Проректор ВШЭ Сергей Рощин в интервью порталу рассказал о причинах реорганизации трех факультетов Вышки.
«Различная организационная институциональная динамика – это совершенно нормальный процесс и в российских, и в мировых университетах для того, чтобы найти те организационные модели, которые могут ответить на вызовы, возникающие перед современным образованием.
Я напомню, что в 2013-2014 годах в университете была реформа, которую тогда мы условно называли переходом к мегафакультетам, когда малые факультеты объединялись в более крупные, чтобы сконцентрировать ресурсы и лучшим образом их использовать в исследовательской и образовательной деятельности, чтобы в большей степени достигать синергии во взаимодействии различных образовательных и исследовательских предметных направлениях.
Тогда же мы разработали и запустили оригинальной бакалаврскую модель, где впервые предусмотрели проектную работу. Многие вопросы, которые сейчас возникают во время реформы факультетов, возникали и тогда.
Сейчас мы ищем другую организационную модель на трех факультетах. С чем это связано? С тем, что тогда, в 2013-2014 годах, переходя от факультета к мегафакультетам, мы еще старались переходить от мелких кафедр к департаментам, школам, которые объединяли коллег и позволяли вести внутри профессиональную дискуссию более широко и использовать ресурсы более эффективно. Как мы видим, за эти шесть-семь лет часть школ и департаментов во многом по-прежнему сохранили дизайн кафедр, только больших кафедр. В основном они посвящены преподавательской деятельности, а исследовательская, аналитическая и профессиональная деятельность ведется преподавателями, скорее, в индивидуальном порядке.
В связи с этим перестройка трех факультетов направлена на то, чтобы сформировать коллективы, которые объединены общими профессиональными, академическими, исследовательскими целями и проектами.
Это важно с точки зрения тех задач, которые мы решаем в развитии образовательного процесса. Когда мы говорим о включении проектной составляющей в образование, речь идет о том, чтобы студенты встраивались в настоящие, взрослые, большие проекты. Для этого надо, чтобы у них были контрагенты для диалога, чтобы были те подразделения, лаборатории, институты, которые ведут эти многолетние проекты, где складывается профессиональная деятельность, накапливаются различные компетенции, куда студенты бакалавриата, магистратуры, аспиранты могут входить как часть профессиональных команд.
Мы видим, что в рамках департаментов и школ это не получалось. В связи с этим сейчас и происходит перестройка трех факультетов, где, на наш взгляд, в наибольшей степени назрела необходимость организовать нашу деятельность так, чтобы ответить на исследовательские и образовательные вызовы университета и построить проектную работу»