Наталья Воронцова, студентка «Политологии», поговорила с кураторами, которые будут встречать первокурсников в сентябре. Они рассказали, как они приняли решение стать кураторами, как проходило обучение и какие качества в них развивает школа.
— Как был организован отбор, какие были задания?
— Анкеты — первая волна отбора, мы составляли списки желающих. Затем были групповые задания, а после — финальный этап: собеседование в Zoom.
Анкета нужна для того, чтобы понять, как кандидат воспринимает понятие «куратор». Однако упор в отборе мы делаем на очный этап, поскольку многие из нас анкету заполняют на бегу и не всегда серьезно к этому относятся.
Групповые же этапы намного более показательны, так как кандидат показывает себя во взаимодействии с командой. В группе ребята должны были придумать мероприятие для первокурсников и прорекламировать какой-либо предмет, например помаду. Второе задание, на мой взгляд, самое интересное, потому что благодаря креативу участников можно посмотреть на знакомую вещь с другой стороны.
Наконец, на последнем этапе мы общались с будущими кураторами наедине. Вопросы задаем простые, например: «Почему ты решил стать куратором?», однако с их помощью можно понять мотивацию человека, его восприятие кураторства, опыт, который он хотел бы от него получить.
Но, на самом деле, единственное и главное задание в школе кураторов — адаптировать будущих первокурсников в жизнь нашего университета.
— Расскажи про кандидатов.
Впечатление великолепное, все ребята классные. Было около 45 человек. Отношение к ним от этапа к этапу становилось лучше, ребята старались, показывали свои возможности. Самый интересный этап – групповой. Интересно было наблюдать за потоком фантазии ребят.
Куратор — командный игрок, ему нужно уметь коммуницировать, доносить свои мысли и креативить. Он должен быть стрессоустойчивым и легким на подъем — быстро подстраиваться под новые обстоятельства и не терять позитивного настроя.
— Тебе самому нравилось быть куратором?
Я люблю кураторов, мне нравится все, что с ними связано. В какой-то мере можно сказать, что я живу этим. Когда ты видишь, что тебе и твоему напарнику удалось создать позитивную атмосферу в новой группе, на душе становится тепло. Для меня этот опыт безумно важен, он открыл мне новые векторы развития, я двигаюсь вперед.
Мы записали монологи Ани Уланской, Алана Гадзаонова и Ильи Кузьмина, студентов 2 курса «Государственного и муниципального управления». Совсем недавно они прошли онлайн-школу кураторов: они будут встречать первокурсников в сентябре 2020.
Учеба в Вышке — большое приключение и испытание в окружении замечательных людей. Я люблю нашу внеучебную жизнь и активно принимаю в ней участие. Первая в истории онлайн-школа кураторов прошла замечательно.
В числе качеств, необходимых кураторам, я всегда называю открытость новому опыту и новым знакомствам, ведь в начале учебного года нам нужно будет встретиться с большим количеством новичков. Согласен и с тем, что не менее важна стрессоустойчивость.
Мысль о кураторстве пришла в ходе адаптационной программы: я видел, как кураторы стараются. Я решил, что хочу побывать на их месте и также стоять перед наивными и еще не уставшими от учебы первокурсниками. Для них мы — проводники в новый мир студенческой жизни, готовые всегда оказать поддержку.
Думаю, в августе я начну немного нервничать, но в целом я готов встречать новых студентов. Я думал, что онлайн-формат сделает процесс обучения в школе кураторов скучным и затянутым, но вышло очень познавательно и эмоционально.
Нас обучали тому, как взаимодействовать с первокурсниками, было несколько блоков по личностному развитию. Куратор никогда не должен «закрываться» от своей группы, важны ответственность, организованность, умение верно доносить свои мысли.
Меня в свое время очень вдохновили мои кураторы, и мне стало интересно, смогу ли я также вдохновить первокурсников. А еще я видел, какая крутая в Вышке организация кураторов, и понял, что с этими ребятами будет здорово поработать.
В этом году школа кураторов прошла в новом онлайн-формате. Мы весь день общались с наставниками и кураторами других факультетов в Zoom, осваивали информацию об университете и кайфовали. Многое, чему нас учат в школе, помогает и в других областях жизни: например, ораторское искусство.
Сейчас я в полной готовности, уже хочется познакомиться с будущими первокурсниками, рассказать им то, что знаю я. Так когда-то рассказывали мне, а я с восхищением слушала.
Кураторство — это невероятный драйв. Пройти эту школу я захотела, когда знакомилась со своими будущими однокурсниками и нашими кураторами. Мне всегда было интересно помогать людям, заводить новые знакомства, а эта работа похожа на наставничество. Ты вводишь первокурсников в курс дела, помогаешь сплотить новое сообщество.
Подготовила Наталья Воронцова