© Даниил Прокофьев
Ученый совет обсудил вопрос о реорганизации факультетов права и гуманитарных наук. На заседании, которое состоялось 26 июня, члены совета одобрили изменения, касающиеся внутренней организации факультетов.
На факультете права будут ликвидированы несколько структурных единиц, а также созданы новые научно-образовательные институты, лаборатории и центры по приоритетным направлениям развития факультета. Кроме того, в структуру факультета будут включены несколько уже существующих институтов – Институт права и развития ВШЭ-Сколково, Институт проблем административно-правового регулирования и Институт права цифровой среды.
На факультете гуманитарных наук произошло укрупнение департаментов. Вместо Школы философии и Школы Культурологии создана Школа философии и культурологии. Вместо двух «филологических» департаментов – Школа филологических наук.
Новая Программа развития ВШЭ предполагает создание на месте существующих департаментов и школ, которые занимались исключительно кадровым развитием, но не имели собственных ресурсов для развития исследовательских проектов, «сетки» больших проектов и научно-исследовательских и проектных подразделений, объединяющих сотрудников ВШЭ на основе общей исследовательской повестки. Ученый совет осенью принял решение, что три факультета подвергаются реорганизации в 2020 году, остальные в 2021-2023 гг.
В процессе реорганизации будет сокращена часть преподавательских ставок, введены ставки научных сотрудников. Согласно концепции единого контракта научно-педагогических работников ВШЭ, научные сотрудники в обязательном порядке преподают, а коллеги, занимающие ставки преподавателей – ведут научную работу.
Кроме того, факультет гуманитарных наук переходит к стандартному для других факультетов ВШЭ соотношению преподавательских ставок и числа студентов. У историков и философов сокращается нагрузка на других факультетах ВШЭ.
Учеными ФГН выдвинуто более 30 проектов новых исследовательских структур. Прошедший факультетский конкурс позволил выявить самые многообещающие из них, победители объявлены. Однако в июле работа по дальнейшей «настройке» проектов будет продолжена совместными усилиями деканата и ректората. По результатам работы научно-проектных групп, в течение 2020-2021 учебного года будет рассмотрена возможность преобразования самых успешных из них в отдельные научные и проектные структурные единицы (институты, центры и лаборатории).
«Проекты, которые получат поддержку на первом этапе, получат статус НУГ и ПУГ и при необходимости – первичное финансирование. Критерии простые – перспективность темы для России, научная репутация авторов проекта, убедительность построения «большого коллектива», наличие кооперации с внешними партнерами (для прикладных проектов – наличие заказчика), количество студентов, вовлеченных в проект. ВШЭ – государственный университет, и направления его исследований определяются приоритетами научно-технологического развития, установленными в установленные в Стратегии научно-технологического развития России», – говорит первый проректор ВШЭ Леонид Гохберг.
На основании решения ученого совета ректор в рамках своих полномочий принял решение о ликвидации реформируемых структурных единиц факультетов. «Редакция, которую мы первоначально рассматривали, подразумевала, что мы сразу определяем, кто приглашается в новые структуры, а кто нет. Я провел консультации с деканами и руководителями новых структурных единиц, поговорил с рядом сотрудников, и у меня сложилось впечатление, что необходим еще срок – может быть, две-три недели, может быть, месяц – для того, чтобы новые руководители с этим определились. А коллегам из реформируемых структур надо дать дополнительный шанс предложить и обосновать новые проекты», – пояснил Ярослав Кузьминов.
«Реорганизация факультета права проходит в русле Программы развития ВШЭ. Основой реформы станет Концепция развития факультета права, которую мы обсуждали с преподавательским коллективом в июне. При этом помимо образовательных задач перед нами стоят и научные: нам предстоит обеспечить факультет ресурсами для развития научно-исследовательских проектов, формирования научных и проектных групп из разных подразделений. За лето будут оформлены все необходимые документы и с сентября начнется учебный процесс в обычном режиме», – рассказал декан факультета права Вадим Виноградов.
Интервью Вадима Радаева о трансформации Вышки
И другие итоги 10-часового заседания совета
Декан ФГН Михаил Бойцов рассказал «Вышке для свои», какие изменения ждут факультет.
– Расскажите, для чего необходимы те изменения на ФГН, которые произойдут в ближайшее время?
