• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«О, ты из Вышки? Я сразу так и подумал»

Участники конкурса фонда Потанина – о том, что важно для победы

@Благотворительный фонд Владимира Потанина

В этом году Вышка в лидерах конкурса по количеству победителей – 37 студентов магистратуры получат ежемесячную стипендию Фонда в размере 25 тыс. рублей в месяц, а 2 преподавателя НИУ ВШЭ – гранты на разработку новых образовательных программ и внедрение оригинальных методик обучения. Участники конкурса рассказали, как проходил отбор, что необходимо для участия в конкурсе и какой опыт они получили.

«Одна поездка домой – одно эссе»

Нина Здорова

2 курс магистратуры, ОП «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», стажер-исследователь Центра языка и мозга

Я участвовала в конкурсе на получение стипендии два года подряд: на первом и втором курсе магистратуры. В первый год я не дошла даже до отправки заявки, просто потому что не успела собрать все документы вовремя (а заявка для заочного этапа поистине внушительная: четыре эссе, рекомендательное письмо и пр.). Во второй раз я взялась за это значительно раньше. Помню, как писала в поездах Москва – Нижний Новгород и обратно. Одна поездка домой – одно эссе. Очный этап отбора проходил в формате однодневного интенсива с преимущественно командными заданиями. Здесь нужно было показать, как мы общаемся, отстаиваем свою позицию, слушаем других и приходим к компромиссу. Мне очень понравилась мысль ведущей очного этапа: если мы каждый день делаем чуть больше, чем нужно, хотя бы 1.01, то к концу года у нас получится результат 37.8 (если 1.01 возвести в степень 365), а если каждый день чуть-чуть не доделывать и оставаться на 0.99, то к концу года мы получим 0.03. Этот пример помог мне выстоять день очного отбора, где с 9 до 18 часов нужно было очень активно участвовать и не сдавать позиции ни на минуту, даже если устал и хочется есть, а до обеда еще час.

Среди требований к стипендиатам есть и высокая успеваемость, и научный потенциал, и лидерские качества. Но даже при наличии всего перечисленного стипендию тебе никто не даст, пока ты сам не проделаешь большую работу по заполнению заявки и не представишь в достойном виде свои качества и заслуги на очном этапе.

Немалую роль в моем успехе сыграло искреннее и доброе рекомендательное письмо от моего научного руководителя Марии Викторовны Худяковой, специалиста по билингвальным исследованиям и сотрудника Центра языка и мозга ВШЭ. У нас уже есть идеи для дальнейших исследований и мои планы на ближайшее время по окончании магистратуры – эти идеи формализовать. Я собираюсь поступать в аспирантуру Вышки и заниматься исследованиями билингвизма, в частности билингвизма в России.

«Мы неслись как угорелые от одного эксперта к другому, чтобы не пропустить важную информацию»

Владислав Хегай

1 курс магистратуры, ОП «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации»

О конкурсе у меня остались только положительные эмоции. Это здорово оказаться в числе тех самых «Потанинцев», в лидерский потенциал которых поверили.

Заочный этап дал возможность вспомнить прошлое и задуматься о будущем. Здесь были интересные вопросы, которые позволили поразмыслить о том, что я хочу от жизни, чего уже достиг и какие у меня дальнейшие планы. Я выделил свою деятельность в качестве амбассадора компании Mail.Ru Group, работу в команде над организацией Всероссийского форума молодых лидеров YouLead и помощь в организации интернационального разговорного клуба LCampus. 

На втором этапе неважно, что человек сделал раньше. Имеет значение только то, как он покажет себя в данный момент. На целый день я погрузился в сообщество нынешних/будущих лидеров. Нас объединяли в разные группы и давали креативные задания. Мы неслись как угорелые от одного эксперта к другому, чтобы не пропустить важную информацию. Здесь я познакомился с яркими, сильными и харизматичными личностями. Надеюсь, наши пути еще пересекутся со многими стипендиатами.

«Мне помог опыт обучения в англоязычной магистратуре»

Елена Красильникова

2 курс магистратуры, ОП «Прикладная и междисциплинарная история»

Самые яркие впечатления о конкурсе связаны с очным отбором в формате деловой игры. Это соревнование, в котором 200 студентов одновременно представляют команду и свои личные интересы. При этом выиграть хотят все, участники не знакомы между собой, и каждый пытается взять инициативу в свои руки, что приводит к хаосу. Жесткий отбор заочного тура выявил лидеров, но оказалось, что лидерство понимается по-разному, и стратегия «я лидер и расскажу, что делать другим» может потерпеть провал. Здесь мне помог опыт обучения в англоязычной магистратуре Вышки, когда нужно было работать в команде, в равной степени быть готовой брать на себя большую ответственность и идти на уступки, чтобы достигнуть консенсуса. 

В заявке для заочного этапа конкурса я указала свои достижения в спортивной деятельности, опыт волонтерства и активное участие в академической жизни. На протяжении трех лет я участвовала в организации конференции «Конструируя “советское”?», проводимой на базе Европейского университета в Санкт-Петербурге, организовала бесплатные тренировки по стритболу для женщин, победила в соревнованиях ВШЭ по женскому стритболу. Все перечисленное основано на командной работе и именно этот опыт помог мне выиграть стипендиальный конкурс. 

