понять свои сильные и слабые стороны, разрешить себе не всегда «быть на высоте» и принять как свои ограничения, так и ограничения системы. Важно в такие непростые моменты вспомнить, как вам удавалось преодолеть ситуации неуспеха в прошлом, поддержать себя, поощрить за старания.
Выражайте свои чувства
Если после завершения экзамена вы чувствуете сильный прилив тревоги или беспокоитесь за результат, важно, чтобы вы смогли выразить эти чувства: можно рассказать о них вашим близким, обсудить с одногруппниками трудности, с которыми столкнулись они. Однако также важно уметь завершать процесс и возвращаться в реальность: определите, где заканчивается граница учебы и экзамена и начинается обычная жизнь.