Волонтерский центр Вышки сейчас помогает 12 школам из регионов России. Просьба провести онлайн-занятия по методикам запоминания информации для учеников 7-го класса школы из Жуковского оказалась нестандартной задачей. До этого несколько месяцев студенты проводили занятия по школьной программе. Волонтером стал четверокурсник Кирилл Мишук – специалист по методикам работы с информацией.
Во время учебы в Вышке очень много участвовал во внеучебке, но это не было связано со студенческими организациями. На первом курсе я задумался о том, как получить бизнес-навыки. Стал искать разные профессиональные конференции и волонтерить на них: встречать гостей, раздавать программку, помогать с организацией.
Не всегда было легко: совмещал работу, учебу, волонтерство. Даже такое участие в бизнес-событиях помогало мне понять, интересна ли мне эта сфера, хочу ли я развиваться в ней профессионально.
Волонтерство для меня стало способом погрузиться в тусовку и увидеть все изнутри. На бизнес-конференциях как участник ты не видишь многих вещей, которые можешь увидеть, будучи организатором. Эта польза не всегда очевидна: студенты часто не думают о том, что помощь на конференции может быть полезна лично им в понимании своей траектории развития.
На 3 курсе я увидел, что одна организация проводит курс по навыкам обучения. Тема показалась мне интересной. На целые две недели стал волонтером их курса. А за это организаторы потом предложили бесплатно пройти всю программу.
Мне интересно рассказывать о том, чем занимаюсь. Я недавно сформулировал для себя миссию: мне важно добиться равенства образовательных возможностей. Понятно, что я его никогда не добьюсь, даже если кто-то будет помогать, но мне хочется и мне нравится стремиться к этому.
Я сам из Тамбовской области, там закончил школу. Пусть я и учился в лучшей школе города, я знаю, каково детям, у которых нет таких возможностей. В регионах часто один учитель ведет несколько предметов, на человека падает большая нагрузка.
Это точно полезно всем. Может быть школьники даже и не сталкиваются с таким потоком информации, с каким сталкиваются студенты Вышки. Для меня это когда-то стало большим открытием: дома у меня был ограниченный доступ к Интернету. Такой инфопоток отличается от того, с чем я столкнулся в университете.
Я не привык к такой нагрузке, которая свалилась на меня, к такому количеству информации. Я почувствовал потребность разобраться в том, как данные проще запоминать. Постепенно появлялся уже и научный интерес.
Вспомнить самому, а потом сравнить с оригиналом
Мы привыкли делать заметки во время чтения и возвращаться к ним спустя какое-то время. Это неверный подход. Вместо этого нужно стараться вспомнить информацию самому, а потом сравнить с оригиналом. Чем чаще вы воспроизводите информацию, тем лучше она запоминается.
Есть и другой плюс: за воспроизведение и за генерацию новых идей отвечает одна и та же зона мозга. Когда вы воспроизводите информацию, у вас активизируется зона, ответственная за придумывание идей. Я довёл практику до максимума – выписываю в личный дневник любую мысль, которая пришла в голову. Писать лучше именно в блокнот, а не в телефон или компьютер. За 2 месяца практики во вкладку «проекты в неопределенном будущем» в Todoist добавил 50 проектов.
Возвращаться к информации спустя время
С информацией недостаточно ознакомиться один раз и надеяться, что ее удалось запомнить. Нужно периодически к ней возвращаться. Наш мозг имеет свойство забывать ненужную информацию, чтобы облегчить в будущем доступ к нужной. Как он определяет, нужна ли ему информация? По частоте обращения. Если вы что-то используете каждый день или хотя бы раз в неделю, мозг сохранит это с большей вероятностью, чем факт из школьной программы, который в будущем никак не пригодится.
Чередовать задачи
Вся школьная программа построена на принципе последовательности. Сначала научился решать задачи на вычисление объема шара, потом перешел к сфере, затем к цилиндру и т.д. К сожалению, такой подход не учит важному навыку – умению выбирать необходимый способ решения из имеющихся. Метод «интерливинга» решает эту проблему: все задачи решаются вразнобой. В моменте изучения этот метод дается сложнее и результаты будут хуже. Это окупится уже через неделю использования.
Я не вижу большой разницы между подготовкой к онлайн-уроку или очному.
Самое главное – это репетиция. Перед первыми встречами я репетировал выступление, смотрел, укладываюсь ли я по времени. Конечно, у меня была структура каждого занятия. Иногда уже в процессе я мог что-то изменить, чтобы детям было интереснее.
Слайды – это хорошая подсказка. Они напоминают о том, что я должен сказать дальше.
Не забывайте про привлечение внимания. Я в слайдах использовал ребусы – это игра по угадыванию названия методики. Я даже больше скажу. У меня есть один момент в уроке, когда я жонглирую. Раньше я это делал в конце, а теперь – в середине урока, чтобы удивить и «заставить» досмотреть урок.
Я приходил волонтерить, потому что мне было интересно что-то узнать. Я никогда не думал, что получу какую-то выгоду. А часто получалось, что происходил какой-то обмен: я помогал, а взамен получал знания и ценные контакты.
Если вы хотите присоединиться к команде волонтеров – заполните анкету по ссылке.