В этом году я заканчиваю магистратуру и планирую поступать в США на программу PhD по истории. В данный момент я готовлюсь к сдаче TOEFL и GRE и как волонтер организую подготовку к этим экзаменам на базе организации EducationUSA. 

«Наших студентов всегда видно»

Галина Шульгина

2 курс магистратуры, ОП «Государственное и муниципальное управление»

Я полагаю, что стала победителем, потому что хорошо справилась с написанием входных эссе: на тему мотивации к участию в программе, точки зрения на лидерство, карьерных планов на ближайшие 5 лет и на тему моей ВКР. В бакалавриате я работала в одной из лабораторий ИСИЭЗ, демонстрировала отличную успеваемость, проходила стажировки в Минэкономразвития, ПАО «Лукойл» и Институте проблем безопасности, где и работаю в настоящий момент. Также я волонтерила на Дне Вышки, проводила профориентационную игру для школьников в рамках деловой игры «Мой выбор» и посильно участвовала в других внеучебных активностях и научных конференциях.

На конференциях и других мероприятиях мне часто говорили «О, ты из Вышки? Я сразу так и подумал». Наших студентов всегда видно, поскольку они демонстрируют высокое качество исследовательских работ. И сами по себе они свободные и вдумчивые.

Очный отбор стипендиального конкурса Потанина проходил в МГИМО. Сначала все студенты собрались в актовом зале на церемонию открытия, после которой разбились на команды для каждой из мини-игр. В одной из игр команды управляли решениями руководства университета, отклоняя или принимая предложения по цифровизации, развитию зарубежного сотрудничества и т.д., исходя из имеющихся ресурсов и ограничений. Была пара игр, связанных со знанием конкретных НКО и созданием социальной рекламы. Отдельная игра была посвящена самопрезентации каждого студента, во время которой мы рассказывали о своих планах на ближайшие 20 лет. 

Все это время за нами наблюдал представитель Фонда, который оценивал результаты каждого и умение взаимодействовать с другими участниками.

Следующий конкурс на получение именной стипендии для студентов магистратуры начнется осенью, подробнее о нем можно узнать на сайте Фонда Потанина.

Что дает конкурс преподавателям 

Платонова Юлия Андреевна

Старший преподаватель факультета менеджмента НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде

В конкурсе наша команда участвовала с проектом «Онлайн-сопровождение развития навыка непрерывного обучения (lifelong learning)». Мы создаем паблики в социальных сетях, на которых размещается научно-популярный контент, игровые задания, интервью с экспертами, практические советы, литературные обзоры, посвященные теме развития навыка непрерывного обучения и управления личными знаниями. Вы можете найти их в InstargamFacebook и  Вконтакте.

Я планирую использовать созданные паблики как одну из площадок для коммуникации со студентами в рамках изучения преподаваемых мной дисциплин «Управление знаниями в организации», «Управление командой проекта». Уверена, такой формат повысит интерес студентов к изучаемым темам и больше вовлечет их в работу.

Конкурс Потанина дал возможность сфокусироваться на тех образовательных проектах, на реализацию которых не хватало времени или инициативы. Кроме того, выделенный бюджет позволил нам приобрести оборудование для создания качественного видеоконтента в домашних условиях, что при дистанционной форме работы просто необходимо.

Козырин Александр Николаевич

Академический руководитель ОП «Финансовое, налоговое и таможенное право»

Наша магистерская программа привлекает внимание абитуриентов возможностью получить первоклассную подготовку не только по налоговому, но и по таможенному праву. Она готовит уникальных специалистов по налоговому планированию в области внешнеэкономической деятельности, которые востребованы работодателями.

Обсуждая перспективы развития программы, Академический совет поддержал включение в учебные планы курса «Налоговое право государств ЕАЭС», одинаково важного для налоговой и таможенной специализаций, сформировавшихся на нашей магистерской программе.

Запустить новый курс в магистратуре – дело затратное. Связано это прежде всего с тем, что значительная часть времени на освоение учебного курса относится на самостоятельную работу студента. А для ее организации требуется создание полного учебно-методического комплекса – программы курса, учебного пособия, практикума для работы на семинарах, контрольно-измерительных материалов. Без этого авторский курс не будет дышать, как бы ни старались лекторы и преподаватели, ведущие семинарские занятия.

Наши попытки получить ресурсное обеспечение под создание такого учебно-методического комплекса для новой перспективной дисциплины не сразу дали результаты. Сейчас поддержку получает в первую очередь массовое образование – бакалавриат. Магистратура, к сожалению, остается на втором плане. До нее пока не доходят руки. А время, между тем, не ждет. И качественное современное образование – это не только про бакалавриат, но в равной мере и про магистратуру.

Отрадно, что Фонд Потанина, понимая это, организовал уникальный конкурс по поддержке образовательных проектов именно в магистратуре. Я и мой коллега по магистерской программе, профессор А.А. Ялбулганов, подготовили заявку, успешно прошли конкурсный отбор и уже больше месяца работаем над реализацией нашего плана, рассчитывая успеть дебютировать с новым курсом уже в наступающем учебном году.

25 июня, 2020 г.

«Вышка» в Telegram