• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проверяй и властвуй

Старший преподаватель Школы философии Тарас Пащенко – о критическом мышлении

Книга Тараса Пащенко «Критическое мышление: железная логика на все случаи жизни», написанная в соавторстве с бизнес-тренером Никитой Непряхиным, вошла в лонг-лист крупнейшей премии «Просветитель» в номинации TeenTalk. Мы поговорили с Тарасом о том, как использовать critical thinking в жизни и как развивают эту компетенцию студенты Вышки.

Пащенко Тарас Валерьевич

Старший преподаватель Школы философии факультета гуманитарных наук, заведующий лабораторией проектирования содержания образования

– Что такое критическое мышление и какие навыки включает в себя это понятие?

– Существует очень много определений. Впервые о критическом мышлении применительно к образованию начал говорить американский философ и педагог Джон Дьюи в начале XX века. Он понимал критическое мышление как мышление эффективное, которое помогает лучше решать какие-то жизненные или профессиональные задачи. Его основной тезис состоял в том, что критическим мышлением надо заниматься с раннего возраста, в противном случае взрослым приходится тратить больше усилий для решения разного рода задач. 

Самый простой пример: представьте, что много лет вы ездите по привычному маршруту на метро, хотя, возможно, за это время появился более удобный и быстрый способ, например, каршеринг. Но вы делаете вид, что его не существует, и продолжаете ездить на метро. Здесь мы видим важную составляющую критического мышления – это готовность смотреть на ситуацию с разных сторон, искать новые способы решения привычных задач.

В рамках наших образовательных проектов мы связываем критическое мышление с тремя группами навыков:

  • навыки анализа информации
  • навыки рассуждения, проверки гипотез, доказательства, обоснования
  • навыки аргументации

Каждый из этих компонентов направлен в равной степени как на других людей, так и на самого себя. 

Критически мыслящий человек находится в состоянии постоянной рефлексии или регулярно в него возвращается, пытаясь ответить на вопрос: «Достаточно ли я рационален? Можно ли посмотреть на ситуацию как-то по-другому?»

Если рассматривать критическое мышление как компетентность, то важны не только навыки, но и знания, а также личностные установки (диспозиции). Если человек не любознателен, не настойчив, не обладает интеллектуальной смелостью, не хочет задавать вопросы, даже обладая умением определять надежность источников информации, он просто не будет этого делать.

– В каких ситуациях без критического мышления не обойтись?

– Как студенты развивают навыки критического мышления в рамках учебной программы?

– Наши преподаватели включают в обучение различные элементы, направленные на развитие этих навыков: дискуссии, анализ текстов, обсуждение ошибок. Помимо этого, в Вышке есть майноры, которые содержат в себе курсы по critical thinking – «Философия» и «Навыки XXI века: 4 "К" (Коммуникация. Креативность, Критическое мышление, Командная работа)». Они созданы для студентов самых разных образовательных программ. 

Большая часть занятий на майнорах проходит в формате игр, которые помогают научиться различать плохие и хорошие аргументы, видеть логические ошибки и уловки, выявлять и «отбивать» некорректно поставленные вопросы, определять вероятности наступления тех или иных событий и т.д.

На занятиях по критическому мышлению мы часто проводим дебаты. Самое классное – видеть, как меняется их уровень в процессе обучения. Если сначала они больше похожи «на базар-вокзал», то к концу программы это, как правило, осмысленные дискуссии, в которых студенты становятся гораздо аккуратнее с выбором аргументов.

Мы уделяем много внимания исследовательской работе: по итогам занятий ребята часто проводят исследования, связанные со своей предметной областью, защищают их и рецензируют исследования однокурсников. Например, в этом году студенты изучали Instagram-аккаунты блогеров и приемы, которые они используют для продвижения товаров и услуг. 

Также ФЭН проводит научно-исследовательский семинар «Экономическое мышление», задействующий критическое мышление для анализа происходящих на микро- и макроуровне явлений и выстраивания аргументации по проблемам экономической политики. 

– При поступлении во многие зарубежные вузы абитуриенты сдают экзамен по critical thinking, проверяется ли уровень этой компетенции в Вышке?

– Системной практики у нас пока нет, но Центр психометрики и измерений в образовании Инобра занимается разработкой стандартизированного теста по критическому мышлению для студентов бакалавриата. Я вхожу в рабочую группу, и мы очень надеемся, что удастся представить его к новому учебному году. 

В тесте будут не просто общие вопросы на анализ текста, а оценка того, как учащиеся работают с информацией в интернете. Например, им будет дана позиция, аргументы для которой нужно найти в сети. Система проанализирует, какие сайты они используют для поиска и к каким источникам они обращаются. Это очень важный навык в эпоху fake news, который мы хотели бы развивать у студентов. 

– Здесь мы подходим к очень важной теме: как пользоваться критическим мышлением в СМИ?

– Прежде всего, есть стандартная процедура фактчекинга, которой учат журналистов. Если вы видите какую-то новость, проверьте, кто об этом пишет, достаточно ли это авторитетные источники, задайте вопрос эксперту: «Действительно ли это так?» 

Но самое важное – это готовность подвергать сомнению любую информацию: «Возможно, она создана, чтобы ввести меня в заблуждение или как-то повлиять на мои решения?»

В июне Центр медиапрактик Вышки запустил программу повышения квалификации  «Новые технологии фактчекинга для защиты внутренних и внешних коммуникаций от фейк-ньюс» . Она помогает развить умение оперативно отсекать токсичную информацию и создавать персональные и коллективные фильтры для защиты личных и корпоративных коммуникаций.

Также читайте

Центр медиапрактик ИКМ НИУ ВШЭ подготовил небольшую памятку

– Расскажите о вашей книге, как она учит мыслить критически и кому она адресована?

– Она написана для подростков 10-15 лет и содержит в себе истории с ситуациями, которые учат принимать решения самому – не оглядываясь на «авторитетные мнения» друзей или старших. Например, в школе кто-то запускает слух или бабушка собирается купить чудо-аппарат от всех болезней у мошенников – мы разбираем, как рассуждать и поступать в данных ситуациях. Из книги ребята узнают, как распознавать стереотипы и не поддаваться их влиянию, как наш мозг искажает действительность, как правильно обобщать и классифицировать предметы и идеи, как рассуждать логично и последовательно. Мои дети ее прочли, и им понравилось!

@Альпина Паблишер
8 июля, 2019 г.

«Вышка» в Telegram