– Программа развития НИУ ВШЭ до 2030 г. предусматривает значительное усиление проектной деятельности научно-педагогических работников с перспективой превращения ВШЭ в первый проектный университет. Двигаться в этом направлении — дело непростое и во многом экспериментальное, которое предполагает куда более серьезные изменения, чем можно подумать, прочитав в первый раз это место в Программе.
Нельзя исключить, что преобразование в проектный университет на каком-то этапе может привести к резкому ослаблению значения, а то и вовсе упразднению столь привычных нам систем Школ и департаментов, с одной стороны, и институтов, центров и лабораторий, с другой. Несложно представить себе и что «главными» могут стать проектные группы, членам которых предстоит выполнять и исследовательские, и преподавательские, и проектные задачи одновременно.
Пока что мы видим, как на факультете права — поставленном первым в очереди на переход к проектной деятельности, — произошла весьма серьезная трансформация всей его структуры. Факультет гуманитарных наук — второй в этой очереди и похоже, что преобразования у нас будут не менее глубокими, чем у коллег-юристов, причем новациями этого лета дело, скорее всего, не ограничится.
– Одно из крупных изменений на ФГН связано со Школой философии и Школой культурологии, которые воссоединяются в Школу философии и культурологии. Почему решено объединить их?
– Пять лет назад, одновременно с созданием ФГН, бывший факультет философии разделился на Школу философии и Школу культурологии. Так что обе Школы друг другу не чужие.
В тот момент было важно помочь направлению культурологии в ВШЭ институциализироваться, получить равный статус с такими традиционными дисциплинами, как философия, филология, лингвистика и история.
В настоящее время в важности культурологии для ВШЭ уже никто не сомневается и в тень ее уже, к счастью, больше никому не задвинуть. Вместе с тем становится видно, что у нашей культурологии постепенно проявились, так сказать, три лица. Одно — это проектно-экспертная деятельность, второе — это преподавание, а третье — теория культуры. Теперь уже первое из этих лиц, похоже, стало настолько значительным, что вполне может претендовать на собственное институциональное существование. В рамках какой именно институции, мы сейчас как раз обсуждаем.
Во втором лице стал заметен некоторый недостаток витаминов — то есть, фундаментальной теоретической подготовки. Воссоединение с философами здесь должно быстро исправить положение.
Что же до оставшегося третьего лица, то оно как раз и есть не что иное как лицо философа.
– В июне на ФГН завершился первый для факультета конкурс проектных групп. Почему было решено проводить такой конкурс в этом году? Как это повлияет на работу факультета?
– Идея организации конкурса непосредственно вытекает из решения брать курс на развитие проектной деятельности. С одной стороны, когда мы провели «инвентаризацию» проектов, которые в той или иной форме выполнялись на факультете, мы все удивились не только их разнородности, но прежде всего их числу.
С другой стороны, в этой множественности и разнохарактерности не просматривалось контуров системы, на которую можно было бы опереться. Тогда мы и предложили провести конкурс на гранты из средств, выделенных факультетом на развитие проектной деятельности.
Конкурс должен был выявить активных коллег, готовых брать на себя хлопоты по организации групп соратников, но также и направления, которые могли бы привлечь значительные силы и привести, как хотелось бы, к кристаллизации солидных проектных групп из преподавателей.
Понятно, что сотрудники институтов, центров и лабораторий и так работают над реализацией проектов, включенных в их задания. Но ведь немало преподавателей в такие проекты не включены.
Еще задолго до объявления конкурса мы вместе с руководителями школ и департаментов искали такие направления проектной деятельности, которые могли бы объединить представителей наших разных дисциплин (курс на междисциплинарность, на создание и распространение общегуманитарного знания, был взят с самого момента объединения старых факультетов «по отраслям знания» в общий факультет гуманитарных наук.)
Действительно, представленные на конкурс заявки в целом выстроились вдоль обсуждавшихся «силовых линий». Одним из главных условий было обязательства заявителя предоставить места в проекте студентам и аспирантам. В качестве жюри конкурса выступила научная комиссия ФГН. О ее критериях определения победителей уже поведал председатель комиссии Алексей Вдовин.
Впрочем, на объявлении результатов конкурса дело отнюдь не заканчивается. Нам еще предстоит провести немало переговоров с победителями, чтобы уточнить дизайн проектов и постараться попрочнее заложить фундаменты перспективных проектных групп, чтобы через некоторое — не очень продолжительное — время из них, возможно, выросли новые лаборатории и центры.